Впечатления от поэзии и монотипий Леонида Завальнюка

Владимир Климов

Его перо подобно свету

Мне симпатичны люди, которые не «строгих правил», а свобод- воле- стиле- изъявления. Они рифмуют, когда им надо, а не когда принято... Кем? Зачем?..

Поэт Леонид Завальнюк, выпустивший в читателе лет книгу «Летела птица» («Время», Москва, 2009) – неограниченно органичен в стихах как в собственном доме, где каждая вещь (а здесь – рифмы, их отсутствие, пауза, образы) – на авторском месте (на своей полке).

Он позволяет себе низводить поэтическую речь до разговорной, и даже – разговоренной («Мильены лет звучит язык молчанья»). И выигрывает темперамент, музыку, ритм...

Поэзию...

Его «перо... подобное свету», его «стило, чтоб двигало горы»! – строят выразительные здания, постройки, архитектурные строения, в кои входишь, как в манящие пространства...

Здесь конгениалит он гения с птицей («Корабельные рощи»).

Бросает невзначай: «занимались мыследельем».

«Стихами двери распахивает» (распахнув, вскрыв), заодно, и каноническое сознание с тщательно заколоченным входом в мир фантазии и свободы...

Здесь могут «подрасти душой», а «из музыки рождается полет». И «раздвигают неба тишь»...

А солнца образ – не привычный гигантский полыхающий диск (банальный до оскомины), а «маленькое блюдце»...

И жажда ведет Поэта – «... с безумными безднами слиться...»

«Эти причудливые события – темперамят стих, делая его тончайше инкрустированным внезапными, нежданными изумрудинками, «В строке есть привкус чуда», взметающий обыденность до излюбленного Сочинителем неба (стержневой образ мастера)...

Все творчество Леонида Завальнюка пронизывают контрасты... Поэзия его не столько настояна на них, сколько – настроена. Взошла на дуэте-дуэли, Разностилицы стихозема...

Сон – явь. Сказка – жизнь. Фантазия – реальность. Ясный свет – ясность жизненного цвета (скорее цвета хаки, чем рассвета акварельности. Аквареальности)...

Но поэт не может уныние множить, то есть того, что и так по миру разлито в избытке... И самим своим фактом жития в этом мире – он побеждает тусклую, забытовевшую реальность... Ведь «искусство больше человека»...

«И только солнца луч прямой
Зовет куда-то, как и прежде,
К какой-то канувшей надежде,
К весне за вечною зимой...»

Головной вопрос искусства (и людских жизней) – или ты побеждаешь реальность, делая ее более приспособленной для проживания. Либо она делает тебя, осваивая, присваивая вначале, – и выбрасывая в конце (как вулкан – лаву с пеплом напару).

Побеждает тот, кто в этом бесконечном мире нашел свою интонацию, свой путь... Сыграл (или и сейчас играет, как Леонид Завальнюк) свою жизнь только по особенным (никем не слышанным до...) – нотам...

В основе сочинений автора «Летела птица» – особый контраст. Контраст разно-Гласов... Многие его стихи – дуэтны... дуэльны... Дуэльтны...

Диалоговая природа их – в сомнениях и утверждениях, в вопросах – и их решениях. В диптиховой разностилице...

С поэтом спорят, общаются, говорят – Бог. Глубина души. Любовь и небо. Деньги. Ясень – и ясный свет. Далекий свет. Осенний луч. И даже сам с собою говорит. И многие еще...

Поэт не с тысячью лиц, а с множеством сомнений в собственной душе. Не моно-, а многоцентричная разноГласная и по-разному согласная страна Леонидия...

Страна одного поэта, но вобравшего в себя весь ток и сонм сомнений. Редко – со-мнений, куда чаще – противомнений...

Но Леонид Завальнюк – больше чем поэт. Он – Художник...

Не случайно в истоках эссе промелькнула, едва тронув стихи, догадка об акварельности сочинений Сочинителя. Вернисаж своестильных его картин – развернут на страницах эссеизированного сборника...

Художническая природа была очевидна (очам видна) еще в поэзии, где образы не письменны, но – зрелищны, скульптурно выразительны...

А на выставке картин – все те же гроздья праздничных и трагических метафор, что и в стихах, только явленные во цветовой плоти...

Какое жариво соитья красок. Пожариво гротескных чувств... Какой здесь выплеск, всплеск и плеск энергий. Их кульминация и цвето-свето-царственный напор...

Леонид Завальнюк поселил свои новейшие произведения и незабытые старые, а также буйную взрывную графику – по разным квартирам...

Возможно (по мне) – если б квартиры воссоединились во единый пространный организм – было бы динамичнее. И внезапнее... Острее.

Но это была бы – совсем другая книга...

«Летела птица» – артистична и изящна и так (по авторскому хотению).

Только бы крылья у ее Сочинителя – никогда не кончались.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Art»]
Дата обновления информации (Modify date): 03.07.2011 18:46