Нужна поддержка проекта

Евгений Гутман

Помощник
(Либретто балета)

Нужна поддержка. (см. «Проект 45-5»)
(© все права сохраняются).

Акт 1-й
Пролог

По улице свободной танцующей походкой идет молодой парень лет 25-27. Он весел и свободен, принимает жизнь такой, какова она есть, и потому ему все удается. Итак, идет парень, танцуя, и, похоже, насвистывает какой-то мотив – свою главную тему.

Вот что-то привлекло его внимание – парень останавливается у объявления и читает: «Престижному дому престарелых требуется помощник». Немного подумав, парень толкает дверь...

Сцена 1

...и оказывается в большом просторном холле, куда выходят двери нескольких комнат, а из высоких окон льётся дневной неяркий свет, местами полумрак.

Комнаты расположены подковой в сторону зрительного зала, двери комнат несколько приподняты над полом сцены, слева к ним ведут ступени, а справа – пандус, и этот ярус обрамлен невысокими перилами. Сами двери частично застеклены матовым стеклом, что позволяет видеть свет, свидетельствующий о том, что обитательница комнаты бодрствует. Каждая дверь также может издавать звук при открывании – лейтмотив её хозяйки.

Справа на авансцене – топчан, на котором будет отдыхать наш герой. Рядом может находиться маленький телевизор.

В глубине справа – старый приёмник на ножках, а слева – столик с графином и стаканы для воды.

Потолок холла куполообразно загибается, и под куполом над дверьми – узкие стрельчатые окна, которые могут превращаться в экран, куда будут проецироваться нужные нам картины – самое главное – от камеры, установленной под потолком сцены.

По периметру холла стоят кресла.

В одном из кресел сидит старуха с палкой (это Злюка) и, щурясь, смотрит на вошедшего.

Несколько раз старуха стучит палкой по полу. (Ее лейтмотив – с характерным пристуком).

Двери в холл открываются, и из них поочередно появляются обитательницы Дома.

Сцена 2

Первой семенит сухонькая старушка в сильных очках – это Любопытная, видит она плохо, но везде сует свой любопытный носик, причем буквально. Движения её порывистые, и она часто натыкается на мебель, задевая углы, и ходит с ушибами. Зато у нее тонкий слух, и она первой оказывается на месте событий.

Затем полноватая Негритянка (она будет Доброй) выкатывает кресло со странной дамой: вроде, полупарализованная, но при этом жуткая хулиганка и шкодница, её зоркий глаз и острый ум моментально просекают ситуацию, а руки могут ухватить, ущипнуть, подтолкнуть и двинуть (её острые локотки и крепкие кулачки ещё послужат ей с пользой). А поскрипывание колес и посвист спиц её кресла вплетаются в лейтмотив её характера. Назовём её Наездница.

По принципу притягивающихся противоположностей лучшая подруга Наездницы – Добрая Негритянка, прощающая Наезднице её некорректные выходки. Движения Негритянки замедленные, пластика округлая, а в её мелодии – блюзовая томность. (Но, возможно, придет время и томный блюз сменится неукротимым африканским ритмом.)

Появляется рыжая Веселуха, в платье, перехваченном зеленым поясом-лентой. Известно, что Рыжий – это характер: лёгкий, скользящий, солнечный – и в старости тоже. Может, она не очень умна, Р ыжуха-Веселуха, но доброжелательна, даже её легкие передразнивания окружающих незлобивы, и, возможно, именно она готова к самопожертвованию.

А потом входит Робкая. Движения её неуверенные, боязливые. И не зря: товарки всегда готовы сделать Робкую козой отпущения, учинить ей какую-нибудь пакость. Так что это жизненный опыт подсказывает Робкой двигаться с оглядкой. Вот и лейтмотив её такой: немного спотыкающаяся мелодия со странными цезурами.

И последней появляется Аристократка, конечно, с книгой, которую она, кажется, не выпустит и в самые интимные моменты. Возможно, у Аристократки поехала крыша, но чувствует эта дама глубоко и сильно. И если представить себе, что Аристократка смуглолицая – испанских кровей, то, отринув книжность, она может стать неукротимо страстной.

Итак, все персонажи в сборе:

Злюка, Веселуха, Добрая, Наездница, Робкая, Аристократка, Любопытная и Парень.

Сцена ярко освещается, поворачиваются ставни на окнах, и на образовавшийся экран проецируется изображение с верхней точки: старухи по периметру, а посередине – Парень, как гладиатор на арене.

