Архитектура Одессы

Евгения Красноярова

Оперный театр

В 2008 году здание Одесского Национального Академического театра оперы и балета было включено издательством «Forbes» в перечень самых интересных достопримечательностей Восточной Европы. Основанием для этого послужило не только его архитектурное великолепие, но и вся история Одесского оперного театра, полная и страниц небывалой славы, и трагичных моментов. Без этого роскошного здания Одесса не мыслится, как не мыслится она без Привоза или Дерибасовской улицы.

Оперный театр, который мы видим сегодня, стал достойным преемником Старого театра, оказавшегося первым по времени постройки, значению и известности не только в городе, но и во всем Новороссийском крае. Создать городской театр задумал почти сразу же после вступления в должность губернатора Новороссии герцог Ришелье. Проект театра составил друг Феликса Де-Рибаса, итальянский архитектор Фраполли. Но Ришелье посчитал необходимым утвердить этот проект у петербургского архитектора Тома де Томона, автора Санкт-Петербургской биржи на Васильевском острове и знаменитых ростральных колонн. Местом для театра стала площадь, на которой еще во времена Хаджибея был базар с кофейнями и дом турецкого паши с его гаремом. Строительные работы велись около четырех лет – не хватало ни материалов, ни рабочей силы, но несмотря ни на что в сентябре 1809 года Первый городской театр был открыт для посещения.

Здание театра разместилось ближе к Пале-Роялю, на старейшей площади города – на ней во времена Хаджибея располагались дом турецкого паши с гаремом и базар с кофейнями. Главным фасадом он был обращен к морю и выглядел, как античный храм. Архитектурное его решение выполнено было в классическом стиле: портик коринфского ордера, фронтон, колоннада. Зрительный зал и сцена освещались пятисвечными канделябрами с сальными и восковыми свечами, сцена – большими лампадами с маслом. Помещения театра зимой не отапливались. Публика грелась аплодисментами, а в уборных артистов стояли чаны с горящим спиртом, которым иногда певцы злоупотребляли перед выходом на сцену. На площади у театра кучера, ожидающие хозяев из оперы, жгли костры, и частенько зрители в антракте с удовольствием к ним присоединялись.

Театр сразу завоевал сердца одесситов. Здесь разгорались споры о музыке, споры о певцах, завязывались интриги за и против артистов, в которых участвовало все просвещенное население города. По требованию градоначальника Казначеева актерам однажды даже пришлось прямо на сцене изменить трагический конец оперы «Эрнани» на диаметрально противоположный – необычайное волнение публики заставило Казначеева принять такое решение.

«…А разыскательный лорнет?

А закулисные свиданья?

A prima donna? а балет?…» – восклицал Александр Сергеевич Пушкин, имя которого оказалось неразрывно связано со Старым театром. На сцене Первого городского театра Одессы выступали Мочалов, Щепкин, Самойлов, Милославский, Айра Олдридж и Аделаида Ристори. Сам Николай Гоголь руководил репетициями поставленного на одесской сцене «Ревизора».

Но первоначальные семнадцать лож и партер рассчитаны были не более, чем на 800 зрителей. Поэтому перестройки театра с целью расширения его внутренней территории были неизбежны. Они проводились трижды: в 1820, 1857, 1872 годах. Несмотря на праведный гнев одесситов, которые болезненно воспринимали все изменения, связанные с любимым зданием в городе. В результате последней переделки колонны великолепного фасада были соединены каменной стеной, что никоим образом не украсило здание. А 2 января 1873 театр стал жертвой пламени газового рожка, освещающего часы на фасаде в ночное время. Огонь распространился по крыше, охватил все здание, и спасти его не удалось. «Многие одесситы плакали, а мой отец говорил: «Это месть античных богов, разгневанных за обезображивание их храма», – так писал об этом Александр Дерибас, внучатый племянник адмирала Иосифа Де-Рибаса, одного из основателей Одессы. С этих пор призрак пожара постоянно преследовал Оперный театр, периодически настигая его и покушаясь на бесценное достояние города.

