Имена

Наталья Бобровская

Сергей Михайлович Третьяков – коллекционер и «брат галереи»

Ежегодно в начале лета в нашей стране проходит День музея. В этот день двери всех музеев днем и даже ночью открыты для бесплатного посещения. Открыты они и в Третьяковской галерее. Каждый день в час открытия собирается здесь множество людей, ведь ежегодно ее посещают почти 1,5 млн. человек. Велик интерес к Третьяковской галерее – самой крупной сокровищнице русского изобразительного искусства. А начинался музей с простого коллекционирования картин двух братьев – любителей живописи – Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, когда они были всего лишь простыми конторщиками.

«Имя Сергея Михайловича тесно связано с художественной и общественной жизнью Москвы. Вспомнить забытые имена – это еще и вспомнить забытые страницы истории», – сказала директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева на вечере, посвященном С.М.Третьякову (1834 – 1892). Как и его брат, он был известным российским купцом – предпринимателем, общественным деятелем, благотворителем и коллекционером.

Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными. При жизни их объединяла подлинная родственная любовь и дружба. «В вечности они живут, как создатели Галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», – так вспоминал о Третьяковых П.Бурышкин. Если Павел был для современников «сам Галерея», то Сергей был – «Брат Галереи». Здесь «у Николы в Толмачах» был куплен Третьяковыми дом, которому суждено было навечно войти в историю России. Пророческие слова бытописателя купеческого Павла Бурышкина сбылись. А церковь св. Николая, куда с детства ходили все Третьяковы, теперь входит в большой комплекс Третьяковской галереи.

Они были совершенно разные, эти братья, в большой многодетной семье, но история рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию Павла и Сергея Михайловичей. Сергей был младше своего старшего брата. Веселый и общительный экстраверт Сергей был полной противоположностью замкнутому и педантичному Павлу. Но их связывало глубокое чувство дружбы. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, Павел всегда с нежностью относился к Сергею. Как пишет в своих воспоминаниях старшая дочь Павла Михайловича Вера Зилоти, он «души не чаял в брате Сереже. Ведь они остались после смерти отца своего, Михаила Захарьевича, почти мальчиками. 16-ти и 17-ти лет». Оба брата вначале были «мальчиками а лавке» и торговали. Они с усердием вели торговые книги и обслуживали покупателей в лавке отца, что находилась в Толмачах в Замоскворечье, а впоследствии стали совладельцами льняной мануфактуры.

Братья продолжали дело своего отца Михаила Захарьевича Третьякова сначала торговое, потом промышленное. Они были «льнянщики». А лен в России всегда считался коренным русским товаром. Поставщиком отечественного льняного полотна, пряжи и ниток была Кострома. Здесь Третьяковы вместе со своим зятем В.Д.Коншиным учредили льняную мануфактуру. В 1866 году ими была основана льнопрядильная и льняноткацкая фабрика на Волге. Компаньоном и директором фабрики которой был опытный костромской инженер-текстильщик К.Я.Кашин. Его сын, который пришел на смену отцу, неоднократно бывал в Лондоне для «ознакомления с постановкой льняного дела».

Продукция Ново-Костромской льняной мануфактуры славилась на весь мир, неоднократно удостаивалась золотой медали на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и международной – в Париже. К 1879 году капитал Товарищества достиг 780 тысяч рублей, мануфактура имела 4 паровые машины и 1370 рабочих. А в 1913 году на предприятии имелось уже 800 механических станков, общая численность рабочих достигала 6000 человек. Почти 30% всего населения Костромы, а ее основной капитал составлял 2,4 млн. рублей.

Для рабочих возводится шестиэтажное здание общежития, строится школа, больница... «Никогда не забуду лиц многих рабочих, особенно подростков, в чесальне. Рты были у них завязаны пряжей, как лентой. Какая забота была всегда для Павла Михайловича и друга его К.Я.Кашина, удаление льняной пыли в чесальнях», – пишет В.П.Зилоти. В свою очередь, Сергей Михайлович пишет своему брату 4 сентября 1885 года: «О 30-часовой работе на фабрике при 2-х сменах с малолетними детьми не может быть и речи». Фабрика Костромской льняной мануфактуры была целым городом. На средства Товарищества содержались школа, где было 18 учителей и 800 учащихся, ясли на 50 детей, библиотека, общежитие на 1000 мест, больница на 48 коек, аптека, баня.

Кто бывал в Костроме, рассказывает, что эта фабрика и до сих пор производит громадное впечатление. Рядом с мануфактурой – роддом и больница, возведенные в те далекие годы. Недавно в Костроме прошла выставка «Москва и Кострома в судьбе Третьяковых». А картина Дарьи Котляровой «Вид Костромы с панорамой фабричного района», представленная в экспозиции в Третьяковке, дает нам представление о тех далеких временах.

