Nota bene

Е.И.Пассов, Э.Колларова

«Личностный аспект модернизации школьного образования»

Этот материал лёг в основу выступления Эвы Колларовой на Международной конференции русистов в Прешове (Восточная Словакия) 11.09.2008 г. и прозвучал на заседании семинара переводчиков в Словацком институте в Москве в 2009 году.

Фотография Ладислава Ковачика

Сегодня в Росии и в Словакии мы находимся на стадии активного реформирования и модернизации школьного обучения.

Польза и мечта – так можно озаглавить наши стремления,в которых взаимоотношения педагога строятся не на уровне: учитель–ученик, а на уровне: личность–личность (...напoминаем известное «быть личностью – значит заменить состояние институциональное состоянием чисто человеческим»).

Мы все прекрасно знаем,что перемены в сознании – это прежде всего следствие социальных и экономических процессов. Но давайте подумаем о том, что спасало народы в самые тяжкие времена? Дух! А он у человека – результат воспитания! Воспитания, которое и есть главная составляющая цель образования, образования человека духовного. Поэтому наш путь:

Oт homo loquens – к homo spiritualis
От человека говорящего к человеку духовному

Горький опыт России конца прошлого и начала этого века свидетельствует о том, как упал уровень духовности значительной части народа и как это сказывается на всех сферах жизни.

Сейчас в России все думающие и озабоченные судьбой страны люди всё отчётливее осознают, что проводимая ныне модернизация образования грозит большими бедами. По сути это не модернизация, а «западнизация», т.е. копирование далеко не лучших образцов (типа единого государственного экзамена с его тупым тестированием, болонской системы подготовки специалистов и т.п.) В результате некогда лучшее в мире российское образование, славившееся своей фундаментальностью, рухнет... Есть такая опасность, что удастся убить духовность «самого непокорного на земле народа».

В Словакии тоже идет «западнизация», но всё-таки нельзя ставить знак равенства между словацкой модернизацией и западнизацией. У нас тоже идет часто тупое тестирование, деперсонализован и деэмоционализован, обездуховен экзамен на аттестат зрелости, единый государственный экзамен. Исчезли из газет наши статьи MATURITA AKO ZAZITOK.

Но мы пока не сдались. Вернем в школу духовность, эмоции!

Кто такой «человек духовный»? Это не тот, кто что-то знает и умеет, т.е. компетентный. Человек духовный обладает устойчивыми (на уровне мировоззрения) ориентирами, управляющими его деятельностью в любой сфере: культурой созидательного, творческого труда, культурой разумного потребления, культурой гуманистического общения, культурой познания, культурой эстетического освоения действительности и т.п. Обладает Культурой в самом широком смысле этого слова.

А что нам пытаются внедрить ориентированные только на Запад инициаторы современной модернизации образования? Вот содержание лишь одной из пяти компетенций, которыми, по их мнению, должен обладать выпускник средней школы: «в сфере гражданско-общественной жизни он должен уметь исполнять роль (?!) гражданина, избирателя, покупателя» (из «Стратегии модернизации российского образования»). Вы думаете, составители «Стратегии...» не понимают разницы между «исполнять роль гражданина» (это успешно делают резиденты) и быть гражданином? Или между «исполнять роль покупателя» (это доступно любому полуграмотному обывателю) и «владеть культурой разумного потребления»? Всё они понимают! Просто их умами завладели философия прагматизма, так называемый компетентностный, а по сути технократический подход к образованию, безразличие к судьбе России и Словакии... В их философии отсутствует чувство любви к родине, к корням...

Не так давно, выступая перед журналистами, министр образования и науки России Андрей Фурсенко обронил фразу: «Мы примерно понимаем, куда нам идти». Примерно! Поистине, оговорка по Фрейду.

Представляете, где бы сейчас была Россия (да и многие страны Европы, освобожденные от фашизма), если бы полководцы советской армии во время Второй мировой войны вели свои армии, имея такой стратегический план...

Если дурное образование не убивает людей в реальном времени, то это не означает, что посеянная им бездуховность в конечном счёте не взорвёт всё общество, как мина замедленного действия. А то, что модернизируя наше образование по такому «как бы» плану, мы эту мину закладываем, у подавляющего большинства разумных и патриотично настроенных людей сомнения не вызывает.

Вообще образование – очень сложная, многомерная и одновременно хрупкая система. И перемены в ней, чтобы быть успешными, должны быть системными, обдуманными и осторожными. Это не сапожная мастерская, где ставят заплатки на старые башмаки, и даже не ателье или фабрика, где шьют всё по стандартам; образование – это лаборатория высокой моды. И мнение о том, что им могут руководить люди, не прошедшие «все круги ада», а вообще менеджеры-чиновники, глубоко ошибочно. Это равносильно тому, чтобы посадить за штурвал самолета водителя автобуса. А именно подобное мы сейчас и наблюдаем.

