Испания в стихах и фотографиях

Тина Арсеньева

«Иберийский бессмертник»
(Цикл стихов)

1. Над рекою Тахо

Где твердые кряжи, пытаясь поставить предел
Разбегу равнины, легли с перебитым хребтом;
Где в робкие струи всевидящий зрак поглядел
И каменный остов речушки открыл под мостом;

Где в рост колоколен курчавые сосны нейдут,
А в зорях и звонах полощется проседь олив;
Где, что ни врата, совершается каменный суд,
Как волну, лоснящимся мрамором смерть убелив;

Где в храме обители юный возлег Дон Хуан
Усмешливым каменным гробом себе за грехи,
Подножием Спасу в отметинах колотых ран,
И мертвым, двоим, на подворье поют петухи;

Где бурые взгорья, впитав благородство кровей,
В суеты подножных местечек глядят свысока
И песнь о Родриго эль Сиде ревет суховей,
Врываясь в руину в предсмертной горячке быка;

Где сизый дымок, восходя из девических уст,
Не ест молодому послушнику каменных глаз
И, каменный, в небе порожнем божественно пуст
Девический зрак над ладонью, воздетой за нас;

И где, разрубая в утесы базальт-монолит,
Цикадою свищет реки покривлённый клинок,
А справа-налево-сторонняя памятность плит
Колючую вязь врисовала в терновый венок;

И где автотрассы, террасы, стенные зубцы
Сдавили посад, словно лютой печали змея,
А с верха, с исподу, из чрева пестрят изразцы,
Как будто скудель воззвала к небесам: «Это я!», –

О, как же здесь внятен, четыре столетья спустя,
На малопонятном наречьи изгнанника плач,
В кривых лабиринтах, куда, автобан очертя,
Ввалился наш век и плутает, незнан и незряч.

И дух, вразумленный внезапной своей нищетой,
Трепещет, твердя златоуста-галерника* сказ:
– Что значит покинуть сей город, печаль моих глаз,
Сей град, серафимом крещенный в реке золотой!..

01.09.2009

* Que tengo de despedirme
de ver al Tajo dorado?..

Miguel de Cervantes, – надпись у моста Алькантара.

2. Мост

Растрясу запас убогих слов
И подамся нынче налегке
Слушать тихий звон колоколов,
Льнущий к тихо льющейся реке.

Лунный город ставит мне зачёт,
Строчкой пуль серебряных прошит,
А река в Атлантику течет,
Притворясь, что вовсе не спешит.

И к чему мне вышитая шаль
И в сиренях мокрое крыльцо
Там, где знаю: потерять не жаль
В одночасье имя и лицо;

Не сгибаясь, лет гранитный груз
Потащить в почтении немом,
Где окно Хуана де ла Крус
Каменным затянуто бельмом;

Где на стрежне птичьих верениц
Белизна померкла на ходу,
Пустотою башенных глазниц
Зачерпнуть нежданную звезду;

И, в медовом свете фонарей,
Сосчитать и, как ни далеки,
Распознать персты монастырей,
Словно пальцы собственной руки,

Уяснив, что, мал или велик,
Перед этой твердой прямизной
Исчезаешь, как фонарный блик
Поутру с поверхности речной.

01.09.2009

Толедский кремль
Фотография автора

3. Город

И, не спросясь, – на петлистую лесенку спуска,
Накось в зигзаг переулка!
Сердце Кастилии, ты восхитительно пусто,
Каменным отгулом гулко.

И, безответно, – во все приоткрытые створки,
Через железные скрепы!
Ибо, как прежде, двуглавые агилы* зорки,
Львы над вратами свирепы.

И не поманит в узорочье свитая нега
Влагой багряно-зернистой:
Каждая улица – только расщелина в небо,
В оное входят конкистой.

Тысяча кованых врат для суровых напутствий,
Чтоб, отшагав мостовую,
Рокотом собственной крови и грохотом пульса
Тишь отмечать вековую;

И попроситься в ученье смиренно и просто,
Ибо пристрастие вздорно, –
В твердый урок у ристалища и у погоста,
Каменоломни и горна,

Чтобы пуд соли, кус хлеба, и бык, и голубка
Пелись в литании длинной…
Сердце Кастилии несокрушимо и хрупко:
Камень, проложенный глиной.

