Новационное сочинение Кирилла Арбузова
Люблю свободных людей, которые живут не по правилам, а творят собственные. Общие правила – общие места, а люди – конкретны и индивидуальны. Свободные люди – не умирают в жанре (как станиславские режиссеры – в своих актерах), а распахивают границы жанров – навстречу друг другу...
Человек – жанров, конечно, – но не внутренне, а – меж... Там перемешано в свободном полете такое изобилие разноколлажных соединений – и никакой строгости в этом нет... А есть только стройность личностной стати...
И как кубисты придумали особую технику, чтобы лица на плоскости выглядели не плоскостно, а объемно (со всех сторон сразу!), – так Кирилл Арбузов испытал своего отца, Алексея Николаевича Арбузова, замечательного, знакового драматурга и писателя, – всеми жанрами сразу...
Алексей Николаевич и в это пиршество разножанрицы – не уместился: велик Человек... Он сам по себе – особый жанр, непредсказуемый и невиданный еще... А не сумма известных составляющих в неизвестном порядке...
Образ драматурга буквально восстает из пьесы Кирилла Алексеевича, придуманной из мемуаров персон и фантазий персонажей, из монологов, многологов, споров и овов...
Здесь соитие эссе – с воманом, истории – с письмами, документов – с воспоминанческой отсебятиной, ученых записок – с записанными событьями и архивным общением...
Это очень постмодерново, остро, умно и ново... Потому что – cвое-вольно и свое-стильно... Абрисы времени... Силуэты личностей...
Вихри лиц, людей, идей и мыслей... Это полноценный, значимый срез ХХ века – кусок, пригодный для понимания, а не лишь для изучения с анализом...
Ритм Кириллоарбузовской речи – конгениален нашей современной дыхалке, нынешней космостремительности...
Стайерский роман со спринтерством новеллы... Именно поэтому внимание не ослабевает: погружаешься в темпераментное мелькание как органическую среду наших дней... И это – не отменяет глубину погружения в эпоху, но подчеркивает – колоритмы ее...
Как-то не захотелось мне «перечислять творческий люд, столкновенный с Алексеем Арбузовым в прошлом тысячелетии. Он очевиден: Любимов и Эфрос, Л.Петрушевская и М.Бабанова, Л.Сухаревская и Б.Тенин.
Список известен. А я – о другом...
«Другая цивилизация» («Мелодраматическое повествование длиною в двадцать один рассказ») – книга не временная, а вневременная. Именно поэтому издание 2007 года – и сегодня остроактуально. Аура его захватывает Завтра...
И не столько биографией XX века и Арбузова-человека, но – самой новационной природой сочинения. Выдумкой Кирилла Алексеевича...
Эксперимент – не острием вглубь персонажа, а – приглашением в Будущее. Еще не освоенной, но уже открытой формой повествования...
Вот именно это и позволяет «Другую цивилизацию» актуализировать не на Время, а – на более, чем...
Единственное пожелание – будущим изданиям: учитывая романную природу книги, можно было бы в оглавлении не обозначать «Рассказ» цифирью, а и – насыщать содержанием...
Например, так: «Рассказ Первый, в котором рассказывается о рождении будущего драматурга. О его первых шагах – в жизни и в литературе...»
Так, как известно, было в добрых старых романах, и сейчас чтимых, и посейчас читаемых...
Владимир Климов* (в центре) и Эйна Эста на выставке Клары Голицыной.
Фотография Левона Осепяна
* Эта – одна из последних фотографий Владимира Климова – сделана незадолго до его неожиданной для всех нас кончины.
[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Театр»]
Дата обновления информации (Modify date): 08.02.11 10:39