Достопримечательности Праги

Алоис Свобода

Карлов мост

Карлов мост – подлинное сокровище Праги. Это один из древнейших каменных мостов Средней Европы, хотя еще до него в Праге существовал каменный мост королевы Юдиты, соединявший берега Влтавы. Длина Карлова моста – более полкилометра, ширина – 10 метров. При этом он не совсем ровный, как вы, вероятно, сами заметили с галереи Мостовой башни. Около 16 пролетов придают мосту особую стройность. До настоящего времени Карлов мост, за исключением незначительных исправлений, сохраняет первоначальный вид, задуманный его творцом – 27-летним архитектором пражского императорского двора Петром Парлержем, начавшим его строительство в 1357 году. Глубокая старость Карлова моста делает его еще прекраснее. Это самый красивый из влтавских мостов. Его красота заключается не только в галерее из 30 статуй и скульптурных групп святых, установленных на переломе 17-18 веков, но и в обрамляющих его старинных мостовых башнях, а также в открывающейся с моста чудесной панораме Малой страны и Градчан.

Итак, приготовьте фотоаппарат и еще одну фотопленку. Нужно сказать, что статуи Карлова моста возникли в разное время (некоторые из них пришлось заменить), были созданы скульпторами разных школ, и их художественная ценность далеко не одинакова. Однако расположение скульптур, тонко учитывающее производимое впечатление, и гармоничное единство с характером целого создали единственное в своем роде архитектурное произведение, представляющее собой скорее художественный экспонат, чем городскую коммуникацию. Карлов мост – чудесная каменная лента, соединяющая прошлое с настоящим. Обычно принято осматривать его днем, но мы советуем вам – если вы любите романтику – прийти сюда вечером. Прогулка среди окаменевших фигур прошлых веков, слабо освещенных тусклым светом старинных фонарей, покажется вам путешествием по необыкновенному, сказочному миру.

Помимо скульптур, стоящих на мосту, еще одна статуя установлена у мостового быка с левой стороны, вблизи острова “Камна”. Это статуя героя чешских легенд Брунцвика. Рыцарь Брунцвик прославился чудесными приключениями и необыкновенной храбростью, которая покорила даже льва, превратив его в друга рыцаря. Впоследствии Брунцвик нанес изображение льва на свой герб. Волшебный меч рыцаря, по старинным преданиям, замурован среди камней Карлова моста, на строительный раствор которого ушло, как говорят легенды, сотни толченых яиц.

Специалисты считают наиболее ценной с художественной точки зрения скульптурную группу Брауна “Св. Луитгарда” (12-я по левой стороне). Они безусловно правы: ни в одной из скульптур, украшающих мост, не передано с такой впечатляющей силой и правдивостью движение и страстное человеческое горе.

