Отклики и рецензии

Александр Леонтьев

«Рубикон глубины»
(Об одесском выпуске российского журнала «Дон»)

Обложка журнала «Дон»

Тридцать три – магическое число, именно столько лет отпускалось первобытному человеку для пребывания на Земле, именно в тридцать три года у современного человека происходит магический переход от невинности к знанию, от снов и иллюзий юности и детства к тотальному прозрению жизни. Тридцать три года – магическое время. Это – время транзита, обретение себя, своей подлинности. Тридцать три – магическое число. Именно столько одесских авторов представлено в очередном номере российского журнала «Дон» (№ 7-8 за 2010 год), одного из старейших литературных журналов России (основан в 1925 году), авторов современных и родившихся в Одессе еще в позапрошлом веке, авторов, которые пишут и писали в различных литературных жанрах и парадигмах, которых объединяет одна характерная особенность, несмотря на отнесенность к разным поколениям, – изображение жизни без прикрас, целлофанового прекраснодушия, смелая погруженность в сущность бытия, без розовых очков и гигиенических перчаток, что и воплотилось в незабываемых строках их стихов, рассказов и критических этюдов, эссе, репортажей, представленных в этом номере журнала.

Генри Миллер как-то сказал, что автор становится художником только тогда, когда сумеет победить в себе романтика. Думаю, что большинство авторов, напечатанных в данном выпуске журнала, которые живут в одном из самых романтических городов мира или когда-то родившиеся и жившие в нем, избавились от этого «литературного» атавизма и оставляют осязаемую зримую чувственную романтику за скобками или в подтексте, а в своем творчестве изображают пламя подлинной жизненной магии, которая проявляется в уникальной образности, самоиронии и глубине смыслов.

Возьмите наугад любого автора, откройте наугад любую страницу журнала, прочтите любую строку (начало стиха или рассказа), например: «Ничем мы не лучше прочих за столом или на столе…» (Юрий Михайлик, «Город залег над морем»), «Есть места, где сидел он, что твой зека, // пострашнее московского кабака…» (Марк Эпштейн, «Глубокий вдох»), или «Мы уходим со сцены, как стылые мифы, // И сжигаем свои города, как трипольцы…» (Сергей Главацкий, «Алтарь мирозданья»), или «В такой глуши, в таком дремучем срубе, // где речь не дребезжит, не ахает мотор…» (Сергей Нежинский, «Сумерки звенят сторожевые»), или «Светлые духом будут стоять, как сосны – // Даже в раю из пластика и акрила. // Даже в краю, который чума накрыла // Будут – как Солнце» (Евгения Красноярова, «Русские ангелы»), продолжать можно бесконечно, – и вы обнаружите смелое, яркое, зрелое, всеохватное изображение бытия, с его драмами и комедиями, ведущее читателя к неизбежному катарсису, хотя, конечно же, вы все равно почувствуете сквозь текст волшебную ауру приморского города, которая проявляется в мельчайших деталях, звуках, образах, запахах, вкусовых ощущениях, даже если действие происходит, например, в вымышленной африканской стране: «Памятник» (Александр Закладной) или переносится в Израиль: «Леля Хадаша» (Людмила Шарга), или происходит в ирреальном мире: «Сана Мемория» (Алан Останин), сквозь художественную ткань проглядывается великий, сияющий город Одесса с его золотисто-изумрудной листвой платанов и неиссякаемым духом романтики и оптимизма.

Помимо многочисленных прекрасных стихов и рассказов, в данном выпуске журнала представлены и удивительно тонкий репортаж выдающегося одесского журналиста и искусствоведа Евгения Голубовского с известным писателем Аркадием Львовым, оригинальное эссе «Горький» Богданы Бондарь, интересная статья о поэзии Станислава Айдиняна «Заклинатель Химер» Евгении Краснояровой, а также произведения незаслуженно забытых одесских авторов Анатолия Фиолетова, Зинаиды Шишовой, Семена Гехта.

В журнале представлено тридцать три автора, и для анализа произведений каждого понадобилась бы отдельная статья, а в рамках одной короткой заметки это сделать вряд ли возможно. Конечно, у каждого из авторов свой путь, свое кредо. Поэзия многих восходит генетически к творчеству блестящей плеяды Серебряного века: Цветаевой, Мандельштама, прозаики, как мне кажется, – каждый идет своим путем, но глубина и подтекст их произведений порождают ту красоту и магию, что и отличает искусство подлинное от фальшивого, что и сливает горизонт красоты с океаном смысла.

«ДОН» – один из самых почтенных литературных журналов России… Нырни в глубину, и ты перейдешь Рубикон Времени и узришь красоту, которой доселе не ведал, – которую даруют тебе одесские литераторы.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Одесса"]
Дата обновления информации (Modify date): 22.02.12 17:38