Но это так, на несколько секунд, сбой в музыке, тревожный намёк, стоп-кадр. Картинка на экране погасла, все зашевелились, и Парень предстал на всеобщее обозрение.

Он не тушуется, наш герой, дает себя осмотреть, даже крутится в разные стороны: вот я какой. А потом подходит представиться отдельно каждой даме.

И вот тут сказывается психологический талант Парня, ибо с каждой женщиной он другой, мгновенно подстраиваясь под ее тип.

Дама с клюкой – Злюка – кажется ему старшей, главной. Поэтому Парень первым подходит к ней: вежливо, учтиво, но с достоинством.

А потом отвешивает поклон Серьёзной, по пути подмигнув и слегка задев Веселуху.

И подбадривает Робкую, увлекая её из тени на свет.

Мягко, оберегая, кружит Любопытную, снова шутливо задевая Веселуху.

И, оставив Любопытную, смешным петухом – гоголем – проходится перед Веселухой.

И падает перед креслом Наездницы. И старуха с любопытсвом на него смотрит, а Негритянка треплет по волосам.

А наш Парень отстраняет Негритянку. Берётся за кресло и укатывает Наездницу в её комнату.

Следом и все дамы расходятся по своим комнатам.

А Парень идет к своему топчану, усаживается, включает телевизор, закуривает – расслабляется.

Затемнение.

Сцена 3

И сразу же – стук Злюкиной палки. Вспыхивает свет – и все старухи тут как тут, как и не уходили:

Злюка стучит палкой, и Парень бросается к ней с водой;

но тут Любопытная потеряла очки и слепо мечется – Парень подхватывает её, и они чуть не падают на Наездницу, которая подкатила в своём кресле;

и Наездница даёт им ощутимого пинка своим кулачком;

а у Робкой укатился клубок для вязания, и Парень пополз его искать вместе с ней;

Веселуха всё время движется за спиной у Парня, передразнивая его движения и действия (чем, надо сказать, раздражает нашего героя);

Добрая проплывает на задворках спокойным шаром и вцепляется в родное кресло Наездницы;

Аристократка в уголке крутит настройку приёмника: оттуда слышны хрипы, потрескивания, голоса на разных языках, и вдруг вплывает томное танго.

Аристократка прибавляет громкость, и эта мелодия заполняет всю сцену, успокаивает старух, они замирают, прислушиваясь, а Парень, воспользовавшись этим, танцует с каждой, уводя ее в ее комнату.

Первой он подхватывает Веселуху, чтоб избавиться от её передразниваний;

Затем, мягко подвинув Негритянку, крутит в ритме танго кресло-коляску с Наездницей и укатывет вверх по пандусу.

Потом, перепрыгнув перила, оказывается перед Робкой и танцует с ней.

Следующей Парень приглашает Аристократку, оторвав её от приёмника.

Поначалу Негритянка кажется Парню тяжеловатой из-за ее полноты, но движется бабулька неожиданно легко и грациозно.

И, наконец, Парень предлагает свою руку Злюке, и под перестук её палки они поднимаютя наверх. Злюка входит к себе и закрывает за собой дверь.

Парень спускается вниз, выключает приёмник.

Гаснут одна за другой двери – матовые вставки. Сцена погружается в темноту.

Высвечивается только топчан Парня, куда он и направляется, усталый, включает телевизор, садится, закуривает, прилёг, отдыхает.

...Но тут же почти одновременно во всех дверях начинает мигать свет, и звучат все мелодии-вызовы сразу, заставляя Парня вскочить с топчана.

Парень стоит в растерянности и смотрит на мигающие и звучащиие двери, не зная, к кому бежать первым.

Конец 1-го акта

Но и в антракте мы не расстаёмся с нашими героями: в фойе будут выставлены куклы – персонажи наших старух, в руках у каждой будет зеркальце с отражением молодого лица (фотографии исполнительниц?).

Акт 2-й

В жизни каждой из обитательниц Дома престарелых в дни их молодости была любовь, был мужчина, тот, неповторимый, что впечатался в память, в плоть, в чувство. И в этом акте каждая из женщин вернётся в свою молодость, и перед нами высветятся эпизоды тех прошедших, ушедших, но не забытых любовей. И каждая вспомнит Того, своего Мужчину, который чем-то будет напоминать нашего героя. В идеале все мужские партии должен исполнять один и тот же танцор, но, по-видимому, это непомерно тяжелая нагрузка. В телевизионном варианте можно вообще ограничиться двумя артистами: Он и Она, которые исполняют все партии. Постановщик может менять порядок появления героинь по своему усмотрению, но автор видит определённую логику именно в такой последовательности.

