Художники России
Татьяна Михайлова (Москва)

Е.Шершова

О творчестве Татьяны Михайловой

I. Вместо предисловия

Нет более загадочных фраз, нежели те, которые никак не проясняют сущность искусства, которое современно и вместе с тем существует давно в лабиринте тысячелетий. И его законы незыблемы, ассоциативные процессы, вызываемые им, актуальны, однако его границы ясно не очерчены и проблемы не решены. Анализ природы феноменологической живописи на первом этапе её изучения крайне необходим. Доктор искусствоведения Н.Померанцева несколько размыто определила место художницы Татьяны Михайловой в истории современной живописи: «Она принадлежит к среднему поколению художников, чья творческая зрелость пришла раньше, чем её работы получили известность. <...> Тогда можно было бы думать, что мастер становится эгоистом, но творчество её опровергает такой подход. Её работы можно назвать говорящими – говорящими в разном динамическом ключе от прозрачного пианиссимо до кричащего во весь голос фортиссимо». Трудно согласиться с последним утверждением, поскольку музыкальность вторична, когда идеи духовного мира остаются незамеченными, как будто это тайный их крест и они обязаны претерпевать явную несправедливость. Термин “говорящие работы от и до” не создаёт полноценной картины понимания внутреннего смысла искусства Т.Михайловой.

Метод Т.Михайловой полностью ликвидировал принцип централизации звуковысотных элементов в живописи, заменив их условной организацией живописной ткани. Если в космической живописи, скажем, П.Фатеева ощутим звукоряд и всплески звуковысотных элементов, то здесь уже сглаженные диссонансные тона. Диссонансная сфера, имеющая своим заданием не истинность бытия, а правдоподобие мистического мира, трактуется Т.Михайловой как средство воплощения сверхличной метафизичности, корнями уходящей в невидимый мир внутренних связей явлений.

Обыкновенно даже бывает так, что известность художника приходит тем позднее, чем дольше ей суждено продлиться. Т.Михайлова уделяет особое внимание конструированию перспективного образа духовного мира, Вселенной, Галактики, возбуждающего удивление не только нашего века, но и грядущих столетий. Возможно ли только с эзотерической точки зрения осмыслять духовную и витальную действительность? Под влиянием альтернативных форм мышления (точкой отсчёта можно назвать антропософию Р.Штайнера) и новой роли искусства в обществе изменилась и вся система эмоционально-эстетического определения живописной ткани произведения. Как раскрыть идеи эзотерического мироощущения и передать соотнесённость микрокосма с макрокосмом средствами живописи? Достаточно ли для этого средств в арсенале живописного языка?

Анализ произведений Т.Михайловой показывает, что следует делать различие между пространством беспредельным и пространством зрительным, которое конечно, что необходимо принимать изображение в том ракурсе, который принят художницей с разных точек зрения, поскольку это позволяет не только приблизиться к раскрытию идеи, но и способствует обогащению внутреннего созерцания новыми аспектами духовного мира. Принятие в картине нескольких точек зрения позволяет понять иллюзорность линейной перспективы и различных приёмов черчения, неприменимых в принципе на подобной картинной плоскости. Художественный образ неотделим при этом от системы цветоритмических и световых отношений, достаточно посмотреть несколько картин, чтобы убедиться в этом. Основой образа является художественный символ, возникший на благодатной почве глубокого философского проникновения в тайны мироздания. Анализ работ ставил своей задачей выявление инновационных способов решения композиции и художественного образа.

II. Основные принципы искусства Т.Михайловой

Искусство должно выполнять миссию воспитания в человеке лучших качеств личности. Ему позволено приоткрыть занавес исторических перспектив. Оно может способствовать пониманию тайн мироздания и судеб каждого из живущих на земле. Оно воздействует на любого человека, воспринимающего особенности языка искусства. Задачей такого феноменологического искусства является способствовать проникновению сознания в глубины истинного духовного мира и сверхчувственных реальностей.

