Впечатления

Марина Князева

Выставка: Век Людовика XIV

Версаль. Толпы людей, стекающихся сюда со всего мира, стянулись в узкий медлительный поток. И этот плотный поток дефилирует и колышится между двумя стенами роскоши, – как между двумя берегами дышащего моря, – ты протекаешь, почти притёртый к изукрашенно-красочным гобеленам, к мозаичным панно, к сияющим блеском стекла шкафчикам и спрятанным за ним золотом… к картинам, гордо вздымающим углы рам, будто круглящиеся позолоченные рога… Ты плывёшь в этой стремнине величия и роскоши, и молодое румяное лицо Великого Короля горделиво смотрит на тебя со стен – с панно – со вставших на дыбы прекрасных гарцующих лошадей…

Выставка «проходила в Версале зимой 2009 – весной 2010 года. Первая и единственная выставка, на которой собраны со всего мира атрибуты и произведения царствования Людовика Солнца. Сколько же сюда вложено и ума, и таланта, и остроумия, и тщательного компетентного труда. Такая выставка, действительно, – впервые за 300 лет, и вряд ли повторится…

В залах полутемно, как в пещерах. Ты плывёшь сквозь них, и ничто не отвлекает твоего внимания от главного – от того ощущения роскоши и величия, какими дышала Франция в век своего невиданного расцвета. Тут показаны увлечения короля – снаряжение для охоты и ружья, мозаичные панно из полудрагоценных и драгоценных камней – искусство, выведенное в Италии и привитое Людовиком к Франции. Изысканная мебель – резная, сквозная, изобретательная, вьющаяся, будто сами лесные духи змеино выкручивали ветви и корни, чтобы среди них мерцала и плавилась в отблесках свечей, отлитая, как воронки лесной дождевой влаги, серебряная посуда. Всё здесь сияет, изливается, вскипает, плавится… Ощущение сдерживаемой силы, её внутреннего напряжения пронизывает всё густо заселённое пространство. Это чувство напряжённых мышц, упругих мускулов. Всё кажется мускулистым, боевым, энергийным. Каждый предмет. И военный панцирь, и ручка вазы, и мазки на картинах. Везде – подтекстом – мышцы, мускулы, рывок, прыжок, преодоление.

«Ближе к старости – к 50 годам – у Людовика боли в спине…» – урчит в уши басовитый голос аудиоэкскурсовода. Я обхожу выставочные залы уже в третий раз, пытаюсь уловить что-то важное, ускользающее, то, что само не даётся в руки.

Кстати, – вопрос: почему на выставке нет русской версии аудиоэкскурсии? Дважды подходила к пункту раздачи наушников: «Мне – русскую версию, пожалуйста!» Улыбаются нежно и ласково, будто только меня и ждали – милая необоримая французская любезность – с готовностью протягивают плейер. Иду в зал, включаю, – что-то не пойму, – плавно течёт английский монолог. Возвращаюсь. Оказывается, девушка решила, что русский и английский – это одно и то же. «Есть ли русский вариант?» – «О, увы, мадам, нет!» – «А какие есть?» – «Пожалуйста, английский, испанский, итальянский, китайский, японский, французский…» – «Хорошо, тогда – французский.»

Плотность экспонатов. Людовик ХIV в рамах и без них, в кругу семьи, в сражениях, с любовницами… «В последние годы он полностью под влиянием мадам де Монтеспан…» Многочисленные портреты многочисленной семьи… А в других рамах – планы Версаля, карты строящегося Парижа, карты военных действий – и изобилие натюрмортов и пейзажей с живо токующей посреди красочной живностью. Живой мир шикарной эпохи.

Посреди одного из последних залов – просторного прямоугольного, обширного – ещё одна уникальность посреди уникальностей. Выставлены в ряд скульптурные бюсты солнечного короля. Я снова и снова осматриваю их – широко развёрнутые плечи, гордо посаженная голова с пытливым проникающим взглядом, глаза глубоко посажены, высокий лоб царит над надменным носом, и слегка выскочивший вперёд капризный подбородок, пухлые щёки, – и во всём выражение воли и решимости, готовности действовать и принимать мгновенные решения…

Знакомая лепка образа. Кого-то значимого до боли напоминает мне этот решительно-капризный профиль и этот выпуклый лоб. Боже мой! Да ведь его, Петра I, царя-реформатора! Похожи, как будто двоюродные братья. Поставь в этот ряд бюстов Людовика бюст Петра – не сразу выделили бы. Они похожи, как взгляд на мир, присущий их времени. В каждом из них скульпторы лепили и отливали не столько даже характерные личностные черты, – хотя оба были по-своему ярки и колоритны, – сколько героя СВОЕГО времени, характер своей эпохи, выраженной в монаршем правителе.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Франция»]
Дата обновления информации (Modify date): 17.02.11 09:42