Если говорить о музыкальных инструментах, адекватных характеристикам героев (например, для позывных), то, может быть:

Злюка – труба.

Веселуха – скрипка.

Добрая Негритянка – банджо.

Наездница – ксилофон.

Робкая – виолончель.

Аристократка – гитара.

Любопытная – фортепиано.

Сцена 4

Двери комнат темны. Весь свет погашен. Только маленький телевизор на полу пусто мерцает – передачи кончились, ночь.

Но вот мягко разгорается свет в комнате Веселухи, и звучит её позывной.

Сцена 5

Слышен слабый приглушенный гудок теплохода, и разгорается экран: Одесса начала 50-х годов прошлого века. Классический Дюк и Приморский бульвар. Гуляющие мужчины в парусиновых штанах и женщины в белом, пионеры, идущие строем. Кадры фильма в сепии, стилизованные под документальные.

И на этом фоне происходит курортный роман Веселухи, рыжей, подвижной, задорной и постоянно приплясывающей со жгучим красавцем. Это был вихрь, захвативший молоденькую еврейскую девочку. Она была счастлива, и любовь была сильна и страстна, но загудел пароход и поплыл, уменьшаясь, в море. И не стало Красавца. А Веселуха осталась одна, и непонятно, не то она смеётся по привычке, не то плачет. И сдергивает зеленую ленту с рыжих своих шикарных волос. И эта лента – последнее, что мы видим, уходя в затемнение.

В лейтмотиве Веселухи слышны характерные «еврейские» скрипки: смех сквозь слезы.

Сцена 6

Пароходный гудок сменился аплодисментами, и на экране лошадь понеслась по манежу, а театральная сцена превращается в цирковую арену, на которой Наездница выделывает умопомрачительные кульбиты, ибо она – вольтижёрка в цирке.

На экране мчится лошадь, и лица зрителей сливаются в цветную слепую ленту.

Посреди сцены стоит Главный Жокей с хлыстом и стеком и периодически щёлкает бичом, наращивая сумашедший темп, подгоняя лошадь и саму Наездницу, которая носится вокруг жокея кругами. И на пике этого темпа всё обрывается, гаснет экран и зияет чернотой: после очередного кульбита Наездница неловко падает на спину и остаётся лежать. Жокей бережно поднимает её на руки и уносит со сцены, а девушка слабой рукой обвивает его шею. Хлыст волочится за ними.

Затемнение.

Сцена 7

Аплодисменты вновь звучат. Это на экране возникает кафе-варьете. Люди за столиками выпивают, разговаривают друг с другом.

А на подиум выходит Негритянка – молодая и нетолстая. Вообще-то она джазовая певица, но у нас балет, так что Негритянка пляшет степ.

В руках у Негритянки зонтик, а её партнёр – классический негр-степист, он носит канотье, а в руках – тросточку.

И видно, что и танец им в радость, и партнёрство больше, чем просто партнёрство. В финале танца – классика джаза – они целуются, загородившись канотье. Звучат аплодисменты зрителей, экран полосуют цветные прожектора, а сама сцена затемняется.

Сцена 8

Цветные сполохи эстрадных прожектроров на экране погасли, и из этой белизны проступают больничные койки и строго-печальная обстановка военного госпиталя. И это служит фоном для краткой любви Злюки и раненого юного офицера, которого нынешняя Злюка, а тогда медсестра, ставит на ноги и учит ходить. И офицер уходит от неё, опираясь на палочку. И стук его палки станет лейтмотивом-перестуком палки Злюки.

Затемнение.

Сцена 9

Кровати госпиталя на экране поблекли, на их месте проступило большое окно с видом на небоскрёбы: Нью-Йорк, каким мы привыкли его видеть в кино. Обстановка офиса. По офису порхает молоденькая и хорошенькая Любопытная в круглых очках, которые её совсем не портят. Она в конторе вдвоём с боссом: отвечает на звонки, подаёт кофе, приносит документы. Чувствуется, что она здесь в своей тарелке: всё знает, хорошо управляется, и босс ею доволен.

Вот босс увлекает её за короткую юбочку (а героиня не сопротивляется, ей это всё даже нравится), усаживает на колени и играет с ней. Игра заходит очень далеко, и в финале он заваливает девушку на стол. Очки отлетают в сторону, и слышен звон разбитого стекла. Меркнут окна небоскрёбов.

