Имена

Наталья Бобровская

Рябушинские

В нынешней Москве найдется немало домов, построенных в ХIХ–ХХ веках на деньги купцов-миллионеров, ставшие впоследствии историческими памятниками архитектуры. Таков дом бесплатных квартир на Софийской набережной, построенный на средства Бахрушиных, Художественный театр – МХАТ – в Камергерском переулке, появившийся благодаря финансовой поддержке С.Т.Морозова (о них мы рассказывали в предыдущих номерах). Таковым является и всемирно известный дом на улице Качалова, возведенный в начале ХХ века купцом С.П.Рябушинским, ныне – музей-квартира писателя А.М.Горького. Тем, кто бывал там помнит сказочно-волшебную атмосферу особняка, построенного по проекту мастера модерна в архитектуре Ф.Шехтеля (ему также принадлежит проект здания театра МХАТ). Мир человека подобен миру природы, здание подобно миру, мир подобен природе – главная мысль в композиции здания. Парадная лестница, парапет которой выполнен из зеленовато-серого мрамора, напоминает вечное движение морских волн, а золотой плафон светильника подобен золотому туловищу осьминога. Волны и цветы – символы вечного движения – находим в рисунках и росписях особняка. Купол в блестках- звездах венчает молельную, символизируя дом-космос, с ведущими наверх лестницами.

В начале ХХ века в этом доме жил пролетарский писатель Пешков (Горький), которого у нас хорошо помнят. А вот фамилия Рябушинский, который принадлежал к плеяде богатейших и известнейших людей, занимавших видное место в общественной жизни, являясь «групповым портретом русской финансовой олигархии» России конца прошлого века, надолго выпала из нашей исторической памяти Правда, некоторые и вспомнят, что основателями автомобильного завода имени Лихачева – АМО – являлись Рябушинские. В скупых строках энциклопедий советского периода находим: «Рябушинские – русские промышленники и банкиры», хотя Товарищество мануфактур П.М.Рябушинский представляло собой крупнейшую даже по мировым масштабам фирму, а удивительно талантливая фамилия Рябушинских дала столько ярких личностей, которые так много сделали для процветания России! Промышленники и ученые, банкиры и политики, писатели и художники…

Основатель династии Михаил Яковлев прибыл в московское купечество в 1802 году. Начав карьеру мелким торговцем в одной из лавок в холщовом ряду, долго работал приказчиком, мечтая о своем собственном деле. Вскоре увидев его усердие и прилежание, хозяин сдал ему лавку в пожизненное пользование. И в 1844 году, скупив еще четыре лавки в том же ряду, он торговал уже собственной продукцией – муслин, кашемир, миткаль… Качество тканей было превосходным, за что позднее фирме было дано высокое право изображать Государственный герб на своем товаре. И к 1855 году Рябушинский обладал полуторамиллионным состоянием, увеличив за десять лет капитал в 8 раз! Михаил Яковлев к тому времени перешел всей семьей в сообщество богатых московских купцов, группирующихся вокруг Рогожского кладбища, и получил фамилию Рябушинский. У него было два сына Василий и Павел, которые стали во главе фирмы после смерти родителя. В 1867 году образовался Торговый дом Павла и Василия Рябушинских, а после смерти брата было преобразовано в Товарищество П.М. Рябушинский с сыновьями.

Павел Михайлович был человеком ярким с необыкновенной судьбой в личной жизни. Он не был счастлив в первом браке , от которого рождались только дочери. Но он страстно желал иметь наследника, что и явилось причиной развода. Павел Михайлович после развола долгое время оставался в холостяках. Но однажды он отправился в качестве свата своего брата в Петербург к богатой невесте, дочери миллионера купца Овсянникова. Увидев прекрасную юную Анну Степановну Павел влюбился в нее в свои 50 лет с первого взгляда и сам предложил юной красавице свою руку и сердце. Анна ответила взаимностью и стала его верной подругой на всю жизнь. Их брак был счастливым, и она подарила супругу 16 детей, из которых 8 были сыновья, которые после смерти отца в 1899 году успешно проложили его дело. К тому времени наследство П.М.Рябушинского составляло 20 миллионов рублей.