Как понимать один из феноменов? Глаза, показанные на синем фоне? «Это тонкий мир, куда мы уходим после земной жизни» (Т.Михайлова). Необходимо подняться над обыденным сознанием, а значит, нужно прийти к духовному преображению.

То, что мы видим, не является доказательством подлинного бытия, это, скорее, не что иное, как иллюзорность обычной жизни. Для более полного понимания концепции эзотерического мироощущения можно обратиться к теории Д.Андреева, изложенной в его книге «Роза Мира», где звучит настоятельный призыв к познанию, которое способствует самосовершенствованию. Надежда на создание общественной этической всемирной организации открывает новые горизонты в деле преобразования мирового сообщества. Оригинальная идея Д.Андреева духовного развития всех духовных существ земного шара посредством объединения в Федерацию государств с этической контролирующей организацией над ней может показаться очередной утопией. Однако, если внимательно подойти к рассмотрению этой идеи, то становится ясно, что достижение высокого культурного уровня всех народов мира не столь уж и неразрешимая проблема, поскольку история Древних царств и городов-государств уже являла примеры такого развития. Другой вопрос, как достичь всем состояния свободного единения со всеми религиями светлой направленности? Но эти вопросы едва ли уместно рассматривать.

1. Композиционные принципы

А) Баланс

Впечатление визуального равновесия всех элементов композиции будем здесь называть балансом. Смещение изобразительных элементов от центра в одну сторону является нарушением баланса. Распределение на плоскости изобразительных элементов с явным увеличением их масштаба также представляется как нарушение баланса, поскольку ведёт к напряжённому восприятию картины. Уравновешенная композиция, когда визуально создаётся впечатление симметричного баланса. Такими же уравновешенными представляются композиции, в основе которых лежит принцип создания баланса методом текстуры.

Таким образом, в композиции используются разные методы достижения баланса или же нарушения его принципов, в соответствии с требованиями трансцендентного мира идей, которые являются главными. Каковы же здесь инновационные принципы? Допустим, боязнь пространства, когда заполняется картинная плоскость изобразительными элементами, известна со времён искусства Барокко, поэтому новшеством такое решение композиции считаться не может. Однако сильное укрупнение фигур, когда их приходится обрезать границами холста, а центр композиции при этом остаётся относительно свободным, поскольку фигура, помещённая в центре, приравнена к заднему плану, это уже поиск новой организации произведения. Акцент ставится на психо-этическое понимание прекрасного, когда душа реального человека рассматривается в рамках онтологических представлений о красоте, образ дан в разных ракурсах. Художественный образ, созданный на такой основе, значительно превосходит понятийный аспект идеи, породившей его, что позволяет говорить о высокохудожественных формах произведения.

Б) Контраст

Принцип контраста используется в высшей степени необычно и оригинально. Когда картина выдержана в одной цветовой гамме, контраст создаётся методом изменения интенсивности цвета и прибавлением белил. Безусловно, незыблемые законы цветового контраста тоже работают, однако по-новому. Здесь имеется в виду опять же изменение цветовой насыщенности не монохромных, а теперь контрастирующих красок.

С) Акцент

Расстановка акцентов в произведениях Т.Михайловой относится к числу художественных расчётов, сделанных интуитивно, а значит, непредсказуемо. Серебряная, допустим, или золотая “поверхность” картины, приближенная таким образом к сакрально-мистической среде, ждёт обычно оживления цветовым акцентом или световым бликом. Художница порой использует технику энкаустики, которая испокон века выражает метафизическую схему и динамику невидимого духовного мира, концепцию прочной, первоначальной эмоциональной насыщенности. Так уж повелось, изобретение этой техники связано с идеей вечности. Отсюда начинается формирование сложного ассоциативного восприятия произведений.