Наверняка от мирских загражденное толков
Улиц кольчужным сцепленьем,
Огнеупорное сердце ответствует только
Неба нещадным веленьям.

Сердце Ла Манчи врачует гранитные даты
И черепичные крыши,
В улицу Ангела ливень приняв благодатный,
Как благовещенье свыше.

03.09.2009

* Aguila – орел.

Проулок Санта Исавель
Фотография автора

4. Сумерки

До ядра земного прожжена,
Горбится Ла Манча, ставя крепи,
Но ее ухоженные степи
Дики в терпкой горечи вина.

Цифровому веку лишний груз,
Вывалюсь в него шаром из лузы;
Улочек распутывая узы,
Как избыть вина печальный вкус?!

Все мои стяжания – зеро,
Слава, вся, что ни на есть, худая,
Там, где, в дол неспешно ниспадая,
Шелестит голубкино перо.

И душа плывет на тихий плес,
Прямиком на острие денницы,
Всей тоскою перелетной птицы
Катедральный пролюбя утес.

09.09.2009

Герб Толедо
Фотография автора

5. Воспоминание о Санта Исавель Венгерской

Полкило винограда «изабелла» –
Полон рот сладко-приторной кручины, –
То, обшарив теплой осени пучины,
Черны перлы солнце мечет на лоток;
То «Титаник» вспомнил руки корабела
В полумиле от нечаянной кончины;
То мечты, сколь бессильны, столь бесчинны,
На остуду расплескали кипяток.

На роду предуказано граниту
Отражать наступление болота,
Отродясь подольщается болото,
Насылая бродячие огни...
Запрокинься к безмятежному зениту,
Ибо нет ни зацепки, ни оплота,
Опечалься во всю синичью ноту,
Улыбайся – и тони-тони-тони.

Может, выйдешь к придонному теченью –
Стань студеной пронырливою рыбой
И скользи вдоль каменного русла,
Растопыря веер плавника:
Там, где, чужды насущну попеченью,
Над узорчатой каменною глыбой
Кличут в прорезях каменного бруса
Две кампаны, давая кувырка.

Там, где мост монастырской галерейки
Зависает над уличной тесниной,
Что ее ощебетали канарейки,
Аж безмолвия отвес гудит струной, –
Там в прищуре межстенного пробела
Стертый лик дождями моет Изабелла,
Королева, посадскою рваниной
Освященная в горечи земной.

Стертый камень велит: захлопнуть веер,
Чтоб в пеньковой обвязке покаянья
Вслух отсчитывать крестные стоянья
В поминанье государыни святой;
Сберегать сухой колодец, ждать и верить,
Наряжая заплаканную куклу,
Чтоб на вырост подгонял небесный купол
Местный ангел, приглашенный на постой.

Да у нас-то в размах иные степи,
Сизы гроздья, как грозы, небо ярко, –
Больно тонок, толеданская мадьярка,
Колокольный твой напев для скифских глин.
Свист иной и хлыст не тот, другие цепи,
Правит Мокошь, чумаза и дебела, –
Полон-солон наш колодезь, Изабелла,
От Коимбры и по весь Зеленый Клин.

Исавель, венценосное смиренье
Величаво и просто, словно башня,
Стерегущая в проулке день вчерашний,
Не рассыпался бы в прах, не съела цвель;
Пепелищем ли станет озаренье,
Захлестнут ли родимые просторы
Туже петельки вервия простого, –
Вспомяни нас у Престола, Исавель.

24.09.2009

Деталь портала собора Иоанна Королей
Фотография автора

6. Улица Горького Колодца

Встань на галечном уклоне, где седая
Залежь патины твердеет в соль земли, –
Встань на улице, глазами припадая
В изумленьи к смотровой ее щели:

Не речными огибаемый струями –
Русло времени согнув и отклоня,
Город к небу устремился остриями,
Чтоб Создатель не видал седьмого дня.

Преломя в луче витражного кристалла
Все, что знаешь, погляди: у всех дверей
Алебастровые прорези портала
Грезят сумраком коралловых морей!

