Рецензии

Роман Гершзон

Куда ведёт «Лестница Иакова»

Галина Подольская. По лестнице Иакова.
Марк Шагал. Биографическая феерия.
– М.: «Элиа-Арто» (ПСПР), 2010.

На июльском заседании пресс-клуба Общинного дома Иерусалима журналисты и гости пресс-клуба встретились с доктором филологии, академиком Израильской Независимой Академии развития наук Галиной Геннадьевной Подольской, которая вот уже двенадцать лет живет в Иерусалиме.

Сложно определить сферу творческих интересов Галины Подольской. Она и поэт, и прозаик, и известный в стране историк литературы и искусства. На встрече в Иерусалиме Галина Подольская рассказала о своем новом произведении – пьесе «По лестнице Иакова». Пьеса посвящена жизни и творчеству Марка Шагала и носит подзаголовок «Биографическая феерия». Действительно, это произведение яркое, необычное, неоднозначное – настоящая феерия.

Своеобразное раскрытие внутреннего мира героев пьесы выделяет произведение Галины Подольской среди других произведений о Шагале. Творческий мистицизм Шагала, его фатализм, еврейство великого мастера, как дар и как наказание, тема предназначенности творческого человека на Земле – красной нитью проходят через всю феерию.

«Не будь я евреем, я бы не стал Шагалом», – эти слова мастера стали для Галины Подольской исходным пунктом в исследовании личности великого художника. В своей автобиографической повести «Моя жизнь» Марк Шагал отмечал:

«Вот сейчас говорят: изобразительное искусство! А ведь еврею нельзя было, например, рисовать человека или даже кошку… Было в этом и много полезного. Местечко веками сдерживало еврейскую энергию, накапливало её, развивало способность к абстрактному мышлению, приучало к терпению, трудоспособности… Две тысячи лет они копили могучую энергию ярких и оригинальных талантов. В конце XIX века они вырвались из местечка и пришли в Европу – как гениальные открыватели, революционеры мира, взрывоопасный элемент прогресса… Они ворвались в финансы, в политику, в науку, в культуру, в литературу, в революцию, в искусство!»

Размышления об истоках таланта и нюансах национальных традиций доминируют в пьесе Галины Подольской. Принадлежат они, преимущественно, одному из основных действующих лиц – земляку Шагала, Якову. Дополняет Якова маленький Шагаленок, ангел-хранитель великого мастера, ранимый и романтичный, как и сам Шагал.

Еще одна особенность феерии – это ее поэтическая форма. Как рассказала на встрече в Общинном доме автор пьесы, поэтическая часть «Лестницы Иакова» создана по мотивам стихов Марка Шагала. В пьесе приводятся стихи самой Галины Подольской, написанные по мотивам стихов Шагала, безусловно, с учетом подстрочника оригинального текста. Вот, например, такие.

Ты волосы свои несешь
Навстречу мне, и я, почуяв
Твой взгляд и трепет, тела дрожь,
Тебя опять любить хочу я.
Как в день, когда несла цветы
Под свадебной хупой далекой.
А после – ночь, и рядом ты,
Нет ночи более высокой!
Как погасили мы луну,
И свечек пламя заструилось,
Моя любовь к тебе стремилась,
Избрав навек тебя одну.

Зрителям, читателям и рецензентам пьесы в будущем предлагается самостоятельно определиться с вопросом поэтического авторства текста и того, насколько стихи самого Шагала являются органической частью авторского текста.

В ремарке, завершающей пьесу, читаем: «Средиземноморский курорт Сен-Поль-де-Ванс: горы, берег моря, жёлтый пляж, белые яхты. Шагал с тростью гуляет на берегу моря. Подходит к стеклянному лифту. Входит внутрь. В лифте ярко вспыхивает витраж. Выбрасывается лестница Иакова. Шагал смотрит вверх. Хватается за лестницу. Отбрасывает трость. Поднимается по лестнице. 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Ванс в возрасте 98 лет скончался французский художник Марк Шагал. Лифт застрял в шахте между землёй и небом».

Завершается пьеса философски, когда Иаков после смерти Шагала снимает с Шагаленка крылья, поскольку художник уже на небесах. И грустный Шагаленок со слезами на глазах задает единственный вопрос: «Кого сопровождать вновь?»

Действительно, искусство вечно, оно, в отличие от человека, не имеет права на смерть.

К настоящему времени пьеса «Лестница Иакова» включена в Фонд Музея Шагала в Витебске и отмечена Премией Международной Академии наук, образования, индустрии и культуры (США, Сан-Франциско). Представляется, что этими наградами пьеса на своем пути к читателю и зрителю не ограничится. Дело теперь за режиссерами театра и кино: кто решится поставить это произведение? Как говорится, поживем – увидим.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Израиль»]
Дата обновления информации (Modify date): 18.03.13 17:51