В Словакии (в связи с реформой) кое-что меняется к лучшему; прежде всего наконец-то персонализована ответственность за новую программу, учебные материалы, за подготовку учителей к реформе... Этого в прошлом не было, всё было спрятано в анонимной псевдоответственности. В сентябре 2008-го года словацкий министр школьного образования назвал имена пяти экспертов, ответственных за реформу в иноязычном образовании. Один из авторов этой статьи имеет честь отвечать за преподавание русского языка в Словакии «от садика по диплом».

Служение образованию «не терпит суеты». И действенность образования тоже неспешна. Плоды будем пожинать лет через 15–20. Можно заложить фундамент развития людей и общества, а можно (незаметно!) – мину замедленного действия. Рванёт похлеще Чернобыля, потому что катастрофа будет духовная.

По мнению нынешнего российского министра, чтобы избавиться от недостатков советского образования, надо растить не человека-творца, а потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, уже разработанные в мире. Чего достигнет страна, если её люди будут потребителями-исполнителями, владеющими лишь отвёрточной и сборочной технологиями?

Мы думаем, что в современный лозунг – уберечь народ от вымирания – надо включить его важнейшую составляющую: уберечь народ от деградации. А это под силу только подлинному образованию. Целью такого образования должен стать человек духовный, нравственный, а не некие компетенции, знания, умения. Для этого содержанием образования обязана быть культура. Именно вхождение человека в культуру, её освоение, делает его духовным. Входя в пространство культуры, человек познаёт, развивается, воспитывается и учится. Конечно же, он овладевает и знаниями, и умениями, но они – не самоцель, они – лишь «часть» (и не самая главная!) культуры. Человек знающий и умеющий («специалист»), но неразвитый и бездуховный, безнравственный – просто деляга, причём не безвредный.

Именно поэтому устаревшую и заскорузлую знаниецентрическую парадигму образования следует заменить культуросообразной, как мы оба об этом говорили в наших теоретических работах и учебниках.

Сказанное имеет прямое отношение и к профессиональной подготовке учителя. Дело в том, что никакую реформу (модернизацию и т.п.) нельзя провести успешно, не реформировав систему профессиональной подготовки учителя.

Как же обстоит дело с профессиональной подготовкой словацкого русиста?

Далеко не лучшие учащиеся средних школ собираются стать учителями. Но когда-то кто-то умный сказал: «воспитатель никогда не добьется того, чтобы на дикой яблоне росли персики, но он может достигнуть того,что яблоки этого дерева будут сладки». Умный воспитатель... По поводу состава тех, кто готовит будущих учителей, нам хочется сказать следующее: за долгие годы нашей педагогической деятельности мы пришли к выводу, что не самое важное то, чему учим, не так важно даже как мы учим, важнее КТО учит. И кто же мы?

Эталон русского интеллигента – академик Дмитрий Лихачев требовал в школах и университетах присутствия референтных образов, присутствия тех наших современников, чьи имена звучат как девизы. Но пока, нам кажется, существует дефицит людей, которые устоят перед вопросом: кто ты такой,чтобы меня учить?!

Школам, университетам нужны люди с харизмой, с особым духовным космосом, нравственные авторитеты, у которых есть совесть, благородство, достоинство и мастерство педагога.

Есть две составляющие Учителя – мастерство и личность. Если учитель не будет ими обладать, нам не удастся сделать образование мощным фактором духовного, социального и экономического развития. Дело в том, что в современном мире ценность учителя заключается уже не в том, что он является неким ретранслятором знаний (есть интернет!), а в том, что его функция становится личностно-образующей.

Значит важна не «рыночность» изучения русского языка, а более человечное освоение мира благодаря знанию русского языка.

Мы решаем этот вопрос,поэтому настаиваем на личностном аспекте модернизации образования (и иноязычного в том числе).

Литература

Пассов, Е.И.: Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея, Липецк, 2ОО6.
Пассов, Е.И., Кибирева, Е., Колларова, Э.: Концепция коммуникативного иноязычного образования, Санкт-Петербург, 2ОО7.
Колларова, Э.: Русские культурные исследования,Банска Бистрица, 2ОО7.
Kollarova, E.: Hovory so sebou a s Vami o „Vstrecach s Rossijej“, Bratislava, 2OO8.
Русский яык в центре Европы, № 11, Банска Бистрица, 2ОО8.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 26.11.09 16:31