К юбилею художника Юрия Капустина

«Святой Георгий» и другие...

Наверное, для художника в творчестве ценно то, что составляет его стержень. И чем цельнее это восприятие мира, будь то исторические сюжеты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты или книжная графика, портрет и многие другие направления, тем ценнее автор для зрителя и анализа профессиональных искусствоведов. По существу, огромная армия художников рисует, рисует всё и очень даже неплохо в основном на потребу публики. И потому сосредоточиться на творчестве таких мастеров трудно. Там всё можно найти, но нет главного, этого самого стержня, на который нанизывались бы последовательно все созданные произведения. Если посмотреть творчество великих мастеров в целом, оно представляет единую канву стиля и мысли, даже если периоды в жизни художника были разные. Это не только у художников прослеживается, это и у писателей, и у композиторов можно анализировать их творчество как цельное явление и в выборе темы, и в стиле исполнения замысла. «Кухня», где рождаются замыслы и материал для их исполнения, подготовительные работы – это всё лично маэстро. Это индивидуально, в этом ценность любого автора.

Главных работ, составляющих стержень творчества, не много. Редко рождается гений с драгоценными россыпями в большом количестве. Чаще всего в течение жизни создается до десятка основных работ и бывает того меньше. Но эти работы и являют суть творчества, а остальное – вспомогательный материал для решения поставленной задачи.

Анализируя творчество Юрия Капустина, можно выделить самые значимые работы, выполненные в основном в керамике и живописи. Поскольку он работает и в графике, и в эмали.

Работы эти являют отношение автора к Родине в период его жизни. Не придуманные, не «высосанные из пальца», а реальные, коснувшиеся почти каждой семьи или человека. Это нелицеприятные явления в обществе, но они были и оставили свой горький след. Но ведь искусство это не только украшение, ласкающее взоры. Это и диалог со временем, с событиями, происходящими в жизни. Решение, например, такой темы, как «Весна 45-го», вынашивалось, созревало около десяти лет. Поскольку идея возникла, но решение её было не простым. Автор пишет, как создавалась работа. Прежде всего впечатление от посещения Брестской крепости, где художник был потрясен духом и мужеством защитников. Кирпичи плавились и покрывались глазурью от огнеметов, поставленных фашистами у входа в крепость. Но духовные силы крепче физической материи, если их питает энергия народа.

Но это еще не рождение идеи, это первые эмоции, которые нуждаются в подтверждении их сопротивления духа и материи. «Это через год я, как пишет художник, побывал на кирпичном заводе, где ломали печь и выбрасывали покорёженные кирпичи – клинкер. Эти кирпичи и напомнили мне кирпичи крепости Бреста. Я взял пару кирпичей, и в мастерской началась работа, работа над темой и её решением, которое должно быть предельно убедительным и иметь своё содержание. Включить в композицию те элементы, которые бы точно выражали содержание. Это и подснежники, и гильзы от патронов, и сломанное дерево, и колючая проволока. И все это характерные детали «Весны 45-го». Композиция выставлялась на многих выставках и в ЦДХ, вошла в 25 лучших работ к 60-летию Победы.

Не менее интересно рождалась «Белая птица» и «Черная быль». Я работал на тему «Пиктограммы шорцев». Это было изображение падших птиц на шаре. Шар символизировал нашу Матушку-Землю. Идея – экологическая катастрофа. Я сделал четыре таких шара в разное время. Один в музее керамики в Кусково, один в музее Горно-Алтайска, а два отдал Николаю Корнилову, поскольку в мастерской хранить было нельзя. Последнее решение пришло, когда произошла Чернобыльская катастрофа, тогда я выполнил четвертый шар и посвятил его трагедии Чернобыля.

Также наощупь рождалась идея «Здравствуй, Георгий!» Эта керамическая композиция, аллегория, была выставлена на международной выставке на ВВЦ «Навстречу третьему тысячелетию» и получила диплом.

Я представил третье тысячелетие как играющего венценосного ребёнка. За основу содержания взял определение Платона «Будущее – это играющий ребенок, во что он будет играть, когда повзрослеет – это закрытая карта». А у ног этого мальчика – согбенная женщина, олицетворяющая наш двадцатый век, век кровавый, и непростой, с мольбой на коленях этот век просит, чтобы Георгий защитил нас от бед и страданий, которые выпали на её долю. Сатанинские лапы трясут решетку жизни. Ну что ж, мы живем не на поле святом.

Живописное полотно «Сон на скифский сюжет» навеяло тот момент, когда я посетил Барнаульский краеведческий музей, где в экспозиции была гальванокопия пластины скифского золота из коллекции Эрмитажа.

На пластине было изображение, характерное для «звериного стиля» скифов. Я сделал фотографию, и она долго лежала без внимания. Но эта борьба хищников за свою жертву не оставляла меня равнодушным. Что-то заставляло меня периодически смотреть на это изображение. Не могло оно пройти мимо меня. И однажды я увидел во сне примерно такую картину, но она была на головах каких-то людей в масках и плачущая женщина. Я утром сделал набросок, затем выполнил в Кузбасслаке, думал, что работу, а оказалось, эскиз. Это же образ нашей перестройки 90-х годов, только разница в том, что в «зверином с тиле» скифов философия касалась только животного мира, но спираль времени сделала свой виток и пришла к нам в другом ракурсе.

В мастерской в Сростках на Алтае я заказал полотно и написал первую, единственную серьёзную картину «Сон на скифский сюжет». Поскольку я давно работаю на тему алтайских скифов, меня будоражила эта тема своей загадочностью и мощью...

Редакция журнала «Меценат и Мир» поздравляет известного российского художника и скульптора Юрия Капустина, лауреата ассоциации «Искусство народов мира», члена «Общества друзей Франции» и «Ассоциации научных и культурных связей с Индией» с юбилеем и желает здоровья, новых работ и выставок, а также интересных поездок в разные страны мира!

Декоративная пластика и живопись Юрия Капустина


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Art»]
Дата обновления информации (Modify date): 29.06.2011 17:22