Исследования

Елена Сударева

«Имя твое»*

* Статья впервые опубликованы в сборнике: Елена Сударева «Не страшно мне, когда темно». Эссе о русской литературе. М.: Изд. дом «Гуманитарий», 2010. – 56 с.

Марина Цветаева (1892 – 1941) начала писать лирический цикл – «Стихи к Блоку» (1916 – 1921)1 – ещё при жизни поэта, а закончила – уже после его ухода.

Ни одного слова Цветаева не сказала Александру Блоку (1880 – 1921) в реальном времени. Ни одной попытки не сделала познакомиться с ним. Будто боялась расплескать в обыденность то, что могла доверить только стихам.

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.2

(15 апреля 1916)

Так начинает Марина Цветаева свой монолог-признание – первое стихотворение цикла. Александр Блок пришёл к Цветаевой через слово, через звук, через мелодику стиха. «Пять букв» имени – (Блокъ) – таинственное воплощение для Цветаевой её лирического героя-поэта. Одним движением губ, произнося заветное имя, она может ощутить несбыточную близость с ним.

Все природные стихии отзываются на имя Блока в поэзии Цветаевой, вернее, участвуют в нём, рождают его, превращаясь одна в другую. Птица в руке – на миг укрощённая воздушная стихия. Льдинка на языке – круговорот стихий: растворится на языке, растает от жара плоти и ускользнёт – вновь изо льда превратится в воду. А потом исчезнет, как пойманная птица, мечтающая о полёте. Упорхнёт, как имя Блока, которое наполняет собою всё пространство, заставляет звучать его на разные голоса:

Мячик, пойманный на лету.
Серебряный бубенец во рту.

Мячик летит, как птица, – упругий, круглый. И его тоже надо поймать – в мгновенье прервать полёт. Но обитатели стихии воздушной вдруг исчезают, уступая место другой стихии – музыкальной. Серебряный бубенец во рту вызывает к жизни мир звука, музыки.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.3

Летит в тихий пруд камень. И опять полёт, и опять встреча разных стихий. Одна – камень, окостенелая форма, твёрдость. Другая – вода, текучая бесформенность, гибкость. Окостенелой формы удар о бесформенность – камня о воду – рождает звук. И в нём, как всхлип в тишине, имя поэта звучит.

В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.4

Загадочные строки. Почти всё о звуке, но о каком? Гром имени, которое несётся из-под лёгких копыт коня, скачущего в ночи, победоносен и славен. Звонкий щелчок курка в висок мгновенно меняет тональность стиха, делает её отчаянной, беспросветной. А имя поэта, воспетое на все лады, начинает звучать убийственно, смертельно.

Но исчезает тёмный призрак, уносится в беспамятную ночь под натиском снежной стихии Блока с её спящим принцем, которого не разбудит самый горячий поцелуй:

Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.5

Что нежнее поцелуя в глаза? Но недвижны веки и студёны. Словно «снежная маска» сковала их навсегда. А горячие губы встречают холодный снег – так рождается заветное имя на свет. Впустят в себя ключевой глоток – ледяной, голубой, и станет сон так глубок.

Покорно, не противясь, отдаётся Марина Цветаева снежной стихии Александра Блока, погружаясь вслед за ним в глубокий, вечный сон, и уходит в его синюю снежную даль.

Март 2009 года, Москва

1 Здесь и далее цит. по: Цветаева М. Избранные произведения. Библиотека поэта. М.-Л.: Изд-во: «Советский писатель», 1965. С. 92–103.
2 Там же. С. 92.
3 Там же.
4 Там же. С. 93.
5 Там же.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Литература]
Дата обновления информации (Modify date): 06.04.11 17:19