И расслышишь, как вдогон бряцанью конниц
Отходную медный колокол играл,
Где сейчас меж зарешеченных оконниц
Ты идешь, как меж опущенных забрал;

Где над кладезем от слез проржавел ворот,
Ибо ждали – не дождались тут вестей,
Только знали: чуть беда – упрямый город
Туже стянет опояску крепостей.

Вольность, гордость да кряжистая порода
Горожан, порука хлеба и клинка,
Да неспешная, не знающая брода,
Путь в каменьях проточившая река.

Глянь: истории петлистая кривая
В переулке залегла кремнистым дном,
А над ней, эпохи напрочь отбивая,
Ходит колокол в проеме ходуном.

10.09.2009

Горький Колодец
Фотография автора

7. Сефарди

Ане Алькайде, голосу Толедо

Не надейся впредь на человека,
Не вверяйся золотым запасам, –
Слишком было весело, Ревекка,
На миру гореть твоим атласам.

Не ищи заступничества стражи,
Не кажи дозорам богатырским
Буйны косы цвета хлопьев сажи,
Липнущей к простенкам монастырским.

Что река вчера набормотала,
Не причти к сегодняшним заботам, –
Что-то слишком чуток сон квартала
И неярки свечи по субботам.

Тонкий прах осеребрил ресницы,
Отрясен с инжиров бархатистых, –
Там для государевой гробницы
Мастер высекает птиц когтистых.

А когда монаршая обитель
В небо заострилась гребешками,
Внутрь квартала вестник-истребитель
Вник, звеня казенными мешками.

Был сквозь зубы вой, сором был, стланный
Под ноги всему отребью града:
Матерь-королева нежеланный
Плод гнала из чрева Сефарада!

И опять твоей дороге виться –
Пусть уж вьется пыль, чем это пламя!.. –
Ведь орел Теолога-провидца
Не приосенил тебя крылами.

Нет, не расступилось море Чермно, –
Ребе скрыл, что избранность – проклятье;
Путь вершился просто и плачевно –
Лишь бы соль, не кровь, дубила платье.

Шло бездомье, стражею ведомо,
Позади же, ризами белея,
В кедровую высь Господня дома
Шла, скорбя, Мирьям из Галилеи.

…Там, где вьется лесенка, что полоз
Жилкой золотой в камнях Синая,
Уличной певуньи плещет голос:
«Что ты ищешь, женщина земная?»

Исчерпав моря, челнок рассохся, –
Что ты так глядишь, дитя купая,
Как в ночи кромешной ищет солнца
Странница-луна, при нем слепая?..

Расспроси у ласточки поспешной,
Отчего, краев цветущих мимо,
Не к Святой земле, но к многогрешной
Стая, словно кровоток, стремима.

05.10.2009

8. Cobertizos*

* Район монастырских галерей в Толедо: «навесы».

От Исавели к Урсуле, от Павла к Луке,
К двум Доминикам, к Лоренцо, Тересе и Кларе, –
Кладези неба! Вот кануть в такой налегке,
Оттанцевав на земном, на вертящемся, шаре.

В сумерках, ставя стопу осторожно, как вор,
Голову вскинув, несу изумленное бденье:
Где же сквозь толщу гранита сочится во двор
Дамбою стен загражденное мерное пенье?..

Каменность, где голосам не ответствует даль,
К воле людской несклонима, как жажда и голод;
Глыбами сдавленный, голос бурит вертикаль,
Словно растущий от гальки до флюгера город.

Скальная мощь монастырских излучин. Молчок.
Донные сумерки улиц, не знающих полдня.
На полушаге зазывный смирят каблучок
Пестрые гальки, походку инакую помня.

Нет, не гранаты, – гранит; не браслеты гитан –
В звонком искрении гибкие полосы стали.
В сердце потупленной Девы входящий металл.
Ступор проулков, врасплох загражденных крестами.

Ввысь пламенеющим сводом, – рывком из оков,
Шпилем буравя эпохи в крови поколенной, –
Сумрачный город, ты светлая точка веков,
Словно чумного столетья зрачок гобеленный!

Переживи нас, – храни, не меняясь в лице,
Вычертя века параболу аркой подковной,
Рыцаря приснопечальный портрет в изразце
И розмаринов над речкою запах церковный.

7.09.2009

Патио Музея Санта Крус
Фотография автора


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Испания»]
Дата обновления информации (Modify date): 27.01.13 19:09