Итальянское искусство

Ирина Баранчеева

Современное искусство в Риме
(Коллекции MACRO – 2012 год)

Музей современного искусства в Риме – недавнее приобретение итальянской столицы. Он расположен на тенистой улице – via Nizza – в центральной части города, и его современные очертания хорошо гармонируют с классическими особняками конца XIX – начала XX веков, которые окружают музей и которыми можно любоваться с просторной террасы, где устроены бар и ресторан.

MACRO еще не слишком хорошо известен среди римских музеев и не так часто посещаем туристами. Его большие пространства бывают пустынны и молчаливы. Туристы да и сами римляне, интересующиеся современным искусством, предпочитают более традиционную Галерею современного искусства, где собраны работы футуристов (Джакомо Балла, Умберто Боччони, Джино Северини, Фортунато Деперо) и других великих мастеров XIX-XX веков: от Кановы до Сезанна и Ван Гога, от Василия Кандинского и Густава Климта до Марселя Дюшампа и Макса Эрнста, от Альберто Бурри, Карло Карра и Джорджио Де Кирико до Ренато Гуттузо, Джакомо Манцу, Джорджио Моранди и многих, многих других. Именно этой – классической – части катастрофически не хватает MACRO, и это не позволяет ему встать в один ряд с парижским центром «Помпиду», лондонской «Tate Modern» или даже с музеем MART небольшого городка Роверето на севере Италии, добившегося за последние десятилетия признания на международном уровне.

И все-таки нельзя не заметить, что MACRO обладает особым очарованием. Его залы заколдованно тихи и погружают в атмосферу творчества, через стеклянные стены заглядывают внутрь зеленые ветви деревьев, растущих во внутреннем дворе, которые смягчают суровость современной архитектуры в черных тонах. На первом этаже большой зал Enel предназначен для инсталляций. В прошлом году здесь была показана запоминающаяся композиция «Облачные дюны» аргентинца Томаса Сарачено, созданная из колеблющихся клеток, подвешенных в пространстве и сделанных из 18 километров труб белого пластика. Они, подобно облакам, обладали способностью менять форму и объединяться. Композиция сопровождалась пятью черно-белыми видео, на которых появлялись пейзажи северной Бразилии, где песчаные дюны, как белые простыни, расстеленные на солнце, меняли форму и положение благодаря ветру, а дождевая вода поблескивала в них, как осколки зеркала.

В этом году, на мой взгляд, представленные инсталляции значительно уступали проецируемым на том же первом этаже роликам. «Sic Transit Gloria Mundi» румына Мирче Кантора аллегорически осмысливает «прохождение земной славы», которую художник представил как слабый огонек, пробегающий по бикфордову шнуру – мимо многих стоящих на коленях людей, – чтобы погаснуть в руках того, кто зажег его.

Интересен маленький фильм «Circus» итальянца Марчелло Малоберти, снятый в старинном квартале Палермо – Вуччирии, где со средневековых времен располагается рынок. Вуччирию воспевали художники и поэты. Ренато Гуттузо запечатлел ее на своей знаменитой картине, которая находится в палаццо Стери в Палермо. Однако Марчелло Малоберти – и это делает ему честь – нашел свои краски для изображения современной Вуччирии в многообразии населяющих ее персонажей, которые проживают реальность через смешение культур, под ритмы современной музыки, где одно мгновение слишком быстро сменяет другое, и эту фрагментарность настоящего прекрасно подчеркивают развешенные на площади маленькие зеркала.