Если вспомнить приёмы иконописи, то ряд работ Т.Михайловой указывает на то, что акцентами могут быть элементы, подобные движкам, оживкам, пробелам, которые призваны останавливать внимание на главном. Закономерно возникает вопрос: мир, пронизываемый светом в таких картинах очевиден, а есть ли тени? Или как понятие тени трактуется? Ответом послужил бы трактат на эту тему. Поэтому приходится ограничиваться несколькими словами, обозначающими суть. Взгляду предстаёт только то, что наиболее просветлено, показано движками и пробелами, как одно из важнейших свойств первопричины, в идеале доступное духовному созерцанию. Свет как мистическая причина всего существующего в духовном мире.

Д) Пропорции

Правомерно ли прояснять вопрос о пропорциях, даже постановка его вызывает большое сомнение, поскольку феноменологическая живопись не заостряет внимание на изображении предметов видимого мира, изображении, которое можно анализировать различными методами. Тогда как пропорции предполагают взаимодействие не только изобразительных элементов композиции, но и разномасштабных фигур, отношение предметов и их частей между собой.

По-видимому, разговор о пропорциях должен состояться. Ведь исходить надо из того, что плоскость холста заполнена изображением художественных образов, а следовательно, это немаловажно для составления концепции о пропорциях. Мелодические и симфонические композиции В.Кандинского, плюс его импровизации также могли бы быть подвергнуты анализу с точки зрения вопроса о пропорциях. Ведь пока не сложилось осмысленного суждения, не может быть и оформленного мнения и оценки явления. Кто живёт в сутолоке дел или удовольствий, не подвергая анализу пережитое, у того и дух уподоблен хаосу, и в мыслях нет порядка. Так и в искусстве… Оно поднимается на более высокую ступень своего развития, когда намечается принципиально новая, осмысленная тенденция выражения пережитого посредством ритма, пропорций, акцентирования.

Пропорции в картине подчинены требованиям основной идеи произведения, характеристике первопричины, скрытого смысла высших истин. Поэтому так активно художница использует приём преувеличения, укрупнения фигур в фигурных композициях (Рис. 20).

Основными принципами искусства Т.Михайловой стали иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве с нарушением правил, например, перспективы в ряду других. Однако здесь следует заметить, что данное нарушение нельзя рассматривать как незнание правил. В истории искусства есть многочисленные примеры такого отступления от правил, например, особая система изображения и восприятия действительности на русских иконах, где перспективность изображений далеко не является свойством вещей, скорее, это возможный вариант символической выразительности. Следует помнить, что изображение, данное в символической плоскости, представляется символом, и при этом изображение и образы отличаются друг от друга, прежде всего, тем, что они суть символы разных мировосприятий. Таким образом, речь идет о сознательном отказе Т.Михайловой от определённых приёмов живописи и правил изображения с целью выражения трансцендентной идеи и мистического понимания мироздания (см. рис. 7-9, 11-12). Отсутствие прямой перспективы доказывает, скорее, отсутствие изначальной её власти над структурой произведения, нежели какую-то неопытность творца.

Отсутствие одной точки зрения (например, рис. 11, 12), когда художница принимает две точки зрения (или несколько), расположенные на двух горизонтах, это, безусловно, не новшество. Скажем, эпоха Возрождения активно практиковала названный способ видения (Леонардо да Винчи, Рафаэль). Позже он особенно был характерен для работ Эль Греко, где пространство духовной реальности никогда не соприкасалось с пространством чувственного мира, однако находило какие-то точки соприкосновения, чтобы придать картинам необыкновенную убедительность и органичность. Поэтому знаменитые “Вид Толедо” или “Сошествие Св. Духа” до сих пор так современны.

Инновационным в живописи Т.Михайловой представляется метод выявления очертаний образа, окрашенного мистическо-философским смыслом. Мистическо-философское постижение мира Т.Михайловой основано на воззрении, которое представляет собой некий порядок “нисхождения корней”, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на возвышенную цель, называемую как “раскрытие божественности Творца Его творениям в этом мире”…

Образ господствует в картине, а цвет направлен на подчёркивание глубины в смысле его яркости с применением в соответствующих местах нейтральных красок или смягчения общим цветовым эффектом.

