Имена

Владимир Климов

Скоморох на Олимпе
(О режиссере Петре Фоменко)

Всегда поражался той почтительной, почти пиететной интонации, с какой различные маэстро (и возрастом, и официопризнанием его явно превосходящие!) называют имя Петра Наумовича Фоменко... Не Петр Фоменко – говорят – а именно по имени-отчеству и с нескрываемым почтенным удивлением...

Может быть, оттого это, что – достиг он высшей славы – и тут же вышел из нее вон... Прижизненная классиковость не царапнула его живую душу истеблишментностью своей, ошметки которой ни к чему раскаленному и живому – не пристают...

Вот и говорят о нем Особо Важные Персоны как бы с почтенным удивлением, не зная – как к его от них отрешенности – относиться...

Чужой среди своих – Скоморох на Олимпе...

Слава шла к нему долго, драматично – и, едва дойдя, осталась так и не замеченной... Им – незамеченной... И остался от Славы – только пепл от лавы...

Петр Фоменко и его «Фоменки» – строят театр из «феноменок», из уникальных осколков, ракурсов, взглядов, драматических трюков, извлеченных из таких человечьих бездн – откуда можно и не вернуться...

Мир феноменов, чудес, азартных непредсказуемостей, раблезианской избыточности и такой, почти звенящей, Паузы, такого самоуглубленного молчания, что почти физиологически чувствуешь эту в Кульминацию взведенную Тишину... Звенящую – как – Одиночество...

И все это карнавальное пиршество выдумки, фантазии и... Тишины – для того, чтоб вычислить Человека во всей его бездной непредсказуемости, бродильной трагичности и высокой Художественности...

Петр Фоменко – безусловно, поэт в своей стилистике, режиссирующий Поэт... На мой взгляд, к его миру чрезвычайно подходит знаменитое одностишье Дилана Томаса: «Моя метафора – человек» (Я, правда, тут же ответил своим мини-фестом: «Метафора – мой Человек»...)

И даже все формальные изыски – Игры с пространствами, например, – для того лишь, чтоб испытать Человека на перемены, на мизансцену... На кульминацию, наконец...

А еще на реплику. На музыку фраз. И даже – на сдвиг по фразе...Петр Фоменко – как никто чувствует, что в Слове – столкновение, соитие разноМузых стихий...

Не только значение (на этом почти все и останавливаются, даже драматурги!), но и звучание (стало быть – музыка), но и – свечение (подтекст), и даже – живописность (цвет!)... И – зрелищность...

Именно на спектаклях П.Фоменко окончательно оформились некоторые фантазии о Слове-и-Сцене, вечном споре: о том, кто в театре – первее... Убедительнее прочих позицию сторонников преимущества Слова над зрелищем сформулировал Осип Мандельштам...

«...Истинный и праведный путь к театральным осязаниям лежит через Слово, в слове скрыта режиссура, в строении речи стиха или прозы дана высшая выразительность...»

Итак, Слово первее Зрелища. Даже в Театре, где зрят, а не слушают... И древнейший спор вспыхивает и перевспыхивает каждый раз, когда в межжанровую перебранку вступают новый Большой Поэт или новый Большой Режиссер...

А что, если все проще – и все мистичнее...

А что, если Человек – то же Слово. И строение его жизни, его тело и физиология, его характер – тот же Текст, подлежащий бесконечному разгадыванию и интерпретации, противоречащих друг другу ... Сколь много людей -рассказов, людей-поэм или новелл и даже толковых словарей и ходячих энциклопедий разбросано по людскому миру или аккуратно стоят в Жизнеотеке (от-библиотеки). Зачитанные до дыр или – Памятью нетронутые...

Слово – в свою очередь – и телесно, и человекоОбразно... Сколько грации в одном, сколько мимики – в другом! А какие биографии у них, какие судьбы! Как бесцветны, бездейственны – иные... А сколько темперамента, огня, жизни – в некоторых словах, и сколь – тусклы, пресны, неуклюжи и нелепы прочие...

Слова в тексте – общаются, конфликтуют и даже флиртуют. Держат паузу или – удар... Не по-обломовски возлежат, а – действуют!...

И как Актер – разен в разных ролях, одно и то же слово в разных текстах и контекстах – играет разную роль, по-разному звучит и по-разному смотрится...

Итак, вечный конфликт – кто в театре первее – теряет смысл.

Все главные и первые.

Как это и происходит в спектаклях Петра Фоменко…

Их определяет столкновение, дуэт-дуэль двух стихий – точнейшей выстроенности, тончайшей нюансировки – и разверзание бездн импровирзания, таких отчаянных, что дух захватывает.

Наотмашь бьющая, пьянящая Образность – и долгая, почти невероятно длящаяся Тишина (всегда – это Музыка Тишины).

Артистичная аристократичность формы и раблезиански избыточное содержание (реже – наоборот!), сочетая пронзительность и поразительность – одновременно...

Площадная стихийность Игры тщательно уложена здесь в Стильность и в Тонкость...

Радость жизни, жажда жить – в кровь раздираемые, но продираются сквозь абсолютную трагичность бытия...

У Петра Фоменко – трагический мир азартного разгула веселых Персон, не особо важных, а – особо Живых, по-особому живущих...

Он – уникальный не только режиссер и строитель Театра, но и – Педагог со своей особенной и блестящей Школой (вот где сказались его почти детское любопытство и Любовь к человеческой природе!) – самый главный Персонаж его Спектаклей (а они никогда не кончаются – всегда длятся), самый непредсказуемый и – феноменный!..


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Театр"]
Дата обновления информации (Modify date): 19.10.09 16:43