Известный писатель тех времен Н.Боборыкин так охарактеризовал плеяду новых людей, появившихся в общественной жизни России. «…С начала 60-х годов бытовой мир Замоскворечья и Рогожской тронулся, детей стали учить, молодые купцы попали не только в коммерческие Академии, но и в университет, дочери заговорили по-французски и заиграли ноктюрн Шопена. Тяжелые, тупые самодуры переродились в дельцов, осознавшие свою материальную силу уже на другой манер… И миллионер промышленник, банкир и хозяин амбара не только занимает общественные места, пробирается в директора и гласные, в представители разных частных учреждений, в председатели благотворительных обществ. Они начинают поддерживать своими деньгами умственные и художественные интересы, заводят галереи, покупают дорогие произведения искусства для своих кабинетов и салонов, учреждают стипендии, делаются покровителями разных школ, учебных заведений. Обществ, экспедиций, живописцев, поэтов, актеров и писателей»

Во главе фирмы стал старший брат Павел Павлович Рябушинский. Желание престарелого родителя поскорее приобщить к делу наследников было настолько велико, что он одно время настаивал на прекращении учения сына в академии коммерческих наук, но лишь после уговоров позволил сыну закончить ее. П.П.Рябушинский был высокообразованным человеком, он владел немецким, английским и французким языками. Каталог личной его библиотеки включал книги по самым различным областям знаний – философия, история, искусство, военное дело… Павел Павлович являлся гласным Московской городской думы и выборным Биржевого общества, страстно увлекался театром. Это ему принадлежат слова, которые позднее вошли в наши хрестоматии: «нужна костлявая рука голода и народной нищеты, чтобы она схватила за горло лжедрузей народа»… При Павле Павловиче в 1902 году был создан могущественный Банкирский дом братьев Рябушинских с основным капиталом 5 млн. рублей, что усилило финансовую мощь семейного клана. А его символом стало здание Банкирского дома в центре Москвы (ныне Биржевая пл. - ул. Куйбышева), построенное также по проекту Шехтеля, которое стало визитной карточкой нового поколения московских предпринимателей. К 1917 году, преобразованный в Акционерный Московский банк с основным капиталом в 13 млн. рублей, он занимает 13 место в списке ведущих коммерческих банков России.

Павел Павлович, как и его отец, был женат дважды. С пераой женой 23-летний потомственный почетный гражданин П.П.Рябушинский приобрел на Пречестенском бульваре особняк, ныне там размещается фонд культуры. В 1900 году Рябушинский П.П. «вероисповедания Рогожского кладбища» сочетается вторым браком с Е.Г.Мазуриной.

Среди Рябушинских трудно найти такого, кто бы ни занимался благотворительностью и меценатством. В 1891 году П.М.Рябушинский основал благотворительное заведение – Народную столовую. По завещанию 125 паев от общего дела было передано на ее содержание. В память о брате Василии в 1885 году он внес в Богодельный дом Рогожского кладбища 25000 рублей. Павел Михайлович умер в тот же день, что и его брат 21 декабря 1899 года и был похоронен вместе в женой на Рогожском кладбище.

Павел Павлович Рябушинский на свои средства издавал газету «Утро России». В течение 1915 года он внес на покрытие дефицита издания 34 тыс. рублей и еще 50 тыс. списал в счет долга редакции типографии. Особую статью его расходов составляли пожертвования различным организациям – Московскому военно-промышленному комитету 5 тыс. рублей, лазарету братьев Рябушинских 3 тыс. рублей, старообрядческому журналу «Слово церкви» – 10 тыс. рублей.

