Художники России

Е.А.Шершова

Фейерверк красок, или Красочные эксперименты с композицией
(О Дмитрии Степанове)

Что поражает в картинах Дмитрия Степанова? Во-первых, качество, или «сделанность», к которой когда-то призывал русский художник Павел Филонов. Во-вторых, звучание, выстроенное на контрастах и чистом цвете. Какие ассоциации? Цветы? Февральское солнце или буйные краски лета, или вершины гор в лучах зари? В русской традиции вспоминаются полотна Игоря Грабаря, да и художников «Мира искусства» с их необычайной верой в красоту цвета, в его эмоциональный лейтмотив. Традиция приводит и к московскому объединению «Голубая роза». Краски Н.Сапунова, Н.Крымова, П.Уткина, С.Судейкина тяготели к декоративизму. Декоративная линия производственного искусства (текстильного производства) тоже всплывает в ассоциативной памяти, эта линия заняла нишу в истории искусства в 1920-е годы. Знаменитые русские художницы Любовь Попова (работала на ситценабивной фабрике) и Варвара Степанова (эскизы тканей 1924 – 1925 годов) внесли свой вклад в сферу разработки рисунков тканей.

Сегодня можно говорить об искусстве аэрографии, шелкографии, где современные материалы позволяют экспериментировать с композицией более свободно, чем когда-либо. Композиция в картинах Дмитрия Степанова представляет большой интерес. В этом легко убедиться. Мы никогда не озадачим своё восприятие вопросом перспективы, поскольку здесь вихрь красок и философия их движения не позволяют этого сделать. Фейерверк красок на первом плане всех вопросов. Благодаря такому своеобразному переносу художественной предметности в область красочной композиции достигается магическое воздействие цвета или монотонно распределённого по поверхности холста (как в работах 3,13), или же чередуя это «распределение» (4,6,8,12).

В чём уникальность композиции? Мы не чувствуем перспективу, но это ещё не значит, что она отсутствует. Перспектива как феномен визуального явления привязана к пронизывающим плоскость диагоналям. Диагонали словно призваны поразить воображение (3, 4). Разнонаправленное движение отрезков (подчёркнутых тоном цвета) разделяет плоскость на множество частей, создавая динамику. Отсюда возникает радостное чувство свободы движения.

Новейшая художественная критика давно уже упрекает перспективу за то, что та позволяет крайности, доходя до ограничивающего рационализма. Это настроение тонко передано в рассматриваемых работах Дмитрия Степанова.

Картины Степанова: композиции (1, 6, 13) объединены общим цветовым решением, которое допускает в свой диапазон массу белого цвета. Если их сравнить с композициями (3, 5, 7), где преобладает ярко-синий цвет, то можно говорить о том, как резко изменилось настроение художника. Этот звонкий синий приближает мысль к фантастическим горизонтам будущего. Когда-то музыка Рихарда Вагнера звучала такими диссонансами.

Прекрасная подача качественно новой живописи, претендующей на элитарность. Взрыв эмоций, заставляющий задуматься о жизненном порыве. Вечная философская тема.

Композиции (2, 4) наполнены волшебством мира цветов, которые призваны по природе своей очаровывать и пленять глаз человека многообразием красочных нюансов. Классический контраст красного и синего импонирует. Эти полотна можно было бы объединить романтическим названием «Грёзы, или фейерверк красок».

Совершенно другим настроением пропитаны работы Дмитрия Степанова, выдержанные в тёпло-холодной гамме (8, 12), где у тёплого тона появляется шанс проявить себя наиболее отчётливо. При этом позиция тёплого на стороне жёлто-оранжевого цвета. Тема сияния уходит на второй план, и цвет, наконец, пытается начать разговор со зрителем об откровенном, непреходящем, а не о том, что будет или может быть. Слова Р.М.Рильке: «Русские художники похожи на чрезвычайно озабоченных людей, которые, глядя вдаль, полны тяжких дум и потому совсем не замечают природы…» (Рильке Р.М. Ворпсведе. – М.: Искусство, 1971, с. 386 – 387) приоткрывают завесу свойств души русского художника.

Конечно, у живописи есть потребность говорить о том, что должно быть, а не о том, что есть. И художник стремится к этому. Замечает он при этом природу или нет, вопрос второй.

Здесь разговор несколько в другой плоскости. У живописи исконно есть круг задач, присущих ей самой, и следовать её законам – это святая обязанность художника. Комбинация цвета, его насыщенность, фактура позволяют варьировать выразительность форм, которая зависит от степени напряжённости тона и его общего тонального окружения.

Картины Д.Степанова отличаются свежим дыханием ярких и сочных красок. Современная живопись, используя технические достижения, может претендовать на андеграунд эксперимента в чистом виде. Маяк элитарного искусства светит призывно. Композиции вспоминаются П.Мондриана, например, «Бродвей буги-вуги» (1942 – 1943), «Композиция с красным, жёлтым и голубым» (1921) с жёсткой системой прямых линий, как полная противоположность сегодняшнему Де Стейлу № 2 Степанова, они остаются инновациями для своего времени. Будем надеяться, что для нашего времени работы Степанова станут такой же первой ласточкой, как когда-то были полотна П.Мондриана.

Соотносимы ли со своим временем картины и графика Д.Степанова? Когда ответ на этот вопрос прозвучит, тогда можно подводить черту под определением, подлинное ли перед нами искусство или же нет.

Ясно одно, что у графики Д.Степанова начальный путь, и всякое начало трудно. Но при этом надо стараться избегать повторений. Чтобы правильно понять данную точку зрения, можно её дополнить позицией знаменитого русского певца Фёдора Шаляпина, который напутствовал своего сына, решившего стать художником, что сначала надо познакомиться с тем, что сделано было до тебя, а иначе художником не стать.

Рис. 1

При оценке качеств графических работ Дмитрия Степанова нужна историческая дистанция. Потому что в его рисунках (рис. 1, 2) метафоричность, изобразительные тропы художественного языка нам уже знакомы через графику и живопись испанского художника Х.Миро (1893 – 1983). Утончённо-декоративный стиль Х.Миро имеет глубокие корни. В рисунке (рис. 3) академическая манера штриховки, соответствующая лепка формы работают на создание ритмики и соразмерности. Поставлена ли была художником задача поиска образа? Это вопрос. Похоже на предварительный эскиз, набросок с перспективой на создание будущей портретной характеристики модели. Одним словом, античность, ожившая в лике современности: чарующая красота молодости и лиричное к ней отношение художника.

Рис. 2

Рис. 3

Живопись Дмитрия Степанова выходит на подмостки искусства с сильной позицией экспериментальных проектов. Художник чувствует остроту и выразительность сегодняшнего времени. Отсюда «звучность» и интенсивность цвета в его картинах, и намечено продолжение линии Х.Миро в графике.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Art"]
Дата обновления информации (Modify date): 21.10.09 16:42