III. Портрет (и его эстетика) в творчестве Т.Михайловой

На «Портрете Николая I» дан образ русского царя Николая I, где художественно-умозрительная достоверность выше натуралистического правдоподобия. Пример, когда разрабатывается метод, при котором носителем основных художественных идей становится мировоззрение, основанное на выявлении связи причины и следствия, и приём художественно значимых элементов композиции подчинён этим идеям. Пастельные тона и золотисто-охристая гамма способствуют созданию впечатления икононизированного образа. Изображение царя вневременно и внепространственно, основано, прежде всего, на зрительной цельности изображения, что является главным условием восприятия пространственно-временного континуума. Априори то, что пространство в картине мыслится как бесконечное и безграничное, вытекающее из мировоззрения духовного постижения мира.

Данный портрет трудно назвать портретом в привычном понимании этого термина, так как здесь, чувствуется, запечатлён особый внутренний мир. Что указывает на инновационный подход к решению портретной характеристики конкретного человека. Лицо Николая I выполнено в обычной графической манере, контрастно по отношению к фону. Закон контраста в “Поэтике” Аристотеля уже был в поле зрения как один из главных вопросов эстетики. Центром композиции является голова как некая божественная ипостась, предполагаемый, возможно, эфемерный круг нимба сильно трансформирован и создаёт иллюзию своеобразной внепространственности. Золотистый фон, золотом отливающий мундир с погонами в удивительном солнечно-светящемся окружении вызывают возбуждение нашего внепространственного представления. Таким образом, одной из композиционных закономерностей является потенциально работающая система контрастов, которая органично присуща многим картинам Т.Михайловой.

Почему портрет – одна из основных тем творчества художницы? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я люблю человека, в каждом человеке есть что-то интересное… Сейчас люди рано увядают, стареют… Человек ведь красивый! Старость тоже красивая».

Портрет «Художника Петра Фатеева» является одним из лучших портретов в серии портретной «галереи». В данной работе выражено самое сокровенное души человеческой, это гимн откровения. Вечная симфония лучших человеческих качеств! Словно иллюстрация той сущности, когда душа художника должна воплощаться в материальном мире до тех пор, пока не выполнит той функции, для которой она была создана. Здесь поддерживается древневосточная традиция, что образ должен соответствовать своему прообразу, а именно трансцендентной идее.

Наше существование безустанно и безостановочно по существу.

IV. Названия картин

Повышенное чувство ответственности художницы, сценариста, общественного деятеля, академика четырёх Академий Татьяны Александровны Михайловой ёмко выражается в формуле: «Всё предопределено, но влиять на это можно своими поступками, делами своими, человек – главный в своих поступках».

Названия картин Т.Михайловой просты, они отражают глубокое образное понимание и сферы космического мира, и тайн мироздания, и духовное проникновение в мессианские концепции человеческого существования, концепции, проповедовавшие идеи, общие для всего человечества. Одно слово «Космос» и перед нами предстаёт во всём многообразии интуитивно определяемый художницей мир Вселенной. Это не сознание исследователя космических глубин физика, который объясняет материальный мир, а сознание образных феноменов и метафор.

Величайшие тайны мироздания открываются через мистическое познание. Разве такие картины художницы Т.Михайловой, как «Земля обетованная», «Космические цветы», «В космос», «Метаморфозы», «Души» (каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать), «Мысли», «Осколки» не являются результатом беспрестанного труда души, которая нацелена на мистическое понимание мироздания?

Её работы объединяются в циклы «Космос», «Судьба», «Метаморфозы», «Красота», «Амстердам», «1914 год», «Цветы», «Россия», «Сон», и все они пронизаны единым стремлением открыть тайны мироздания, посредством метафоры и монохромного звучания красок воплотить в жизнь новую реальность, истоками которой является творчество.

