Художники России
Вячеслав Семилетов

Эйна Эста

Служение Славы Семилетова

…Для страха есть много синонимов,
Но только один антоним – Любовь…

(Из вычитанного где-то)

Я – женщина современного мира. Я знаю, как живет мое тело и развивается моя душа, знаю, как рожать детей и как их растить. Знаю, что Дух мой неустанно, мучительно, жадно ищет все новых воплощений, любЫх, но обязательно – лЮбых. Потому что я знаю Любовь. И – ведаю, что такое – Сохранять…

…«Ты женщина и этим ты права» – не ново… И непонятно, почему – неизменно…

«Молот ведьм», «Домострой», Прекрасные Дамы, феминистки, 8 марта, мини-юбки, унисекс – повспоминаем? Роль женщины – вот так и пишут везде с буквы маленькой… Приветы патриархальной эпохи…

С каким благоговением художник Слава Семилетов говорит о грядущей эре неоматриархата!

И у него Женщина – всегда с большой буквы. Обольщаться только не стоит – не рыцарь он какого-нибудь образа…

Рассказывал – когда ему было лет 8-9, впервые осознал, что есть Бог. В сарае через лист щербатой фанеры луч света причудливо упал на стенку старого чердака, и мальчик увидел Лик… Оттуда пошли ощущения, потом размышления, приведшие к собственной философии. И крепла мысль – не все может объяснить Бог-Отец, неполнота какая-то в монотеизме этом… Познание мира продолжилось через познание женщин (поначалу буква тоже была у него маленькой), потом – через чтение и изучение религий, всех, нисходящих до шаманизма…

Из Оларда Диксона: «до периода расцвета шаманских культов весь мировой порядок был заключен в образах Матерей Природы, …которые к мезолиту (!) слились в одну сложную структуру Матери-прародительницы… Вселенской матери». Ее «космическое тело… состояло из двух женских обликов, слитых воедино… Это триединство, учитывая… силу слияния, отражало творение в любых проявлениях»… Из древнейших космогонических мифов о Матери-прародительнице: «Когда ничего не было, где-то Женщина была. Все у нее было. У нее Жизнь была». Это Диксон, известнейший исследователь шаманизма и сам шаман, цитирует по древним текстам, и это в них – буквы большие! Он же: – «Она не воспринималась как конкретный образ, хотя ее нередко изображали в виде двух сросшихся женских тел или в виде символической фигуры… из двух пар женских грудей… Изначально две Матери… представляли собой два равноправных начала – Небо и Землю, соединенные животворящей силой Огня»… (Интересно, откуда много-много позже в христианстве возник символ Троицы?). Потом, в ранних цивилизациях (Древний Египет, Месопотамия, Индия) земное плодородие и акт божественного соития семантически сближались.

Слава про шаманизм не говорит, для него история Мира не столь конкретно значима. Но достаточно пройтись взглядом по его работам, и ассоциаций не обойти.

Из какой области ноосферы выпал в наш мир этот Художник со своим архаическим понятием возникновения материальной жизни? И стоит ли искать ответ на вопрос, почему все мироощущение и свое к нему отношение он передает исключительно символами? Его мастерская – сакральное место, наполненное непривычными первородными пред-метами, его работа с картиной – заклинание, камлание, его отрешенное одиночество – осознанная потребность и непреложное условие пребывания в бытии, его литературное свидетельство (трилогия «Чрево Фудзиямы») – письмена, проникнуть в которые, как познать свой смысл жизни…

Шерше… Женщины привлекательны и – коварны… Внутри – первобытная необузданная жажда соединения, снаружи – мир столь же прекрасный внешне, сколь угрожающий и обескураживающий ведущим мотивом… Женщина, Слава, художник, мужчина – закономерности общие… Но побеждает то, что сильнее – первобытное…

Он не противился, просто пошел за ним…

Первые живописные опыты, первый период по его собственному обозначению – Лики Возлюбленной на фоне Катаклизмов, природных, социальных… Бередящая дилемма – разрушение внешнего при умом непостижимом сохранении Жизни… Одно осознание глобального распада способно повергнуть в страх, панику, неизбывно-трагическое восприятие действительности, депрессию и … Что может удержать Человека в таком мире от распада собственной Личности?

Пройдя через эти тернии духа Семилетов вынес для себя единственное непреложное ощущение – Женщина! Женщина – олицетворение противостояния жизни и смерти, так в нем зародилась идея о неоматриархате. Сам он называет с тех пор все, что делает – Путь к Женскому Началу. Это – прямое обожествление, отсюда логический символ – ЗОЛОТАЯ БОГИНЯ. И была поначалу все-таки в этом подходе некая отдельность, отстраненность от Воплощения и, следовательно, потреба, хоть и не в худшем значении этого слова (употребляю – требуется!).

Под сенью ЗОЛОТОЙ БОГИНИ Слава Семилетов жил и творил, пока… Пока Она не показала ему, что Божественное безразлично по отношению к Сущему. Пожар личной трагедии пережег художника и человека изнутри… И Слава осознал, что Богиня предстала перед ним ОГНЕННОЙ!