Спустя некоторое время городские власти во главе с Г.Г.Маразли объявили конкурс на лучший проект здания театра. Более сорока проектов архитекторов европейского уровня участвовали в конкурсе, но все они были отклонены городской управой. Создать проект нового городского театра вне конкурса было предложено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру (Ferdinand Fellner) и Герману Гельмеру (Herman Helmer), по проектам которых построено 48 театров в городах Европы (в Вене, Берлине, Праге, Сегеде, Варшаве, Зальцбурге, Кракове, Будапеште, Дрездене, Загребе, Черновцах и др.). Через одиннадцать лет после пожара приступили к строительным работам. Закладка нового здания проходила 16 сентября 1884 года в торжественной обстановке с богослужением в специально приготовленной для этого палатке и банкетом. Столы накрыли в котловане для укладки основания нового театра. И даже внезапный проливной дождь не смутил приглашенных на праздник, богато обставленный муниципалитетом.

Воскрешение столь любимого одесситами храма Аполлона длилось четыре года. Денег на строительство не жалели. С выделенных первоначально 600000 руб. стоимость строительных работ возросла до полуторамиллиона. Такая дороговизна смутила одесситов. Многие упрекали городские власти в ненужном расточительстве, предлагая часть суммы, выделенной на постройку театра, использовать для прокладки канализации на Пересыпи, устройства мостовой на Молдаванке, для постройки народных школ и т. п. Но Новый театр, несмотря ни на что, строился и сдан был городу вовремя, в день, указанный в договоре подряда – 15 сентября 1887 года.

Днем рождения Нового театра стал день его открытия. В 2 часа дня 1 октября 1887 года на верхней площадке главной лестницы со стороны моря был заложен последний камень. В стене под зеркалом замуровали специальный металлический ящик, в который положили акт об открытии театра, подписанный градоначальником, и вышедшие в тот день в Одессе газеты, афиши и программки вечернего представления. После этого состоялось торжественное вручение символического позолоченного ключа от здания театра городскому голове.

Возведенное в стиле венского барокко, господствовавшего в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века, здание Оперного театра вот уже более ста лет поражает как великолепием фасадов, так и отделкой внутренних помещений. Здание состоит из подковообразной передней части, к которой примыкают три портика. Первый и второй этажи, украшенные колоннами придают зданию вид статичности, устойчивости «на века». Компенсирует тяжесть нижних этажей третий – с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами. Крыша в виде купола дополняет внешний облик театра. Фасады богато украшены скульптурами, над которыми работали Ф.Нетали и Ф.Фридль. Внизу, около центрального входа, установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит» – Федра, оплакивающая Ипполита. Справа – амуры в птичьих масках из комедии Аристофана «Птицы». Выше, на фоне аттика, расположены символизирующий оперу Орфей, играющий на кифаре для кентавра и муза танца Терпсихора с девочкой. По фронтону здания, в круглых нишах верхнего этажа, установлены бюсты Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя. Венчает постройку Мельпомена на колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами, укрощенными ею. По обе стороны от Мельпомены – гении с лавровыми венками в руках.

Зрительный зал, состоящий из партера, лож бенуара, бельэтажа, первого и второго ярусов и галерки, рассчитан на 1664 места. В центре бельэтажа прямо напротив сцены выделяется так называемая «царская ложа». Архитектура роскошного зала решена в стиле позднего французского «рококо». Тонкая лепка, разнообразие пышного орнамента, позолота, светильники, канделябры, инкрустированная мебель, бархат и сатин призваны ошеломить зрителя и навсегда остаться в его памяти. Богатство декора возрастает от бенуара к ложам первого и второго ярусов. Заключительным аккордом является плафон потолка, украшенный картинами в виде медальонов. Они принадлежат кисти художника Лефлера, изобразившего сцены из произведений Шекспира: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». Освещает это великолепие огромная люстра весом более 2-х тонн. Нужно сказать, что именно для освещения театра была построена в Одессе первая электростанция переменного тока, и первые электрические лампочки вспыхнули в Одессе в 1887 году в день открытия театра. Впервые же для обогрева помещений театра было применено в Одессе и паровое отопление. Центральный занавес, созданный по эскизу известного театрального художника Александра Головина, не избежал упреков некоторых одесситов в излишней яркости, дескать «слишком хорош». Уникальная акустика зала позволяет доносить в любой его уголок даже шепот.