Общее затемнение.

Сцена 10

...И этот звук разбитых очков переходит в перезвон стеклянных бокалов, и экран переносит нас на аристократический бал или раут. Там движутся элегантно одетые дамы и господа.

А на сцене, на переднем плане молодая и красивая Аристократка танцует с импозантным молодым человеком. Этой парочке очень хорошо вместе – идет танец-игра страстного испанского замеса, тут могут быть и веер, и кастаньеты, и длинная юбка. А в конце танца у них оказываются бокалы с вином. Танцуют с бокалами и, чокаясь сильно и страстно, разбивают их.

На экране пролившееся вино, темное, как кровь. И темнота.

Сцена 11

Из темноты доносятся звуки настраиваемого оркестра, затем шум большого зрительного зала, и вспыхивает свет, и на экране – фоном – оркестр готовится играть увертюру.

Робкая на сцене настраивает свою виолончель, зажав её между ногами. На голове у Робкой странная высокая причёска, сколотая на японский манер двумя большими булавками – прообраз спиц для вязания.

И вот на экране дирижёр взмахнул палочкой, и заиграл оркестр, и заиграла Робкая. А на сцену вылетел прима-балерун и стал порхать по сцене, выделывая па.

А Робкая, видимо, мысленно пыталась стать его партнёршей и тоже порхать по сцене в балетной пачке.

Но её место за пультом, с виолончелью между ног (и это, возможно, единственный предмет, который там побывал). И когда упорхнул Прима и раздались аплодисменты, то виолончель в руках у Робкой рассыпалась, развалилась, и сцена погрузилась в темноту.

Сцена 12

И на фоне угасающих аплодисментов сцена медленно высвечивается: Парень спит на своём топчане, а старухи придвинулись к нему, окружили и смотрят на спящего с ожиданием.

Конец 2-го акта

Акт 3-й

Это действие представляется автору наиболее сложным для постановщика-хореографа, ибо за 2,5-3 минуты каждая из женщин должна пройти путь омоложения с тем, чтобы в руках Парня превратиться из старухи в себя молодую из 2-го акта.

Таким талантом наделён наш герой и, чем теснее контакт Парня с женщиной, тем стремительней процесс омоложения, и наши дамы это быстро понимают.

Последовательность смены комнат может быть изменена по желанию постановщика, но автор предпочитает именно такой порядок. Особенно важно «обрамление»: Наездница – Злюка.

Затемнения между сценами заполняются увертюрами – лейтмотивом следующей сцены.

Сцена 13

Повторение мизансцены конца 1-го акта: Парень в нерешительности стоит посреди сцены, лицом к мигающим и звучащим на все лады дверям: к кому пойти первым? Какофония позывных мелодий.

Наконец, Парень решился, взбегает по ступенькам и толкает одну из дверей: лейтмотив Наездницы (ведь она самая немощная). Остальные двери меркнут и затихают. Ровным светом горит только окно Наездницы.

Общее затемнение.

Сцена 14

Свет на сцене разгорается, и мы вместе с Парнем оказываемся в комнате Наездницы.

Обстановка достаточно аскетичная: в сущности всё, что нас интересует – это кровать и тумбочка с лампой подле кровати. На тумбочке – стакан с водой, а сбоку стоит инвалидное кресло. На стене старые цирковые афиши, извещающие о неповторимых вольтижировках на лошадях. Но стены – это очень условно, ибо афиши парят в воздухе в темноте позади кровати, намечая стенку.

Это пространство в дальнейшем преобразуется в комнаты других женщин с тем же минимализмом: может меняться расположение кроватей, детали, реквизит.

Итак, сцена погружена во мрак, высвечена только кровать и немного – афиши. На кровати лежит Наездница и как будто стонет.

Парень приближается к кровати, наклоняется над старухой, та простирает к нему свои руки, Парень легко и бережно приподнимает маленькое скрюченное тельце. А старуха обвивает шею парня. Парень делает несколько шагов, неся Наездницу на руках, но вдруг её тело начинает разгибаться, распрямляться, старушка встаёт на ноги, движется сама, правда, не выпуская из рук шею парня.

Движения её становятся молодыми, она стремительно кружит Парня и, лихо вращаясь, они исчезают в темноте сцены.

Гаснет свет и мелодия Наездницы сменяется лейтмотивом Веселухи.