Торговые и промышленные дела братьев шли успешно, хотя Третьяковы никогда не причислялись к самым богатым купеческим семьям. Но тем не менее их благотворительность в «стремлении быть полезными обществу» проявилась рано. Первые пожертвования в размере 500 рублей серебром братья делают вместе с матерью Александрой Даниловной в 1853 году – они вносят деньги на «госпитали» для участников Крымской войны. Но главным их делом явилось создание Галереи, на которую они тратили огромные средства. Их объединяла беззаветная любовь к искусству, «они скромно собирали картины,.. сидя в райке, млели перед великими актерами… и оба обожали оперу», – пишет В.П.Зилоти.

Сергей Михайлович женился рано, в 20 лет влюбился в 16-летнюю изящную Елизавету Сергеевну из богатого купеческого рода Мазуриных. Красивые и молодые, они любили веселые балы, которые во время жениховства постоянно проходили в Толмачах, где жили Третьяковы. Съезжались известные артисты, художники, музыканты. С последними особенно был дружен Сергей Михайлович, среди которых выделял Рубинштейна и Булахова. «Танцевали до упаду, до зари», – пишет В.П.Зилоти. Молодая его жена во время бала раза три переодевалась: то вишневое платье с бриллиантами, то белое атласное с золотыми колосьями на фижмах, то палевое «тюль-иллюзион». И весь вечер личный парикмахер укладывал ее прическу после каждого переодевания. Всех пленяла юная красота жениха и невесты. Но счастье их длилось недолго, жена рано умерла после родов.

Оставшись рано вдовцом, Сергей Михайлович все свое время отдавал коллекционированию, помогал брату, спрашивал у него совета... Как и старший брат, он мог часами ходить по выставкам, безошибочно угадывать в картинах их настоящую ценностью, открывать новые таланты. Бывая часто за границей по торговым делам, он, как и его брат, создал уникальную коллекцию западноевропейской живописи, он собирал в основном художников французской школы – «Купание Дианы» Коро, «Деревенская любовь» Ж.Бастьена-Лепажа и многие другие. В общей сложности, в коллекции насчитывалось 84 полотна западноевропейских живописцев.

Впоследствии он женился во второй раз и купил особняк на Пречестинке на Гоголевском бульваре. Здесь его стены украсили картины русских мастеров – «Птицелов» Перова, «Бабушкин сад» Поленова, «Лунная ночь» Крамского. А также скульптуры, среди которых «Иван Грозный» и «Христос перед судом Павла Антокольского».

Сергей Михайлович активнее, нежели брат участвовал в общественно-политической жизни общества. Если Павел говорил «я родился купцом и умру им», то Сергей получил звание дворянина и являлся действительным статским советником. В 1877 – 1881 году С.М.Третьяков дважды избирался Московским городским головой. Сергей Михайлович многие годы состоял попечителем Московских училищ, субсидировал деятельность Москоаского художественного и Русского музыкального обществ, Московской консерватории и Московского училища ваяния и зодчества. На свои средства издает «Художественный журнал».

В это время Москва готовится к Пушкинским торжествам, и он все свои силы отдает этому мероприятию. В мае-июне 1880 года принимает самое активное непосредственное участие в организации литературно-музыкальных вечеров, посвященных А.С.Пушкину, устраивает выставки. При нем был открыт памятник великому русскому поэту на Страстном бульваре в Москве. В это время его жена пишет: «Общее настроение – жизнь только с Пушкиным». Памятник был создан на народные деньги. «Приняв памятник этот в свое владение, – сказал С.М.Третьяков, – Москва будет хранить его как драгоценнейшее народное достояние».

Будучи городским головой, он вносил, как и его брат, крупные денежные суммы в помощь братьям-славянам в 1875 году.

На вечере в Третьяковской галерее, посвященном Сергею Михайловичу, кандидат искусствоведения Т.В.Юденкова рассказала о новых, до сих пор еще никому не известных, деяниях великого мецената прошлого в Болгарии. С.М.Третьяков являлся членом Комитета по сооружению большого православного храма в Болгарии в деревне Шипка и внес 50000 рублей. Этот храм был задуман как храм – памятник героям Шипки, где захоронены останки русских офицеров. Золотыми буквами высечены на памятнике имена русских офицеров и высечено количество погибших русских солдат. При храме была создана больница, школа. Но только в этом году нашлось забытое имя С.М.Третьякова, который внес свой неоценимый вклад в возведение этого храма.

С.М.Третьяков умер в 58 лет. Всю свою коллекцию он по завещанию оставляет своему брату Павлу. Она была перевезена в Лаврушинский переулок и первоначально размещалась в одном из залов. Впоследствии Павел Михайлович Третьяков вместе со своей коллекцией передал ее в дар городу Москве.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Меценатство»]
Дата обновления информации (Modify date): 18.12.2011 15:01