Альманах короткой прозы

Татьяна Михайловская

Pro/за
(Альманах короткой прозы. Выпуск четвёртый)

От составителя

В прошлом выпуске альманаха «Pro/за», в котором были представлены произведения конкурсантов Австралийского фестиваля «Антиподы», по условиям конкурса объем свехкороткого рассказа был строго ограничен объемом – не более 400 слов. Безусловно, это ограничение условное, не мотивированное ничем, кроме решения устроителей. В конкурсе, о котором пойдет речь в нынешнем, четвертом, выпуске, заложено не одно, а два очень жестких ограничения: по объему не более 100 слов и по содержанию, тематически заданному как «Тело города моего». Конкурс «Стословие» в 2009 г. был объявлен сетевым журналом «кЛяп» с целью вполне экспериментальной: посмотреть, что может сотворить автор, если посадить его на короткую цепь и вдобавок надеть строгий ошейник. Результаты оказались довольно любопытными. (Я не имею в виду результаты по оценкам – они в связи с неизбежной вкусовщиной разнородного жюри мало о чем говорят.)

Во-первых, все прекрасно справились с ограничением по количеству слов. 100 слов – легко! Вот вам картинка родного города, воспоминание, связанное с родным городом, притча о городе, очерк (то, что прежде называлось физиологическим очерком). Как говорится, нет проблем. И все же многие рассказы оставляют впечатление не законченной миниатюры, а чего-то такого, что можно или даже требуется дописать. Думается, это происходит потому, – во-вторых, – что заданная тема в том виде, как она сформулирована, – всё-таки не давала авторам возможности для манёвра.

Такого рода условия означают полное стеснение авторской свободы и по формальному, и по содержательному принципу. Может ли автор проявить себя в полной мере, если пишет по чужой указке-подсказке? Спорный вопрос. Художественная проза – это не статья по заданию редакции. Но иной раз мастерство автора проявляется и при таких строгих ограничениях, тем более, что родная «среда обитания» всегда волнует нас.

В целом, конкурс можно расценить как свидетельство того, что стадия эксперимента для данной литературной формы продолжается и все еще актуальна. Как уже было сказано ранее, количество слов (знаков) теперь легко подсчитать на компьютере, легко договориться об их количестве и таким образом испытать на прочность нижнюю границу формы рассказа, там, где она превращается в афоризм, в некую сентенцию – например, десять слов, двадцать слов и т.п.

В известной степени всякий подобный конкурс напоминает молодежную игру, нечто спортивно-развлекательное, что в последнее время сделалось модным в различных тусовках. В этом нет ничего плохого, как ничего плохого нет в игре в буриме или в других играх такого типа. Домашнее времяпрепровождение бывает весьма полезным. Именно поэтому, отбирая рассказы для публикации, я менее всего руководствовалась полученными баллами участников. Так же не интересовал меня их профессиональный статус.

Разные города описывают наши конкурсанты, география широка – тут и Москва, и Киев, Барселона и Тель-Авив, Мариуполь и Николаев (Николаев особенно популярен, поскольку оттуда «родом» и сам конкурс). Но не география привлекает – самое интересное заключается в различии подходов к их описанию. Для одних авторов важней всего деталь, другие – придумывают метафору, третьи – удовлетворяются добросовестным перечислением. Некоторым авторам, чувствуется, дай волю, так они сразу развернут свое бытописание на многие страницы, придется за руку удерживать. Очень часто в текстах проступают прачерты изобразительных искусств (они приходят на помощь словесному методу в трудных ситуациях): вот акварелька, вот плакатик, вот быстрый рисунок пером. Но в некоторых рассказах малое словесное пространство действительно восполняется глубиной изображения, и это дорогого стоит.

По итогам австралийского конкурса короткой прозы в этом году был издан сборник. И я очень рада тому, что в него вошли многие произведения, напечатанные в моем альманахе, с чем я от души поздравляю их авторов. Работа с литературной формой сверхкороткого рассказа не прекращается. По моим наблюдениям, у нее большие перспективы.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Литература»]
Дата обновления информации (Modify date): 25.04.11 16:36