Библейская тематика представлена с позиции мистического понимания Священного Писания. Например, «Преображение Господне», «Танец семи покрывал», «Ветхий завет», «Богословы». «Всё, что мы делаем, мы делаем по велению Бога. Мы сюда приходим, в этот мир, с тем, чтобы отработать все наши долги, а не для радости» (Т.Михайлова).

V. Особенности картин

1. Интенсивность

Одной из особенностей картин является изменение интенсивности цвета. Для наивысшей вариации цветовых оттенков вводится приём активного использования белил. Образ в картине за счёт этого приобретает дополнительную смысловую нагрузку: некоего таинства идеи совершенствования, духовного света и стремления к постижению сверхсущностного. О внешней красоте форм здесь речь не идёт, скорее внимание переключается на сугубо эмоциональный аспект.

При этом понятие образа трактуется как целостная организация произведения, которое в определённый момент может быть приближено к понятию сакрального значения. Картина приобретает вид таинственного свечения. Свет является важнейшей категорией в древнейших Священных текстах развитых религий, отсюда его первостепенная роль в эстетике не только Востока, но и Запада. Так, скажем, у древних израильтян он был посредником между Творцом и человеком. Чтобы придать большую красоту образу, его формы необходимо высвечивать белилами, вытягивать из сферы более интенсивного цвета, часто приглушённого звучания.

Картины Т.Михайловой музыкальны. И музыкальность достигается, прежде всего, с помощью использования интенсивности цвета, градации тона. «Я в картинах своих всегда слышу музыку, и в портретах, и в природе, и в видениях, и в снах», – говорит художница.

2. Имитирующая текстура

Ещё одной особенностью картин является приём использования имитирующей текстуры. Впечатление, получаемое от шелковистой или шероховатой поверхности картины, всегда играет большую роль в восприятии изображения чувственными органами.

VI. Ретроспективный взгляд

Ретроспективный взгляд на творчество художницы позволяет увидеть многогранный характер и яркую индивидуальность Татьяны Михайловой. Вот несколько штрихов, дающих возможность бегло обрисовать её целостный внутренний мир.

Картина «Мысли людей», 1993 г., создана была всего за 3 часа (после путча или референдума, как сказала художница), то есть здесь явственен результат работы над негативной и агрессивной энергией, полученной из внешнего мира и преобразованной в абстрактный образ.

Училась Татьяна Михайлова у П.Фатеева и П.Корина.

П.Фатеев, как известно, работал по принципам теософии и космизма. Его космическая живопись ставила задачей трансцендентное понимание бесконечной Вселенной и бескрайних границ Галактики. По тайному ощущению художника интуиция представлялась основным средством познания космоса: “Путь в неведомую страну”, “Облако, пронзённое стрелой”, “Вселенная конечная и бесконечная”, “Космическая пашня”, “Галактики”, “Закат”.

В творчестве Т.Михайловой закономерно продолжается не только тема космоса (всё многообразие космических образов, как известно, открывается только тому, кто способен понять и принять их), но и тема человека, идущая в какой-то мере от любви П.Корина к этой теме, который прославился портретными характеристиками известных людей. Вопросы о происхождении космоса и Вселенной испокон веков волновали философов и художников.

Художнице, как-то, в одном из интервью задан был вопрос: «В какой стране бы она хотела родиться? И в какое время? Если бы можно было выбирать». Однозначно, только в России! – последовал ответ. Т.Михайлова убеждена, что надо быть благодарным судьбе за то, где родилась; там, где родилась, за это и спасибо! А в какое время? Единственно только вот, прошлый век, а точнее, начало ХХ века, импонирует художнице. Почему? Потому что, для России это было время великих свершений и открытий.

Тема России крайне актуальна. Названия её программных работ: «Эхо грядущих событий» (1990), «Россия возродится», «Мережковский. Грядущий хам» говорят сами за себя. Это картины периода 1990-х годов не столько о дне сегодняшнем или прошедшем, сколько предвосхищающие будущее, поскольку обращены к судьбе России, которая предопределена.

