События

Нара Лутонян
(Мадрид)

«Щедрый подарок»

В октябре 2008 года в одном из лучших камерных залов Мадрида в фонде «Хуан Марч» был представлен цикл из четырех концертов «Русская музыка. 1960–1990 годы». В испанской столице прозвучали произведения Альфреда Шнитке, Софьи Губайдулиной, Родиона Щедрина, Андрея Эшпая, Бориса Чайковского и других композиторов. Путешествие в мир русской музыки, отразившей все своеобразие той исторической эпохи бывшего Советского Союза, стало ярким событием культурной жизни Мадрида.

Я пишу эти строки и думаю, каким же притягательным и интригующим стало это музыкальное погружение в прошлое для испанцев! Культурное и духовное наследие бывшего СССР со всем его своеобразием и неповторимостью попрежнему возбуждает интерес в мире. Притом, постороннему наблюдателю подчас непросто понять, как в условиях тоталитарной системы, где на гениальных творцов давил тяжкий груз несвободы и двойной морали, тем не менее рождались подлинные музыкальные шедевры? И хоть понять это, вероятно, и трудно, но можно ощутить сердцем всю глубину и силу исполненных в Мадриде произведений. В прозвучавшей музыке жила и взрывалась протестом мощная творческая личность, вырвавшаяся отважно из-за барьеров на простор свободы.

Скрипач Левон Меликян, пианистка Софья Меликян и виолончелистка Наталья Маргулис исполняют произведения российских композиторов.
Мадрид, октябрь 2008 года

Я сама не музыкант, но страстная поклонница музыки. Каждый раз, собираясь на концерт, ощущаю приятное волнение в предчувствии магического соприкосновения с прекрасным. Так случилось и в октябре 2008 года, когда я пришла на один из концертов цикла «Русская музыка. 1960–1990 годы». Я услышала в исполнении скрипача Левона Меликяна, виолончелистки Натальи Маргулис и пианистки Софьи Меликян «Сонату для виолончели и фортепьяно» Бориса Чайковского, «Сонату для скрипки и фортепьяно» Андрея Эшпая и «Сонату для скрипки и виолончели Rejoice» Софьи Губайдуллиной. Прошло время, но я до сих пор нахожусь под впечатлением услышанной музыки и ее исполнения! Думаю, не только я, но и другие слушатели ощутили радостный взлет души. Неожиданные, причудливые звуковые гармонии пробуждали в нас стремление к медитации, уносили мысли как бы в другое измерение, в другое время и пространство. Словом, это было настоящее чудо...

Концерт открыла «Соната для виолончели и фортепьяно» Бориса Чайковского. Непредсказуемый, волшебный диалог двух инструментов раскрывали поэтическое содержание сонаты. В ней были свет и тьма, изумительная легкость и свинцовая тяжесть одновременно. В то время, как виолончель Натальи Маргулис выстраивала строгую череду резко сменяющихся ритмов, звуки из-под фортепьянных клавиш Софьи Меликян были похожи на легкие струи прозрачного потока. Непреклонность и нежность растворялись в единой гармонии.

Соната Андрея Эшпая для скрипки и фортепьяно в исполнении Левона Меликяна и его дочери Софьи явила откровение души композитора, чей музыкальный язык очаровал соединением элементов авангарда и классики. Музыка летела легко и свободно, было даже ощущение, что звуки сонаты рождались внутри моей души!

«Соната для скрипки и виолончели Rejoice» Софьи Губайдулиной – одно из грандиозных творений мировой музыкальной культуры второй половины ХХ столетия. Виртуозная игра Левона Меликяна и Натальи Маргулис передали всю сложность и глубину этого произведения, которое требует от исполнителей и слушателей высочайшей сосредоточенности. Да, это отнюдь не некая приятная слуху мелодия, но, по словам самой Софьи Губайдулиной, «переход на другой план существования». Я пережила момент восприятия чистых первозданных звуков. Соната, полная абстракций и символов, написана языком порой холодным, отстраненным, в ней ощущаются поиски трансцендентального смысла бытия и чистой энергии духа. Благодаря неповторимой тональной концепции и контрастным оттенкам звуков соната Губайдулиной смело раскрывает личное мироощущение автора. Левон Меликян и Наталья Маргулис в своем исполнении этого произведения достигли совершенной гармонии звука и мысли... Когда соната отзвучала, публика в зале после ошеломленной тишины взорвалась бурными аплодисментами. На бис было исполнено скерцо из «Трио для скрипки, виолончели и фортепьяно» Георгия Свиридова. Испанская публика долго благодарила Левона Меликяна, Наталье Маргулис и Софью Меликян за щедрый дар соприкосновения с великой русской музыкой ХХ-го столетия.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Испания"]
Дата обновления информации (Modify date): 28.10.09 15:53