Впечатления

Наталия Шведова

Праздник любви и красоты

11 марта 2010 г. в московском Доме музыки (Театральный зал) состоялась премьера балета «Триумф Афродиты» на музыку Карла Орфа. Объединяющим центром в подготовке этого спектакля стал Театр русского балета «Московия». Его художественные руководители – лауреат международных конкурсов Станислав Власов и народная артистка России Лилия Сабитова. Хореография и либретто балета «Триумф Афродиты» созданы Лилией Сабитовой, известной балериной, чей театр в этом году отмечает двадцатилетие. Он был основан в 1990 г. под эгидой Министерства культуры России и реорганизован в 2004 г. как автономная некоммерческая организация – Театр русского балета «Московия». В его послужном списке более десятка оригинальных спектаклей, нередко построенных на соединении классического и современного танца. Лилия Сабитова привлекает к сотрудничеству и танцовщиков-любителей, последователей направления великой американской актрисы Айседоры Дункан, весьма популярного сейчас в Москве. Всё это проявилось и в двухчастном балете «Триумф Афродиты».

В подмороженной Москве мы увидели прекрасное эротическое празднество, торжество весны и любви, тонких и ярких чувств, сотворенное музыкой и пластикой. Сюжет балета незамысловат и понятен даже без чтения либретто. Весенней ночью разгорается праздник Афродиты, греческой богини любви и красоты, главным действующим лицом которого становится она сама – и строгая, и властная, и по-женски нежная, и чувственная, уступающая мужской силе. Этот пленительный женский образ воплотила Татьяна Борисова, ведущая солистка театра Сабитовой. Она, единственная, весь спектакль танцевала на пуантах. Такой классический штрих стал здесь скорее исключением, хотя во втором акте появились и другие танцовщицы на пуантах. Хореография Лилии Сабитовой – смелая, раскованная, порой озорная, порой технически сложная, даже рискованная. При некоторых поддержках замирало сердце зрителя, но артисты успешно справлялись с задуманным рисунком. Сабитова активно подключила к участию в спектакле лидеров студийного дункановского движения: Дину Ваймер, Ольгу Мазневу, Юлию Тагали и их учеников. Здесь уже проявлялась стихия импровизационного танца, удачно вписавшаяся в основные линии спектакля.

Афродита (Т.Борисова) царит в хороводах и плясках юношей и девушек, среди которых – ее жрицы и влюбленный в нее охотник Адонис (Андрей Ляпин). На сцене появляются также и разнообразные духи, и прелестные купидончики – маленькие дети с луками и стрелами, очень органичные в компании взрослых. В первом акте преобладает любовное томление, предчувствие праздника, во втором – торжество страсти, движимой всё же благородными чувствами и чистотой отношений, не соскальзывающей в неуправляемую оргию. Это выражено и в сюжетной линии Афродиты и влюбленных в нее мужчин, смертного и бога – охотника Адониса и бога войны Ареса (Борис Духновский). Арес возникает во втором акте, от его высокой фигуры в красном хитоне веет необычайной силой и властностью, сразу выделяющей его среди танцующих. Однако в эту ночь он постепенно уступает свою возлюбленную-богиню смертному, которому дано не так уж много радостей в короткой жизни.

Финал мог бы стать печальным, так как праздник Афродиты, подобно всем праздникам, заканчивается – с рассветом нового дня. Юноша Адонис словно пробуждается от сладостного сна. Но на сцене появляется счастливое семейство – мужчина, женщина и ребенок. В этом, в продолжении рода и жизни на Земле, и заключается триумф Афродиты. Такое видение финала представляется весьма уместным. Отмеченную юношеским безрассудством любовь до брака сменяет зрелая супружеская любовь, в которой свое место занимает забота друг о друге и о детях. Неловкость вызывает лишь обозначение в программке: женщина, мужчина и дитя представлены как Мария, Иосиф и младенец Иисус. Тем самым возникает невольное противопоставление языческого мира греческой мифологии, с одной стороны, и стыка двух монотеистических религий – иудаизма и христианства. Понятно, что и античные мифы, и евангельские сюжеты давно стали достоянием мировой культуры независимо от вероисповедания. Но лучше было бы, на мой взгляд, оставить семейство безымянным – тогда можно будет говорить о торжестве Афродиты, торжестве любви, движущей миром. В этом семействе наиболее выигрышно смотрится Дина Ваймер, одухотворенно пластичная и очаровательная и в других эпизодах.

Природно-цветочные декорации с гротом Афродиты, свободные костюмы, в которых постепенно начинают доминировать красные и огненные тона страсти, использование в танце покрывал и платков (Огонь любви – Юлия Тагали и другие танцовщицы) помогали создать атмосферу праздника и творческой свободы.

Музыка в этом спектакле настолько хороша, что танец как будто естественно из нее выливается. Это уже не первое обращение Лилии Сабитовой к творчеству Орфа, и оно оказалось, несомненно, удачным.

Немного жаль, что саму Сабитову мы увидели в спектакле только «за кадром» – и на поклонах. Всё-таки она выдающаяся танцовщица. Но ее ученики, воплотившие замысел талантливого хореографа, доставили истинное наслаждение.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Театр»]
Дата обновления информации (Modify date): 08.02.11 09:19