Слава Одесского оперного театра быстро разнеслась по всей Европе. На его сцене выступали и зарубежные, и отечественные знаменитости. Здесь пели Энрико Карузо, Фёдор Шаляпин, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Джузеппе Ансельми, Титта Руффо, Маттео Баттистини, танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, дирижировали П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов. Здание театра пережило Октябрьскую революцию и гражданскую войну, но в сравнительно спокойные НЭПовские времена его опять настигло старое проклятье: в марте 1925 года ночью на сцене начался пожар. Заполненный водой противопожарный занавес рухнул в зал, в результате чего он значительно пострадал. Были существенно повреждены лепнина, плафоны, позолота и бархат, отделка коридоров и лестниц. Но – о чудо – уже через год все убранство театра было восстановлено. Одесситы развернули мощную кампанию по сбору средств на восстановление любимого театра: открыли в банке счет, организовали сбор пожертвований. Во избежание новых неприятностей, связанных с огнем, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. После ремонта, в 1926 году театру было присвоено звание «Академический».

Театр продолжал функционировать и во время Великой Отечественной войны. Фашисты разграбили театр и заминировали его перед отступлением, планируя взорвать здание, но план их не увенчался успехом. Именно на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от гитлеровских захватчиков.

Спустя десятилетие новая угроза обозначилась над Оперным театром. Неудовлетворительное состояние ливневой канализации и внутригородского водопровода обусловило проседание грунта под зданием. К 1955 году образование трещин в несущих конструкциях здания потребовало проведения работ по укреплению фундамента. Шесть миллионов литров расплавленного стекла было залито через шурфы в основание фундамента здания.

Первая полная реставрация театра проводилась в 1965 – 1967 году. Она обошлась Советскому правительству в 4 млн. рублей и 9 килограмм чистого сусального золота. Позолотой покрыли более 4 тысяч кв. метров площади помещений. Но, несмотря на предпринятые меры, процесс проседания почвы продолжался, и к середине смутных 1990-х здание театра пришло в удручающее состояние. Решение о капитальной реставрации, второе по счету в жизни Оперного театра было принято на правительственном уровне в 1996 году. Работы по восстановлению театра на этот раз затянулись на одиннадцать лет. Окончание работ, запланированное на 1999 год, переносилось несколько раз из-за недостатка средств. Театр был открыт лишь 22 сентября 2007 года. В ходе реставрации при помощи 1800 свай был укреплён фундамент, установлены самые современные системы кондиционирования, пожарной сигнализации и энергообеспечения, внутренней мобильной связи, охраны, видеонаблюдения, установлен новый занавес. Стоимость реконструкции по смете Кабинета министров Украины составила 197 миллионов гривен (в ценах 2004 г., в том числе строительно-монтажные работы – 12 млн. гривен).

Сегодня общая площадь театра составляет 8123,6 кв. м, а количество мест – 1636. Указом Президента Украины 31 августа 2007 года Одесскому академическому театру оперы и балета был присвоен статус «Национального». 22 сентября 2007 года почта Украины провела спецгашение конвертов, посвящённых 120-летию театра. Национальный банк Украины 25 июля 2007 ввёл в обращение года юбилейные монеты «120 лет Одесскому государственному академическому театру оперы и балета» номиналами 10 и 5 гривен.

На фронтоне портика римскими цифрами указаны три даты: в первой строке – даты начала и окончания постройки театра, во второй – год 1925 и фраза «театр пылал», и в третьей – слово «реконструкция» и год 1967. Будем надеяться, что больше никогда на стенах театра не появится горестных надписей, связанных с его славной историей.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Одесса»]
Дата обновления информации (Modify date): 07.06.2011 12:22