Сцена 15

Комната Веселухи. Высвечиваются кровать и тумбочка в другой стороне сцены. Кровать пуста. На сцене никого нет. Только на полу лежит в круге света зелёная лента – поясок Веселухи. Конец ленты теряется в темноте за световым кругом.

Входит Парень, оглядываясь в недоумении в поисках женщины, видит ленту, поднимает её, лента натягивается.

Парень с усилием тянет ленту, и на него из темноты вываливается дура-Веселуха, чуть не сбивая Парня с ног – это она так шутит.

Играя, Веселуха обвивает Парня лентой, тот сопротивляется, и в результате оба оказываются притиснуты друг к другу, перевиты этой лентой и, конечно, они танцуют (фокстрот?). И Веселуха подталкивает Парня к кровати, по пути распуская роскошные рыжие волосы своей молодости. И, наконец, они, спелёнутые, валятся на кровать.

Затемнение.

Следующая мелодия, звучащая в темноте, ведёт нас в комнату Негритянки.

Сцена 16

Разгорающийся свет высвечивает Негритянку, сидящую на кровати. На предполагаемой стене – котелок и тросточка, а к тумбочке прислонён зонтик.

Входит Парень, отряхиваясь и крутя шеей, как бы освобождаясь от ленты из предыдущей сцены. Парень несколько растерян, увидев плачущую Негритянку. Неуверенно подходит к ней, достаёт платок и пытается утереть ей слёзы.

Парень наклоняется всё ниже и ниже к сидящей на кровати Негритянке и, наконец, опускается перед ней на колени, заглядывая женщине в лицо и стараясь развеселить. А Негритянка запускает руку в его волосы, теребя, как в сцене знакомства. Но с внезапной силой (в результате контакта) Негритянка вздёргивает Парня и вскакивает сама с постели, похудевшая и постройневшая. Идёт на Парня степом. Парень подхватывает её игру, в руках у него оказывается тросточка, на голову он нахлобучивает канотье, а Негритянка хватает зонтик. Так, держась за руки, «степуя», они удаляются в темноту за кулисы, откуда на свет выкатывается зонтик.

Затемнение, и в темноте начинает звучать лейтмотив Аристократки.

Cцена 17

На столе раскрытый веер, а на тумбочке под лампой – кастаньеты. Аристократка стоит неподвижно в углу сцены с книгой в руках, вперив взгляд в пространство. Есть подозрение, что читает она постоянно телефонную книгу.

Входит парень, несколько ошалевший.

Аристократка не реагирует на его появление. Парень подходит ближе. Старуха его не замечает, хотя Парень даже проводит рукой перед её лицом. Аристократка словно в ступоре. Парень берёт из её рук книгу – никакого эффекта, бросает книгу на пол – Аристократка медленно переводит взгляд на Парня. Тогда Парень берёт её под руку и начинает двигаться к кровати в ритме танго. С каждым их совместным шагом походка Аристократки всё легче, осмысленней. И к кровати они уже почти подлетают.

Аристократка хватает с тумбочки кастаньеты, и начинается страстный испанский танец, когда партнёры близко-близко друг к другу (аргентинское танго?). Так они обходят круг по сцене и в кульминации задевают тумбочку. Лампочка падает и свет гаснет.

Cцена 18

Высвечивается следующая комната. Любопытная ползает по полу, усеянному книжками из серии «женский роман». Стопка таких же книжек у неё на тумбочке, а в вышине парит старенький «ремингтон», поблескивая клавиатурой. Любопытная что-то, как всегда ищет, возможно, очки.

Какое-то время Парень наблюдает за движениями Любопытной, которая подползает совсем близко к Парню и тычется в его ноги.

Парень опускается на колени, и они ползут уже вдвоём по полу, где и начинается их сближение, вначале стоя на коленях и бодаясь как дети, а затем, поднимаясь постепенно во весь рост, танцуют нечто эротическое, сопровождаемое постукиванием пишмашинки. А затем, снова опускаясь и вытягиваясь во весь рост на полу, укатываются за сцену, а вслед им слышен звук разбивающегося «ремингтона».

Затемнениие. Виолончельная музыка ведёт нас к Робкой.

Cцена 19

Высвечивается комната Робкой. На стене висит диплом, украшеный нотами, а под ним – смычок – всё, что осталось от виолончели.

А сама Робкая сидит на кровати и вяжет, тупо уставившись в пространство.