Мир умер… Но для Семилетова Мир давно уже не был таким, каким видит его толпство… Выраженная конечность патриархального устройства извратилась в своей конкретности до абсурда, а есть ли смысл в абсурде и, значит, есть ли в нем Дух? Простая иллюстрация – путь искусства: реализм… импрессионизм – экспрессионизм… абстракционизм… супрематизм… Куда дальше-то? Черный квадрат стал последним синонимом Не-выхода… ВСЕ столпились, уперлись, растерялись – Хаос, распад… О какой нравственности может помыслить, кто…

За флажки – Семилетов прорывает «черный квадрат», выходя – в ино-пространство, обожженный, голый, упрямый… Он знает, кто пойдет за ним, кто сохранит, кто возвысит – Женщина!

Слава Семилетов верит истово в божественность женской сути. На его картинах о мужчинах нет ничего… Их роль он прописывает четко – образом сперматозоида… Адью, патриархат!

Теперь слияние двух начал – не биологическая нужда, но – нравственный акт создания Сверхсущности. Чистая Чувственность по вере Художника – единственный способ познания Божественного в себе и – за собой… Именно пик слияния мужского и женского начал и есть прорыв «черных квадратов» и выход в Космос, который абсолютно нематериален и столь же есть «абсолютная истина, которая и воздух, и пища, и материя, и бессознательное» (С.С.)

Живописный язык Семилетова всегда символичен. Для Славы нет другого способа передать симбиоз трансцендентального и имманентного, симбиоз, который в его картинах порождает такую энергетику, что на них возможно смотреть только дискретно, не подолгу… Втягивают в себя… Его Картина (если вообще употреблять «здешнее» слово) изменяет окружающую среду на атомарном уровне – ощущения от пребывания в мастерской как, вероятно, от внезапного попадания на какую-нибудь планету очень далекой Галактики… Воздух, тактильные ощущения, зрительное восприятие – иное все… Слава утверждает, что бывал там… Можете проверить…

Его всегда увлекала грандиозность значения Большого Взрыва – момента зарождения, возникновения материи = жизни. Коллайдеровый риск современных ученых показывает, что Семилетов весьма не одинок в своем потрясении. Полным аналогом космическому изначалию художник мыслит суть изначалия физического. Космос и Чувственность, вне-сущностное и в-сущностное, вне-категорийность и высшая чистота понятия, – а под руками холсты, масло, пальцы и – Свобода… Семилетов свободен в своем мужском стремлении оплодотворить доступное ему пространство, краток в выборе и сочетаниях символов, которым доверяет запечатление своих полетов и неизменен в выборе Хранящей Истину.

Слава считает стиль своей живописи символическим романтизмом. Действительно, нужно быть романтиком, чтобы надеяться и осуществлять(!) материализацию Высоких Сутей.

Сотворить на полотне энергию среды – гармония абриса священной Фудзиямы предельно точно передает выход стихийной энергии Земли в фаллическом порыве влить ее в Космос… А Космос Слава всегда прописывает слегка размыто, удивительно нежными, пастельными, неуловимо перетекающими тонами, объясняя без слов естество смиренно принимающей Женственности…

И в той же теме иногда возникают остро-напряженные грани пирамиды, – с одной стороны, как закодированное проявление присутствия Цивилизации с ее вечной угрозой разрушения гармонии, а с другой, – как отражение того самого символа – Фудзи, – которое есть напоминание об истоке этой самой Цивилизации.

Кажется, Семилетов ныне уже не сомневается, пусть бессознательно, в постоянности вибраций угрозы найденной им гармонии (memento Огненная Богиня)… К этому ощущению приходишь, когда смотришь его картины последовательно, от более ранних к самым последним… Все больше красного, все гуще сполохи, все стихийней, изломанней мазки… Временами Космос (фоном) отступает, подаваясь под напором безудержных, экстатических вихрей… Знаем ли мы альфу и омегу Женского начала?.. Слава предупреждает…

И снова с его уст – поклонение Женщине в ее квинтэссенции – чувственности… Слава Семилетов стал Храмом Женщины и жрецом в нем… Алтарь этого Храма – есть по сути некая мандала, о символизме которой Юнг писал, что ее «основной мотив – предчувствие центра личности, центральной точки внутри души, к которой все привязано, в которой все упорядочивается и которая сама представляет источник энергии».

Славины картины – это культовые мистерии и храмовые оргии, экстаз благоговения и посторгастическое умиротворение… Не потому ли всегда линеарное выражение женского у него пластично, текуче, силуэтно-замкнуто… Вода – еще один символ Семилетова, который он тоже, возможно, неосознанно воспринял от Лао-Цзы, уделявшего воде серьезное место в своих трактатах… И по Евангелию от Иоанна вода – «райский источник, вытекающий из-под Древа Жизни», – метафора Спасения! У Семилетова Древо – один из основных знаков взаимосвязи Земли и Неба, мужского и женского…

Ассоциации художника многослойны, густозамешаны, часто вызывающи, иногда раздражающе-откровенны, но всегда – органичны. Его Культ – теперь образ его жизни, его служение, его след…

Можно понимать это как смысл жизни, а можно – как патологию, можно принимать философию Семилетова, а можно громыхать утилитарными противопоставлениями… Но, выйдя из мистической ауры Славиного мира в окружающую действительность, какой мужчина не почувствует хотя бы легкое сомнение в безупречности современной мужской доминантности и какая женщина не ощутит легкого вздоха архетипа внутри себя…

Кто покажет нам дорогу к Храму?..

Живопись Вячеслава Семилетова


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Art»]
Дата обновления информации (Modify date): 08.07.2011 11:56