Нельзя не сказать несколько слов о фильме «Casting Jesus» немца Христиана Янковского. Экран разделен на две части. На одной – шесть актеров пробуются на роль Иисуса Христа, проигрывая небольшие сценки из Евангелия. На другой – их оценивает комиссия из трех человек, представителей Ватикана. И вот здесь-то разворачивается главная интрига между «божественным и земным», которую автор – сознательно или нет – угадал необыкновенно точно. Дело в том, что лишь один (!) из шести молодых людей, облаченных в костюмы Спасителя, отвечал требованиям профессионального актера. Было видно, что он знаком с системой Станиславского, у него работало воображение, к тому же он был необыкновенно пластичен. Если бы в жюри сидел какой-нибудь великий режиссер типа Франко Дзеффирелли, судьба этого талантливого актера была бы решена. Но в данном случае приходилось задаться сакраментальным вопросом: а судьи кто? И именно этот одаренный актер «вылетел» одним из первых, а на роль Иисуса был взят смазливый мальчик, который вполне подходил бы для того, чтобы рекламировать на подиуме новую коллекцию мужской одежды, но никак не интерпретировать страсти Христовы. Однако именно в этом «выборе» некомпетентных судей ясно прослеживаются приметы нашего времени. Судьба таланта зависит от бездарностей. Мастерство, профессионализм, ум не нужны. Сегодня побеждают посредственности.

По-настоящему замечательным событием этого сезона стал показ около тридцати работ из частной коллекции Берлингьери. Эта коллекция, созданная в 70-х годах с сильным тяготением к минимализму и концептуализму, со временем пополнилась работами визуально-аналитического плана. Среди наиболее громких имен – Брюс Науман и Энди Уорхол. Необыкновенно интересна серия «Клоуны и облака» Рони Хорн, вызывающая в памяти иные образы Френсиса Бэкона. Оригинальна работа под длинным названием «Однажды ты уже не будешь влюблен» Джейка и Диноса Чепменов. Но особенно поражает композиция, сделанная на двух жидкокристаллических экранах, – «Союз» Билла Виолы. Она непроизвольно ассоциируется с балетной миниатюрой Ролана Пети «Гибель розы», которую великолепно танцевали Майя Плисецкая и Хорхе Донн. На двух одинаковых по величине экранах мужчина и женщина – на черном фоне и с наполовину обнаженными торсами – переживают мучительные моменты, переходя от отчаяния, слез, муки к желанию подняться ввысь, обратиться с мольбой к Тому, кто над нами, чтобы получить от Него ответы на вечные вопросы и примириться со своей долей. Медлительность движений придает каждому переживаемому ими синхронно моменту необыкновенную значимость. Камера не скрывает несовершенства их лиц и фигур. Они не кажутся красивыми, и именно это дает ощущение подлинности их страданий, их поиска и конечного успокоения – духовный путь, который притягивает зрителя и заставляет его сопереживать этим одиночкам в их несовершенном, но абсолютно нерушимом «союзе».

Каждый год MACRO предлагает несколько подлинных открытий, и в этом его большая заслуга. Стоит сказать несколько слов еще об одном художнике – Марко Тирелли, двадцать пять картин которого были представлены в филиале MACRO Testaccio, расположившемся в огромных пространствах бывшей бойни в римском квартале Тестаччо. Большие картины мастера в черно-белых тонах исследуют законы формы, пространства и света, творчески преображая находки черного и белого квадратов Малевича. Эти работы прекрасно гармонировали с антуражем гулких залов, где по верху идут черные балки с крюками, на которых когда-то подвешивали туши, а черный пол казался липким, вызывая в памяти вполне определенные ассоциации.

MACRO заслуживал бы большего внимания со стороны публики, и, на мой взгляд, чтобы добиться этого, ему нужно проделать путь в сторону приобретения работ выдающихся итальянских художников, которые творили во второй половине XX века. К сожалению, в последнее время Италия предпочла забыть многие славные имена, слепо копируя не всегда лучшие образцы американского авангарда. Только оценив свою собственную культуру, можно выйти из провинциальной замкнутости и встать в ряд с лучшими мировыми центрами современного искусства.

Джейк&Динос Чепмены «Однажды ты уже не будешь влюблен» (2008)

Несостоявшийся Христос из фильма Х.Янковского «Casting Jesus»

Картина без названия Марко Тирелли (2012)


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Италия»]
Дата обновления информации (Modify date): 24.12.14 23:31