Страна художников

Галина Подольская

Маргарита Левин. Путь к Беспредметному*

Фрагмент новой книги «Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями».
* Репродукции картин Маргариты Левин

В Международный день музеев 18 мая 2011 г. в Москве в культурном центре «Дом-музей Марины Цветаевой» открылась ретроспективная выставка Маргариты Левин, которую она посвятила 100-летию абстрактной живописи (1911 – 2011) и 20-летию своего творческого пути в Израиле.

Выставка так и называлась «Путь к Беспредметному» и состояла из 50 живописных картин.

Два зала музея – два мира, два времени. В первом зале представлены были работы, написанные с 1991 года, – это цикл картин «Духовный путь»: «Небесное и земное», «Западная стена с Храмом», «Проход через море», «Манна небесная» и др. А также великолепные пейзажи Иерусалима и Цфата. Во втором зале – произведения последних 5 лет работы над сериями «Духовные пространства», «От Черного через Красное к Белому», «Цветоцитаты».

«…Со мной в руке – почти что
горстка пыли –
Мои стихи! – я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я – или
В котором я умру…»

М.Цветаева

Эмоциональный посыл, запечатленный Мариной Цветаевой в поэтическом завете «Тебе – через сто лет», как «квадрат письма» (М.Цветаева) вершинами пересеченных граней, вонзается в мир, преобразуясь в пылинки света. Этот свет не только не гаснет, но и обретает способность к ЦВЕТОВОМУ свечению. В этом смысле символично, что именно в Доме-музее М.Цветаевой – Божьей милостью Художника слова – проходила выставка живописи «Путь к Беспредметному» Маргариты Левин.

Маргарита Левин родилась в Москве, окончила Московский полиграфический институт, училась живописи у Владимира Вейсберга, с 1990 г. – в Израиле. Выставлялась в галереях Израиля, Франции, Швеции, США, Канады. Яркая представительница эстетико-концептуального направления современного израильского изобразительного искусства, она сохранила чуткость ко всему лучшему в русской культуре. С 2005 года персональные выставки М.Левин регулярно проходят в Москве.

Два десятка лет жизни за рубежом не могли не сказаться на ее творчестве, впитавшем разные грани современного изобразительного искусства. Громадный преподавательский опыт способствовал развитию просветительской стороны ее личности и великолепному владению словом в эссеистике («Театр одного художника»).

Все это стало благотворными предпосылками в формировании эстетико-концептуальной направленности индивидуальной манеры М. Левин, сочетающей интровертные и экстравертные качества. С одной стороны, умение передать медитативную сосредоточенность, погруженность в себя. С другой, – восприимчивость ко всему тому, что ее окружает и, прежде всего, к метафизическому познанию невидимых просторов Мироздания.

М.Левин тяготеет к тематическому объединению работ. И это не случайно: смысловая развернутость цикла в совокупности всегда шире отдельно взятых работ, его составляющих, – «Черный квадрат и лунный свет», «От Черного через Красное к Белому», «3 х 3 не 9», «Ноль в квадрате». Эти серии запечатлели устремленность художницы к Высшей Реальности, к иным измерениям бытия.

Цикл «Цветоцитаты» – новый этап творчества М.Левин.

Серия работ по сути являла собой мини-музей, состоящий из 20 квадратов, каждый из которых посвящался одному из великих художников. Начиная от Рембрандта (Тернер, Гойя, Коро, Сезанн, Моне, Руссо, Гоген) до Василия Кандинского и Казимира Малевича, а от них к художникам XX века (Клей, Ротко, Ив Клейн, Лючиа Фонтана, Гюнтер Юккер, Цао-ву-ки, Виктор Вазарели, Джеф Верхейен). Автор организовала замечательный диалог с великими художниками, диалог с искусством во времени – к каждой из картин была подобрана цитата из творческого наследия художника, выражающая его задачу и кредо.

«В серии «Цветоцитаты», – говорит художница, – я хотела проследить цвето-пространственные превращения в картинах «старых» мастеров (от Рембрандта) до XXI века. Показать связь в поисках цветового и духовного пространства картины наиболее ярких художников разных времен, выразивших состояние эпохи, носителей вечности. Ощутить запечатленное время, миг, погруженный в вечность, пространство этому соответствующее, найденное и застывшее в непрерывном импульсе».

«Цветоцитаты» М.Левин – это пространственно-цветовое осмысление традиций мирового изобразительного искусства и ощущение их в своем времени. Внешнее срастание и внутренняя полемика. Обыгрывание и способность убедить зрителя в своей художественной правоте. Это – «лоскутное одеяло» истории живописи в цветовом ощущении художника XXI века. Помещенные в контекст нового времени, пропущенные через индивидуальное ощущение, произведения М.Левин – это новые живописно-интеллектуальные эффекты, отражающие осмысление мира, в котором всегда присутствует художник. И мыслимое пространство обретает ощущение Реальности – то, что сама художница называет «Беспредметным реализмом». «100-летие возникновения абстрактного искусства» – дата достаточно условная. И всякое искусство «абстрактно», условно, и, казалось бы, существует независимо от мира, созданного Всевышним. Но оно связано с миром земным и «горним» – через сотворца – художника, способного, пропустив через себя, запечатлеть эту связь в искусстве.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Израиль»]
Дата обновления информации (Modify date): 18.02.12 16:32