Входит Парень, и клубок шерсти подкатывается прямо к его ногам. Парень поднимает клубок и, сматывая нить, приближается к Робкой.

Робкая сидит, расставив ноги, как будто там всё ещё виолончель, а не вязание и, когда Парень приблизился к её коленям и коснулся их, словно электрический разряд пронзает Робкую, её колени смыкаются, обхватив Парня, вязание отлетает в сторону, руками Робкая взбивает высокую причёску времён её молодости и скрепляет спицами, как булавками. И тут же Робкая вцепляется в Парня и повисает на нём, как обезьянка, обхватив руками и ногами. Так они и танцуют свой томный виолончельный дуэт – через всю сцену, исчезая в темноте, откуда доносится стон – звук лопнувшей струны.

Последним в гаснущем свете исчезает клубок шерсти. А музыка готовит нас к встрече со Злюкой.

Cцена 20

Комната Злюки. На тумбочке – Библия, а на стене – большая фотография госпитального персонала. Злюка стоит посреди комнаты, опираясь на палку, и, когда входит Парень, Злюка роняет палку. Парень бросается поднимать палку, но Злюка теряет равновесие и начинает падать спиной так, что Парень еле успевает подхватить её сзади подмышки и повлечь-поволочь в сторону кровати.

Ноги Злюки волочатся по полу, но постепенно она начинает перебирать ногами. Парень пытается поставить Злюку вертикально, поворачивает к себе лицом, но Злюка просто валится на него, обхватывая руками и прижимаясь всем телом. В конце этого танца (?) Злюка сползает по Парню, опускается на колени и утыкается помолодевшим лицом Парню в пах.

Затемнение.

Интерлюдия к финалу.

Cцена 21

Холл 1-го акта. Двери комнат темны, а Парень, обалдевший, уставший и выжатый до последней капли, спускается по лестнице к своему ложу. Доходит до топчана, сваливается, обессиленый, и тут же засыпает.

Затемнение.

Cцена 22

Медленно разгорающийся свет высвечивает топчан со спящим Парнем, а вокруг омолодившиеся и преобразившиеся старухи – повторение мизансцены 2-го акта.

Грозно стучит своей (уже ненужной) клюкой Злюка, и Парень просыпается в недоумении.

Тут-то барышни на него и налетают: стаскивают, сдёргивают с ложа и волокут на середину сцены.

Включается камера под потолком и проецирует рисунок танца – вид сверху, в плоскости – на экран.

Девушки катают Парня по полу, рвут на части, каждая тянет к себе, не желая уступить другой. Отпихивает товарок, идёт настоящая потасовка и вакханалия: летят из кучи рубашка, джинсы, туфли Парня. Кульминация. Сдавленый, страшный крик. Темнота. И сразу – резкий ослепительный свет.

Распростёртые тела девушек на полу – звездой, а посередине – пустота – Парень исчез. То же и в проекции на экране.

Общий стон. Темнота.

Свет. Медленно-медленно женщины оживают, начинают подёргиваться, приподниматься, их пластика, неуверенная, немощная, – перед нами прежние старухи.

Злюка подползает к своей палке, опираясь на неё, тяжело встаёт, бредёт к своему креслу и садится.

Негритянка, погрузневшая, сидит на полу, взявшись за голову и раскачиваясь. Потом встаёт, еле переставляя ноги, подходит к креслу-коляске, подталкивает его к Наезднице, с трудом усаживает ее и катит по пандусу вверх.

Любопытная нашла свои очки и, как потерянная, побрела на своё место.

Веселуха по привычке пытается её передразнить, но ей явно не до смеха, похоже, она плачет, даже рыдает, плечи её трясутся, когда она направляется к своей комнате, пояс-лента волочится за ней.

Робкая вообще выползла из-за угла, как закатившийся мячик, и бочком-бочком поднимается к себе. Аристократка бредёт с неизменной книгой (и откуда она только взялась?), вырывает страницы и бросает на пол. Путь её усеян этими листами – страшноватое зрелище.

Все занимают свои места и замирают, повторяя мизансцену 1-го акта «все в сборе».

Музыка замирает. Свет гаснет. Конец. Конец? Аплодисменты? Нет.

Эпилог

Вспыхивает свет рампы. Старухи стоят на просцениуме, сурово глядя в зал.

Со сцены в зал тянутся лучи – щупальца прожекторов шарят по лицам зрителей: кто следующий?

Вот теперь – конец.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Театр»]
Дата обновления информации (Modify date): 09.02.11 17:49