В отношении своих поступков человек всегда должен быть крайне осторожен, поскольку за каждый недобрый поступок непременно будет расплата.

Творческое кредо Т.Михайловой заключается в постоянном труде, в достижении наивысших результатов, то есть в совершенствовании. Татьяна Михайлова обращается к Богу, когда ей трудно. Она глубоко убеждена в том, что «Мы живём вечно»! Мы совершаем поступки и всегда отвечаем за плохое, возмездие, оно обязательно будет, но не для всех. Реакция на осознание вины является неким стимулом для того, чтобы исправиться и направить все свои силы на совершенствование. Не осознав греха, нельзя представить себе пути к достижению совершенствования и невозможно проникнуться заботой о спасении.

Её работы выставляются, их покупают, а значит, они ценятся. «Голубая роза» 1972 г. – сюжет теософичен. Теософия Даниила Андреева послужила источником для данной работы. Здесь показано, как наши души мучаются за все наши грехи, которые мы сотворили, души изображены внизу, а земля наша дана условно, она символично изображена в виде зелени наверху, то есть в верхней части композиции. Сознание создаёт нашу реальность!

Самое прекрасное создание на земле – это человек, и если он кажется в каких-то её работах уродливым, то так оно и есть, значит, такой человек на самом деле, другого представления о нём быть и не может. Если этому человеку грозила опасность утраты самости, и он не противостоял этой опасности, то вина полностью возложена на этого человека.

Причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума, в частности, является несоответствие законам мироздания. Целью понимания мистических таинств сверхбытийного мира является духовное совершенствование личности, которое позволяет осознать своё предназначение в материальном и духовных мирах.

Что должно двигать людьми? Т.Михайлова считает, что главное – это Любовь к земле, богу и друг другу.

Картина «Отдых души» трактуется в контексте категории космического понимания, душа должна отдыхать, когда человек покидает этот мир, конечно, только тогда, когда она заслужила этот отдых. Так об этой работе говорит сама художница.

Другая картина очень похожа в смысле продолжения разговора о душе, она носит название «Духовное зло, получившее воплощение на Земле». Можно ли здесь говорить о договоре с Дьяволом? Вспоминается известная притча о продаже души Мефистофелю, или Дьяволу, которая повествует, прежде всего, о том, что если блага жизни приобретаются посредством неправедных поступков, то оно кратковременно, это преимущественное превосходство перед другими. Таким образом, иллюзия успеха и счастья, основанная на самолюбии, – это заслуга Дьявола, за которую надо было заплатить душой, лишившись её навсегда.

VII. Вместо заключения

Сказать, что Татьяна Михайлова оригинальная художница, это значит не сказать ничего. Сказать, что её работы “говорящие” (Н.Померанцева), это значит тоже глухое молчание, поскольку нет ясных и точных определений. Анализ её работ направил в область феноменологической живописи. Т.Михайлова по-новому переорганизовывает уже имеющуюся духовную ориентацию искусства, необычно используя приёмы подчёркивания и создания произведений. Творчество её основано на мистическом видении мира, и, чтобы более глубоко понять это, необходимо было оценить методологические предпосылки и проанализировать ряд работ. Взгляды художницы основаны на мистическо-философском постижении мира. В связи с чем сформировался новый подход к живописи, который с полным основанием можно назвать феноменологическим. Человек должен научиться иметь дело с реальностью. Только духовно развитый человек, стремящийся к самосовершенствованию, способен понять сущность трансцендентного мира и умозрительно постигать тайны Вселенной. Картины, созданные Т.Михайловой, погружают нас в мир новой реальности, увиденной глазами художника-визиониста. Сущность этого мира доступна нам не только через теософию и древние учения о мироздании…

Работы Татьяны Михайловой


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Art»]
Дата обновления информации (Modify date): 29.06.2011 19:12