Мероприятия в Словацком институте в Москве

Выставка «Татры в искусстве из собрания Татранской галереи в городе Попрад»

Реализации проекта выставки и изданию каталога содействовали: Министерство культуры Словацкой Республики, Правительство Вологодской области, Самоуправление Прешовской области, Словацкий Институт в Москве.

Татры в галерее

Высокие Татры – это наивысшая часть Татр и всех Карпат. С географической и символической точки зрения они являются могучим каменным венцом словацкой земли. Татры образуют горный массив – наивысший и наиболее привлекательный в целой области между Альпами, Кавказом и Уралом.

Татры занимают 786 км2, создавая овальную полосу с масштабом 52x15 км. Двадцать четыре пика превышают высоту 2500 м над уровнем моря. Самые высокие пики Высоких Татр – это Герлаховский Щит – 2655 м и Ломницкий Щит – 2632 м. Горная цепь Высоких Татр насчитывает около 97 значительных вершин, и количество названных пиков и гор достигает 1000 наименований.

В красоте татранских высоких гор – этого природного достояния Словакии – есть что-то величественное и одновременно чистое и благородное. Они восхищают художников уже много столетий. Словаки их воспели во многих песнях, прославили во многих стихотворениях и запечатлели на многих картинах. Словацкий национальный гимн начинается словами «Над Татрами сверкает молния...», Татры можно найти и в геральдическом воплощении на государственном гербе.

Первые панорамы Татр появляются в сакральной живописи преимущественно в парадоксальном симбиозе с библейскими действиями. Народные художники изображали древние явления в среде, которую они хорошо знали и которая своей таинственностью и недоступностью соответствовала атмосфере таинственного и древнего библейского мира.

История татранских пейзажей начинается на рубеже 14-го и 15-го веков, когда один из художников использовал татранскую панораму для изображения библейской сцены воскресения Христа. Фреска с панорамой Татр находится в костёле Св. Эгидия в городе Попраде.

Первое свидетельство светского произведения изобразительного искусства с татранскими мотивами представляет герб феодальной фамилии Берзевицз середины 15-го века. Центральным мотивом герба является массив Ломницкого Щита с горным козлом на гребне.

Приблизительно с середины 18-го века произошла значительная перемена в философско-эстетическом понимании горной среды. Это была общеевропейская тенденция. Существовавшему до тех пор изображению горной природы в форме каменной цепочки синего цвета, замыкающей сад мира, или в форме сурового края библейских паломников пришёл на смену новый словарь иконографических элементов (вечерние и ночные пейзажи, водопады, каскады, горные озёра, каменные глыбы, вырванные деревья, одинокие прохожие и прежде всего атмосферные явления на небе как выражение горной меланхолии или драмы). «В наших условиях стояла татранская тема вне внимания художников потому, что здесь появились только одиночные топографическо-иллюстративные попытки изображения Татр, которые были составной частью научного исследования географических карт и дорожных дневников.» (Владимир Бескид: Главы из Татранского калейдоскопа, Татромания, каталог к выставке, издание Татранской галереи, Попрад 1992). Из хорошо сохранившихся архивных материалов привлекают внимание книжные иллюстрации неизвестных авторов, которые украшают дорожные дневники с татранской темой Белсазара Гацквета 1796-го года и Роберта Товсона 1797-го года.

Только в 19-м веке появились в Словакии горные пейзажи, культ гор и их художественное изображение. Как отмечает В.Бескид, существовали в течение 19-го века в татранских пейзажах три значительных периода:

1. В первые десятилетия здесь доминировали спишские художники (Ян Якуб Мюллер, Карол Марко ст., Ёзеф Цзауцзик и другие), которые развивали пейзажную живопись.

2. В первой половине 19-го века стало значительным исскуство двух художников: Карла Тибели и Пётра Михаила Богуня. Живопись первого из них несёт романтическую печать монументальной силы природы, второй – возвысил Татры как символ Словакии.

3. В конце 19-го века Татры стали признанным пейзажным мотивом в Средней Европе. Многие словацкие и иностранные художники приезжали в Татры, чтобы найти здесь мотивы для своих пейзажей. Самым значительным художником того времени был Ладислав Меднянски, туманная живопись которого является завершением этого периода. К лучшим произведениям конца 19-го века относятся также меланхолические пейзажи Фердинанда Катоны Клайнбергера и единичная панорама Теодора Цсонтвари Костки с её сильным оптическо-психологическим влиянием.

Благодаря Татрам выросла словацкая пейзажная живопись. Исходя из этого факта, Татранская галерея (основана в 1960-м году) начала свою деятельность в области составления картинных собраний. Галерея расположена в городе Попраде, в известном туристическом центре Высоких Татр, где в уже упомянутом костёле Св. Эгидия можно найти одно их первых художественных изображений Татр.

В собраниях Татранской галереи находится около 2500 произведений изобразительного искусства, из которых приблизительно 600 посвящены Татрам. Эта коллекция по свому тематическому направлению является исключительной и в общеевропейском контексте.

Коллекция очень разнообразна не только тематически, но и технически. Самой распространённой является живопись маслом. Графическую технику представляют литографии, гравюры, офорты и гравюры по дереву, созданные в стиле данной эпохи. В татранской галерее можно найти акварели, пастели и рисунки. Самостоятельную коллекцию представляют художественные фотографии.

Изображения Татр, собранные в галерее, позволяют познакомиться не только с разнообразной техникой, но и с разнообразными индивидуальными стилями художников.

Cамые старые картины – это наивно-реалистическое изображение Татр – Старый Смоковец Карла Тибели 1834-го года и литографии, созданные в стиле данной эпохи, Рудольфа Алта по мотиву Людовита Либая 1860-го года. Реализм первых произведений Ладислава Меднянского дополняют эмоционально акцентированные живописные работы маслом Фердинанда Катоны и Андора Борута... Словацкий реализм, для которого типичен мотив изображения простого человека, представляют произведения таких художников, как Ян Гала и Людовит Крижан.

Импрессионистические изображения Татр Антонина Гудечка, Юрая Крутека напоминают изменчивость и неуловимость татранских настроений.

Своеобразной частью коллекции являются произведения восточно-словацких художников – Антонина Ясуша, Людовита Цсордака и Юлиюса Якоби.

К самым значительным произведениям в собрании Татранской галереи принадлежат картины знаменитых представителей словацкого изобразительного искусства 20-го века – таких, как Янко Алекси, Густав Малый, Ёзеф Коллар, Милош Александр Базовски, Микулаш Галанда.

Антонин Ясуш. «Водопад в Татранской долине»


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 20.12.10 15:57