Как уже было сказано ранее Сергей и Степан являлись учредителями Московского автомобильного завода – АМО – в 1916 году. Они же являлись страстными собирателями древнерусских икон, обладали, по свидетельству современников, однлй из лучших в России коллекций. По их инициативе была открыта в 1913 году первая публичная выставка икон. Владимир, продолжая дело братьев, будучи в эмиграции, создал общество «Икона». Михаил собирал полотна старых мастеров, а также импрессионистов. Дмитрий все свои денежные средства и талант отдал науке, став одним из известнейших в мире специалистов в области аэродинамики. В начале ХХ столетия он основал аэродинамическую лабораторию. Короткую жизнь прожил Федор, умерший в 25-летнем возрасте. Но и он успел организовать и оплатить научную экспедицию на Камчатку в 1908–1909 годах, субсидировав 200 тысячами руб. На средства Степана была воздвигнута старообрядческая церковь Покрова Святой Богородицы в Москве, он оплатил стоимость кирпича для строительства нового здания Московского археологического института.

Все братья слыли своей широкой благотворительностью. Но среди всех своей неординарностью, а подчас и одиозностью выделялся Николай Петрович (Николаша, как его любовно-снисходительно называли братья). Не было у Николаши ни коммерческой жилки, ни деловой хватки своих братьев, и получив свою немалую долю наследства он тотчас вышел из семейного дела. И начались его кутежи, мотовство, богемность – то, что нередко встречалось среди сынков миллионеров, которые во что бы то ни стало хотели «поразить Москву». Его безумства иногда доходили до чудовищных размеров, говорят, за два месяца он потратил на певичку 200000 рублей. Видя это, братья обратились к властям, чтобы взять над Николашей опеку. От чего он снискал репутацию «шалого», «ухаря-мецената»

Но Николай Петрович от природы тем не менее был одарен чувством прекрасного (все его жены были необыкновенно красивы) и, по выражению современника, «в нем была заложена сумбурная, но несомненная талантливость». Он сочинял музыку, писал стихи, рецензии и статьи под псевдонимом Н.Шинский. Он чутко относитлся к чужим талантам, что позволило создать ему единственный и более никогда не повторимый литературно-художественный журнал «Золотое руно». Бенуа вспоминает – «я все же лучше оценил его. Он меня тронул. Пусть и провинициал, пусть и «примитив», пусть многое в нем напоминало персонажей Островского, все же я не мог не проникнуться симпатией и своего рода почтением к этому купчику-меценату, из всех сил пытающемуся выползти из того состояния, котрое ему было определено классом, средой, воспитанием, и проникнуть в некую «духовную зону», представляющемуся ему несравнимо более возвышенной и светлой».

Вращаясь в кругу богемы, он сошелся с молодыми талантливымы художниками, которые явились основным творческим ядром журнала. Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Петр Уткин, М.Сарьян. Многие из них испытывали острую нехватку денег, иногда находились на грани нищеты. Например, Сапунову художники собирали кто-сколько мог на пальто. Рябушинский средств не жалел ни на журнал, ни на авторов, чтобы привлечь их к сотрудничеству в журнале. В разное время в журнале работали Бакст, Белый, Бальмонт, Кузмин, Мережковский, Гиппиус. «Золотое руно» имело огромный формат и печаталось золотым шрифтом в две колонки на русском языке и на французском. Журнал блистал качеством и количеством иллюстраций, а своим богатым подписчикам доставлялся в футляре с золоченым шнуром. Конечно для издателя Рябушинского он был убыточным. К концу 1906 года доход от продажи журнала составил 12000 рублей, а траты на него превысили 80000 рублей. Рябушинсикй был удостоен аудиеции у царя и преподнес ему девять первых номеров самолично.

Н.П.Рябушинский прославился не только изданием журнала, но устройством на свои средства художественных выставок. На его выставках заблистали имена таких художников, как М.Ларионов, Н.Гончарова. П.Канчаловский, Р.Фальк.

Последние дни Н.П.Рябушинского прошли в эмиграции, как и его братьев. Умер он в бедности и в болезнях. В письме, оставленном другу, он «просил передать свой последний привет сестрам и братьям, рассеянным по миру…»


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Меценатство»]
Дата обновления информации (Modify date): 10.02.11 15:59