Впечатления

Владимир Климов

«Ваал» из брехтовских анналов
(Впечатления на спектакль Георга Жено «Ваал»)

Кажется, обожрались гламура – как сказали б многие персоны Брехтовских пьесных аномалий. Леди и прочие люди без комплексов и обиняков (не один лишь Ваал)… Насытились буржуйства – захотелось непристойностей и бандитских выходок. Но зато – безлицемерно и непритворно. А прямо так – наотмашь («Бейте чаще люди ближних промеж глаз…»).

Обожрались гламура, говорю, – с чего бы иначе за «Ваала» браться. Нынешний – уже второй за последние пару лет. Знак и тенденция. Предрекаю нам – Ваалов навалом…

Это пьеса, никогда не ставившаяся – ни в России, ни тем более – в СССР – почти за сотню лет… Самая первая, самая эпатажная – выплеск рвотной энергии ненависти к лживой пристойности…

Ваал здесь – антигламурный подонок – как сказали б в «Комеди Клаб» на ТНТ (их подонок – как раз гламурный!).

Итак, в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина (на территории Центра имени Высоцкого) – новая премьера, где «новое» не менее значимо, чем «премьера»… Оно не количественно (как почти везде), а качественно… Новизна не только от неизвестности текста широкой публике (Вряд ли он ей глянется при чтении. Я слышал, какие сдавленные смешки были на спектакле даже у очень продвинутых зрителей: нет у нас привычки и знания, как на это реагировать)

Новизна – от радикализма постановочных идей. Опять же – не в изобилии плотской почти обнажёнки дело – этого добра сегодня выше крыши и куда круче…

Дело – в дозволении звучания аморальных ценностей (у аморалки – свои ценности), как царюющих и само собой разумеющихся в наши дни. В переносе их границ всё дальше от нас… Только тогда, правда, когда это бунт, борьба и революция даже – против агрессивных правильников, смертной скуки притворно-приторных придворных лжецов и процветающих Тартюфов…

А особенно – если бунтует Пророк, Поэт… Ему всё спишется. Всё дозволено. Кого сегодня колышет – скольких порешил в своей воровской жизни Франсуа Вийон, а в своей пиратской – Артюр Рембо?..

В гениальность Ваала как поэта – Брехту верим на Слово, тоже гению, между прочим…

Режиссёру Георгу Жено – сложнее. Молодой ученик Марка Захарова, совпадающий с Брехтом по пространству рождения (один – в Аугсбурге, другой – в Гамбурге), выступил по-молодецки дерзко, эстетически агрессивно, слушая «будущего зов», а не «зов предков»… Что, кстати, абсолютно по-брехтовски и, например, по-маяковски. Как и прочие авангардисты – они допускали отсебятину Нового Времени в свои литшедевры. Многие сами гнались за Временем, плодя всё новые редакции. У «Ваала» их аж пять, кажется…

Георг Жено выстраивает очень мастерский ансамбль, игру, которая – безЫгральна. Напряжение Игры – от отсутствия оной. Пауза – не провисает бытовухой натурализма, а заполняется изощрённой техникой особенного темпоритма Речи – тончайше выстроенной… Это не «бормотальный реализм» А.Эфроса, а интонационный голосовой сюрреализм Георга Жено…

Такая безИгра – окончательно проваливает и без того вопиюще актуальный текст (так всегда – у Брехта) – в наши дни. Смыкается сцена с залом не только физическими жестами, репликами а парт и прочими играми и игрищами со зрителями. Смыкается модельной ситуацией, типажностью людей, как масок…

Что бы с нами ни происходило технологически, как бы ни цивилизовались люди, куда б ни устремлялись (да хоть на Марс) – среди нас всегда будут сытые консерваторы и агрессивные новаторы, дервиши от философии, и бродячие поэты, скучные самодовольные люди, и блудливые чиновники, циничные искатели социоэкстримов, и ничего уже не желающие обыватели…

Георг Жено вытаскивает в спектакле именно эту модельность, тотальную узнаваемость, доказывая, что Брехтовский «Ваал» – притча, судимая по законам Искусства, а не реалистическое полотно, подверженное законам жизни.

Что в жизни крамола, аморалка и растление – в пьесе, в буквах, литерах, словах – обострение проблем, метафора спорных ситуаций. Ставка вопросов, заставляющих нас услышать проблемы…

Неужели кто-то всерьёз думает, что брехтовский банкир – профи, делающий своё дело и не сочинявший банковскую систему – хуже и опаснее, чем бандит, грабящий банк и убивающий людей… (Что такое фомка в руках грабителя в сравнении с учреждением банка, – саркастичит читателя Брехт!) Это одна из дилемм, требующих осознания неблагополучья мира, неточности его координат… А не собственно мировоззренческое кредо… Как и призыв – бить «ближних промеж глаз…»

Об относительности прямых смысловых ассоциаций говорит и авторский коллектив спектакля… Начиная с самого Брехта, который вполне буржуазен, комфортен, многодомен. А бунт его – лишь рычаг к движению мира, взрыву его стопара… (ступора)...

А сам спектакль – очень тщательно выстроенное и хорошо управляемое зрелище о крайне неуправляемом, анархичном субъекте…

Очень ансамблевая игра (это тоже по-брехтовски!) – заслуга режиссёра. Две крайности в его артистическом пространстве – блестяще исполненная роль молодого Донатаса Грудовича: его Ваал – скорее интеллигентский неврастеник, интеллектуальный хам, чем подзаборный алкаш…

Вспомним – и Франсуа Вийон был Сорбонным школяром-сорванцом, университетским студентом, а не профессиональным нищим, бомжом из трущоб…

Другая грань актёрского ансамбля – заслуженная артистка России Наталья Моркович, играющая совсем не по-своему, мерцнувшая неведомыми мне гранями (а я знаю её работы издавна!). И что с ней сотворил режиссёр – дорогого стоит…

Одна из важнейших задач постановщика – открывать новые имена и переоткрывать известные. Со всем этим у Жено – полный порядок…

Игра Натальи Моркович – его безусловная заслуга. Обогащённая палитра актрисы – важный смысловой акцент, поражающий точной и точечной Игрой. Своеобразный посредник меж обыкновенными людьми из зрительного зала – и её гениальствующим сынком…

Спектакль закончился врасплох. И всполохи его вопросов – ворохи – остаются с нами (это – тоже по-брехтовски!..).

Надо всё же подумать, где грань меж Искусством и Жизнью. И есть ли она вообще? Где граница можного и неможного – у гения и не-у-гения… Когда мораль – аморальна, а амораль – наоборот – вдруг моралеет на глазах. И это – нормально для мощного жизнединамизма…

Ничего не решено… И всё – решаемо…

И не всё разрешено. И всё – разрешаемо… Индивидуально… И пусть границы будут не похотливы как в «Ваале», а прихотливы – как у Брехта!..


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Германия"]
Дата обновления информации (Modify date): 02.03.11 17:03