Архитектура Одессы

Валерий Сухарев

С видом на модерн

Говоря об архитектурном портрете Одессы, о модерне вспомнишь не в последнюю очередь. Город был эклектично застроен и в XIX веке (эклектика как стиль предшествовала модерну), но именно на рубеже веков «сецессион» (австро-немецкое название модерна) стал выдвигать новую эстетику и выводить город в ряды наиболее ярких в Российской империи, помимо Петербурга и Москвы. Здесь причины внешние, исторические. Известно, что, начиная от первых фундаментов под застройку Одесса пошла, что называется, вширь и вкось, ее начали «сочинять» и воплощать сообразно своим национально-эстетическим соображениям греки, итальянцы, французы, немцы, поляки, евреи, болгары... Интернационал оказался продуктивной средой, город с младых ногтей уже не был единообразным и унылым (не Николаев, поди), никто никому особых препятствий не чинил, а городские власти всячески способствовали любому строительству, даже посильно помогая. Все это успешно отразилось в местной топонимике, что не означало, конечно, что на Болгарской жили одни болгары, на Еврейской суетились исключительно евреи и т. д. Арнаутских, например, целых две... И список имен архитекторов – тоже сплошь интернационал.

Наверное, нынешняя архитектурная реальность, увы, не даст столь блистательных результатов в истории, строят исключительно «свои» (что не дает поводов к излишнему патриотизму по целому ряду причин), но успокаивает то, что ни они, ни мы не услышим ропота потомков столетие, а то и полстолетия спустя. Ну да, не все так плохо, но это похоже на утешительный бонус, когда подумаешь, что могло быть и хуже. А историческое наследие тем часом обрушивается на тротуары в виде лепнины, сползает в катакомбы, то есть всеми доступными времени способами, исчезает с карты города и из памяти народной. Иногда ей «помогают» в этом, как в случае с «Большой Московской» (с ее невосстановимым уже уникальным «модерновым» декором) или сгоревшим в прошлом году домом Руссова, короче, помогать тут мастаки. Есть и другие умельцы, что не покладая рук строят и думают, что это «хайтек», в то время как оно более схоже с колониальными экспериментами для стран пятого мира, причем тридцатилетней давности.

Викентий Прохаска. Архитектор родился в Богемии, обучался в Вене, а в Одессе оказался в 1893 году в связи с победой в конкурсе на проект Новой биржи. И именно по его проекту итальянец А.Бернардацци и возвел здание, известное ныне как филармония. Очень яркое и какое-то по духу «веницейское», оно сочетает черты итальянской готики и ренессанса, а целый ряд мелких деталей, если приглядеться, чем-то напоминает и мавританские мотивы. Именно в этом здании, кстати, был основан первый в Российской империи городской оркестр. У Прохаски, как и у всякого таланта, отыщется целый ряд зданий, отмеченных ярким авторским «ноу-хау», известных более или менее – в силу своего центрального географического расположения или, напротив, тихого исторического окраинного бытования. Архитектор был достаточно продуктивен и востребован обществом. Несколько ярких примеров. Дом Ксиды на Еврейской, 12. Опять же, стилистически, здание дышит воздухом итальянского ренессанса, но в контексте эстетики модерна. Можно решить, что модерн – стиль беспринципный, всеобъемлющий, и отчасти это так, хотя сам он четко разделяется на три «волны»: ранний – декоративный; средний – традиционный; и поздний – рациональный. Все три направления в Одессе, к счастью, представлены. Так вот, дом Ксиды – нынешнее областное управление внутренних дел. А ранее, изначально, здание было под разными вывесками. Сразу после войны там укоренилась местная «Лубянка» (эти всегда любили монументальность как черту нерушимой государственности), а во время немецко-румынской оккупации там расположилась сигуранца (румынская полиция), улица тогда перестала быть Еврейской и нареклась именем Муссолини, и напротив здания расположилась тюрьма, где погибли многие одесситы. Вроде как клятое место, но – было. А еще ранее в здании поочередно проживали «Еврабмол» – дом еврейской рабочей молодежи (чуть позже – «Евромол»), со школой-заводом, где ковались еврейские трудовые кадры. А как только дом появился в городском ландшафте, помимо его жильцов, там обретались агентурно-комиссионная контора почетного одессита М.Н.Банникова, «Товарищество Шустов и сыновья», далее – представительство всемирной фирмы кофе «Bohlen et Behn», потом контора И.Наделя...