Однако самым большим вниманием пользуется рельеф на каменной ограде моста с правой стороны, изображающий смерть брошенного в реку Яна Непомуцкого. С именем этого святого, закончившего свою жизнь в водах Влтавы, – но несмотря на это неизменно стоящего в виде различных статуй на мостах вблизи воды, – связано множество не всегда вызывающих доверие историй. По правде говоря, Ян Непомуцкий обязан своим производством в ранг святых еретику Яну Гусу. Иезуиты, постоянно стремившиеся уничтожить в сердцах чехов память о Яне Гусе, надеялись достичь желанной цели с помощью нового мученика. А поэтому они обратили свои взоры из 18-го века в далекое прошлое и предложили непокорным чешским еретикам нового святого – Яна из Помук, или из Непомук, утопленного в мешке под Карловым мостом по приказу Вацлава IV. Противники новоявленного святого, – а к их числу принадлежали известные католические священнослужители, – указывали на то, что генеральный викарий, Ян из Помука, был утоплен не потому, что отказался раскрыть королю тайну исповеди его жены, а потому, что против королевской воли утвердил в сане нового аббата Кладрубского монастыря. Для того, чтобы еще больше запутать всю историю, иезуиты провозгласили, будто Ян Непомуцкий был утоплен в 1383 году, хотя достоверно известно, что в тот год никто не закончил свою жизнь в водах Влтавы насильственной смертью. Помимо того, исторически доказано, что каноник был сброшен с моста в 1393 г. Вполне естественно, что подобный святой не вызывал к себе доверия. Необходимо было какое-нибудь чудо, чтобы привлечь к нему верующих. А поэтому, когда в 1719 году иезуиты открыли гроб Яна из Непомук, чудо свершилось: во рту генерального викария был найден более чем через триста лет после его смерти совершенно целый, пропитанный кровью язык, как и полагается святому, сохранившему тайну ценой своей жизни. Шесть лет спустя, во время повторного вскрытия гроба, чудо не только вновь повторилось, но, что еще удивительнее, язык так великолепно сросся на месте разреза, сделанного при первом вскрытии гроба, что даже следов его нельзя было обнаружить. И на этот раз язык оказался ярко пурпурного цвета. Иезуиты торжественно положили его под стекло среди реликвий других святых. Но в новой обстановке язык быстро утратил свою силу, ссохся, сморщился и в настоящее время напоминает кусок серой пористой глины. Очевидно, он привык к чудесам в присутствии избранного общества. Таким образом, несмотря на все неясности, Ян Непомуцкий стал в 1729 году святым. В соборе св. Вита ему воздвигли массивную гробницу из 37 центнеров серебра. А чехи? Народ весьма практический, на который слабо воздействуют рассказы об украшении десятиголового чудовища или разъяренного льва, они смирились с новоявленным святым. Главным образом, потому, что в день его благословения из градчанских погребов рекой текло даровое вино и пиво.

Но, оставим статуи с их историями и продолжим нашу прогулку. Карлов мост заканчивается на малостранском берегу Влтавы (берег, на котором находится Малая страна) двумя Мостовыми башнями, большая из которых – правая, доступна для обозрения. С нее также открывается прекрасный вид на Прагу, Карлов мост, Малую страну и Градчаны. Зайдем в дом рядом с левой башней. Здесь в первом этаже находится редкий образец чешской скульптуры позднего романского стиля середины 13-го века. Это благодарственный рельеф, к сожалению, не сохранившийся полностью, – по-видимому князь, преклонивший колена перед троном государя. Левая башня, ядро которой еще сохранило романтический стиль, входила прежде в укрепления моста королевы Юдиты. Более высокая правая Мостовая башня была построена в 1464 г.

Проход между башнями приведет нас на Мостецкую улицу. Пройдем по ней несколько шагов и свернем влево, на улицу Лазеньскую. (В случае отсутствия у вас времени или терпения, отправимся вперед и выйдем на Малостранскую площадь.) Первый угловой дом на левой стороне улицы – в 19-м веке гостиница – видел в своих стенах самых знаменитых и выдающихся людей Европы. Об одном из них – Франсуа Рене Шатобриане – напоминает нам мемориальная доска. В 1698 году в этом доме жил Петр Великий. А 19 февраля 1800 г. здесь был устроен торжественный прием в честь Александра Васильевича Суворова, зимовавшего со своей армией в Праге после победоносного похода в Италию и тяжелого перехода через Альпы. Суворов, которому было тогда уже более семидесяти лет, выглядел чрезвычайно моложаво. Чехи сравнивали великого русского полководца со своим вечно молодым Яном Жижкой. Русские войска находились не впервые в Праге. Еще в 1798 г. они проходили через восторженно встречавшую их чешскую столицу. Несмотря на то, что это была царская армия, она оказала огромное влияние на развитие чешского освободительного движения, видевшего опору в сильном славянстве.

Противоположный дом – также бывшая гостиница – отмечен мемориальной доской с именем Людвига ван Бетховена, останавливавшегося здесь в 1796 г. Здание в стиле барокко, ранее принадлежало ордену мальтийских рыцарей.

Левая сторона моста:

1. Скульптурная группа “Св. Ивона” – Копия с произведения Матеуша Брауна. Оригинал хранится в археологическом отделении Национального музея.
3. Скульптурная группа “Св. Варвара, Маргарита и Елизавета” (Барбара, Маркета и Альжбета). Скульптор Ф.М. Брокофф. 1707 год.
5. “Пиета”, Автор Эмануэль Макс. 1859 г. скульптура стоит на месте другого произведения 15-го века “Божьи муки”.
7. “Св. Иосиф” – работы Иозефа Макса, 1854 г.
9. Скульптурная группа “Св. Франциск Ксаверский” – копия Ченека Восмика (1913 г.) с произведения Ф.М.Брокоффа, созданного в 1711 г. и уничтоженного наводнением в 1890 г.
11. “Св. Христофор” (Криштоф) – Работа Э.Макса, 1857 г.
13. Скульптурная группа “Св. Франческо Боргий” – Автор Ф.М.Брокофф 1710 г.
15. “Св. Людмила” – Работа мастерской Брауна. Приблизительно 1720 г.
17. Статуя св. Франциска Серафимского. Работа Э.Макса. 1855 г.
19. Скульптурная группа “Св. Викентий Феррарский и св. Прокоп” – Работа Ф.М.Брокоффа. 1712 г.
21. “Св. Николай Толентинский” (у лестницы, ведущей на остров Кампа). Автор И.Б.Кохл. 1708 г.
23. Скульптурная группа “Луитгарда”. Автор М.Б.Браун. 1710 г. Самая ценная из всех скульптур моста.
25. “Св. Войтех”. По-видимому, работы И.М.Брокоффа. 1709 г.
27. Скульптурная группа “Св. Иоанн из Матьи, Феликс де Валуа и Иван” (с фигурой турка) – Работа Ф.М.Брокоффа. 1714 г.
29. “Св. Вацлав” – Автор И.К.Бем. 1858 г.

Правая сторона моста:

2. Мадонна со св. Бернардом. Автор М.В.Екл. 1709 г.
4. Мадонна со св. Домиником и Фомой Аквинским – копия произведения М.В. Екла. 1708 г.
6. Скульптурная группа “Крест” (Голгофа). Бронзовый, позолоченный крест отлит в Дрездене в 1629 г. Статуи работы Э.Макса, 1861 г. Позолоченная хвалебная надпись на древнееврейском языке сделана в 1696 г. на средства одного еврея, оштрафованного якобы за насмешки над крестом.
8. “Св. Анна” – Автор М.В.Екл. 1707 г.
10. Скульптурная группа “Кирилл и Мефодий”. Автор К.Дворжак. 1928г. Группа стоит на месте скульптуры Ф.М.Брокоффа “Св. Игнатий”, находившейся в археологическом отделении Национального музея.
12. “Иоанн Креститель” – Работа И.Макса. 1857 г.
14. Скульптурная группа “Св. Норберт, Вацлав и Зигмунд” – Работа И.Макса. 1853 г.
16. “Св. Ян Непомуцкий” – самая древняя из статуй Карлова моста. Относится к 1683 году. Выполнена по рисунку Ж.Б.Матье. Бронзовую статую и рельефы по М.Раухмюллеру и модели И.Брокоффа отлил в Нюренберге И.В.Герольдт.
18. “Св. Антонин Надуанский” – Работа И.О.Майера, 1707 г.
20. “Св. Иуда Фаддей” – Работа И.О.Майер. 1708 г.
22. “Св. Августин” – Работа И.Б.Кохла. 1708 г.
24. “Св. Каэтан” (над рукавом Влтавы-Чертовкой) – Автор Ф.М.Брокофф. 1709 г.
26. “Св. Бениций”. – Статуя высечена из зальцбургского мрамора скульптором М.Б.Мандлом. 1714 г.
28. “Св. Вит” – Автор Ф.М.Брокофф. 1714 г.
30. Скульптурная группа “Спаситель со св. Космой и Дамианом” – Работа И.О.Майера. 1709 г.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Чехия»]
Дата обновления информации (Modify date): 06.03.11 15:26