К столь же известным постройкам Прохаски можно отнести здание Акционерного общества «Одесский ломбард» на углу Греческой и Польской улиц, более известное одесситам как фабрика им. В.Воровского (бывшая, как и ломбард). Здесь тоже прослеживается «итальянское» влияние, здание напоминает палаццо, и остается только удивляться, как фабричные механизмы, неустанно сотрясавшие его стены в желании «обшить» всю Одессу, не отправили это монументальное детище архитектора к праотцам. Ныне здесь что-то под вывеской «Один» (не в смысле числа, а из скандинавской мифологии), и в окне вечерами маячат полтора бездельника с кием в руках – как раз этот «один». Вот ведь достойное применение памятника архитектуры в то время, как – что бильярдных, что парикмахерских с нотариусами или ресторанов с бутиками – бульдозером черпай. Идем, прогуливаемся. Дом на углу Толстого и Новосельского, понятно, доходный (в те времена почти все дома строились как доходные); присмотритесь – и найдете характерные для Прохаски детали декора, некую монументальность. А вот дом на площади Толстого, 32 (где бывал проездом В.И.Качалов и где нет никаких мемориальных досок) или дом Дон-Деши на Гоголя, 21, или же дом на Отрадной, 16 – все они уже иначе решены стилистически, нет этой «грандиозности», как и у дома, недавно восстановленного и выкрашенного в зеленый колер, – «Соломос» на Преображенской, 4. Сюда же и дом Менделевича на Маразлиевской, 28. И все они – только часть наследия архитектора, быть может, наиболее заметная в силу своего географического расположения. И все это – одесский модерн, так, кстати, схожий с московско-питерским и киевским, не имеющий локальных и адаптированных к тогдашнему кошельку «местечковых» черт.

Гостиница «Лондонская» (новый фасад, 1900 год), здание Учетного банка на углу Пушкинской и Греческой (Союз архитекторов), рядом – дом для сотрудников, Земельный банк на Маразлиевской, 34 (Дворец студентов), здания Народного училища на Старопортофранковской, 2-4, театр-варьете в пер. Чайковского, 12 (дворовой флигель, ныне переделан в СПА-центр), где танцевала А.Дункан, выступал Маяковский, а в советские времена (с 1931 г.) обосновался ТЮЗ. Где раньше плясали и стихи читали – ныне плавают и пружинят с гантелями, «грядущему моллюску готовя дно». Все это создал замечательный архитектор Ю.Дмитренко, как и церковь Св. Димитрия Ростовского на 2-м Христианском кладбище (никогда не закрывалась, даже во время войны, и была лично окормляема академиком Филатовым); как и церковь Святителя И.Кронштадтского (в прошлом – Св. Николая и Св. мученицы Ариадны) в бывшем переулке Тельмана, на территории НИИ «Орбита». Даже будучи восстановленным, это здание лишь отдаленно напоминает барочные извивы былых форм. Афонское Андреевское подворье на Пантелеймоновской было построено для паломников в Святую землю как перевалочный пункт или «стоялый» двор, где помогали с оформлением документов и не отказывали никому, невзирая на сословия и происхождение; одесситы и епархия радовались этому. В свое время там, по дороге с родителями в Крым, останавливался Паустовский, а А.Грин нашел приют, когда приехал в Одессу вербоваться в моряки. Многое делалось в городе под непосредственным наблюдением Дмитренко: строительство Оперного театра (совместно с А.Бернардацци и А.Гонсиоровским), памятник Пушкину (совместное с Ф.Моранди наблюдение), не воплощенный проект «Слава» - к 100-летию города, проект Летнего театра возле Ланжерона; и по сей день стоящая на Французском бульваре арка дачи Г.Маразли (санаторий им. В.Чкалова) и, наконец, памятник Екатерине Второй – тоже по его проекту. Если бегло окинуть взором эти строения – насколько разнообразно дарование Дмитренко! И какой-то своей стороной тоже повернуто к модерну, хотя так своеобразно переосмыслено, что от собственно «модерна» остается только время постройки некоторых зданий. Тот же Учетный банк – просто как из Италии привезенный или из Австрии, там любили такие стилизации. С одесским зодчеством крепко связано еще одно, пусть не столь яркое, имя подрядчика строительных работ Ф.Гайдукова. Видать, именно благодаря его радениям и «принципиальному характеру» здание банка устояло после того, как в 1941-м в него угодила немецкая бомба.

Дмитренко и Прохаска. Два современника, в чем-то схожих, как внешне бывают схожи люди одной эпохи, но внутренне – различные по вектору поиска. «Итальянщина» их и впрямь ставит рядом, но это не эпигонство, а приверженность образцам прекрасного, а переделать весь зримый мир под себя не удавалось никому, тем более что подобная задача отдает невоплотимостью, а там уже и до сумасшествия рукой подать.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Одесса»]
Дата обновления информации (Modify date): 08.06.2011 12:22