К 15-летию Рязанской регональной писательской организации СРП

Анатолий Говоров

Бароны: семейная традиция

Семейство давно обрусевших немцев Дервизов оставило до сих пор заметный след на Рязанской земле, на территории нынешних Старожиловского, Спасского и Пронского районов.

Павел Григорьевич Дервиз – действительный статский советник, предприниматель, строитель железных дорог, в своё время оставил престижную службу в Сенате. Он привык всё делать основательно и с размахом. Одним из первых в стране понял, что Россия с её огромными просторами не может развиваться без обширной железнодорожной сети. Преодолел всякие условности (не дворянское, мол, это дело, а скорее, купеческое), пересуды, бытующее мнение, что строительством дорог занимаются расхитители казённых денег, дельцы. Так оно и было. Павел Григорьевич был из тех людей, кто, поставив цель и веря в конечные результаты, освобождался от слухов и сплетен и упорно, вернее, упрямо добивался своего.

Начав свою деятельность на новом поприще в качестве секретаря общества Московско-Рязанской железной дороги, в скором времени стал председателем правления. Вместе с инженером К.Ф. фон Мекком Дервиз достроил участок дороги от Москвы до Рязани. Затем они без особого труда получили концессию на постройку Рязанско-Козловской железной дороги, которая была начата в 1863 году и завершена в 1865 году.

Затем Дервиз и Мекк построили Курско-Киевскую дорогу. Темпы строительства обеих магистралей были удивительно короткими, невиданными для тогдашнего времени. В техническом плане и по организации эксплуатации эти дороги стали образцовыми для последующего строительства. Стоимость постройки одной версты оказалась около 50 тысяч рублей, что значительно ниже казённой цены – 67650 рублей. Барыши в виде разницы в цене легли на счета концессионеров. За сравнительно короткий срок П.Г. фон Дервиз превратился в одного из самого богатого человека в России, ему дали прозвище «русский Монте-Кристо». Однако не в пример многим дельцам сумел мудро и ответственно распорядиться своим богатством.

Когда Дервизу предложили принять участие в строительстве других дорог, он ответил: «Я не такой дурак, чтобы, раз нажив состояние, стал им рисковать. Я предпочитаю вести жизнь мецената». Павел Григорьевич приобрёл в Старожилове Пронского уезда Рязанской губернии имение Орловой и более 4-х тысяч десятин земли, начал строительство в Старожилове церкви, конного завода, картинной галереи, школы, других объектов. Однако в связи с болезнью детей (костный туберкулёз) он с семьёй вынужден был уехать в Ниццу, поменять климат. Там занялся строительством роскошной виллы «Вальроз» (Долина роз), в которой до сих пор размещается университет Ниццы.

Дервиз отличался неровным характером, нередко демонстрируя крутой нрав и чудачества. Превращение в богача одурманило его, он стал подвержен припадкам необузданного гнева и мало кто решался возражать ему. «Всё могу, что захочу… Разве только птичьего молока не достану… Да и то…, – вспоминала мемуаристка Е.В.Дягилева. – … Его вечно нервная беспокойность вселяла в меня жалость к нему и к его близким. Достаточно было взглянуть на испуганное лицо доброй Веры Николаевны, его жены, и на невесёлые рожицы его детей, чтобы понять, как мало могущество миллионов внесло в их жизнь удовлетворения».

Бывший министр финансов, а затем председатель Кабинета министров России в правительстве императора Николая II С.Ю.Витте, хорошо знавший Дервиза и высоко отзывавшийся о его уме, писал в своей книге «Воспоминания», что он «сбрендил» от своего богатства и рассказывает такой эпизод: «Когда был 25-летний юбилей женитьбы Дервиза, он пригласил к себе, в свой замок в Италии, многих родственников и друзей, все они съехались, и вот во время обеда произошло следующее событие. Его жена, самая простая женщина, очень почтенная старуха, в течение уже многих лет не пользовалась любовью своего мужа… И вот он встал и торжественно обратился к своей жене с благодарностью за то, что она в течение стольких лет была такой верной ему женой, что он очень ей благодарен и в знак благодарности делает ей подношение (в это время вошли люди и на подносе поднесли ей миллион рублей золотом). После этого он снова её благодарил, и попросил его оставить, так как он больше не желает, чтобы она была с ним».

Таков разноликий Дервиз: с одной стороны, выдающийся предприниматель, самодур. С другой стороны, Павел Григорьевич – человек творческой натуры. Он сочинял музыку. Ему принадлежит знаменитый романс «Вечерний звон» на слова слепого поэта И.Козлова, «Вдохнёшь ли ты» на слова Головачёва, «В минуту жизни трудную» на стихотворение М.Лермонтова. В Ницце у него был свой театр, замечательный оркестр и хор певчих. О концертах в его замке ходили легенды.

Павел Григорьевич был не только оборотистый делец, но и талантливый публицист. Он публиковал свои статьи в «Московских новостях», «Биржевых новостях», «Русской старине», других изданиях, предлагал проекты по улучшению жизни людей, развитию экономики России. Некоторые проекты готов был финансировать из личных средств. Ценность его предложений заключалась в том, что он досконально разбирал систему железнодорожного строительства, вскрывал её недостатки, злоупотребления и хищения казённых денег.

Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Дервиз ко всему прочему был знатоком, тонким ценителем живописи. Построив в Старожилове картинную галерею, он сообразно своим вкусам, меценатским устремлениям принялся наполнять её творческим содержанием. Дервиз, прежде чем приобрести какое-либо полотно, знакомился подробно с творческой биографией живописца, направлением его деятельности. Как правило, в его экспозиции оказывались работы авторов – его современников.

Его характеру более всего отвечало творчество Ивана Константиновича Айвазовского, который был всего на девять лет старше Павла Григорьевича, представлял одну с ним эпоху, только в разных сферах деятельности. Айвазовский родился в 1817 году, с детства отличался необыкновенной одарённостью. Ещё во время учёбы в симферопольской гимназии всем были заметны значительные успехи в рисовании, что предопределило его путь живописца.

В 1833 году в 16-летнем возрасте он поступил в Петербургскую академию художеств. Маринистом стал благодаря встрече с французом Ф.Таннером, умевшим мастерски изображать воду. Айвазовскому ещё не было 20 лет, когда он по окончании Академии в 1836 году представил на академическую выставку 5 морских пейзажей, получивших высокую оценку. Спустя год, представил две новые работы, за которые получил звание художника и большую золотую медаль.

В 1840 году Айвазовский отправился в Италию, затем в Германию, Францию, Испанию, Голландию, где его выставки имели шумный успех. В 1845 году Айвазовский получил звание академика и был причислен к Главному морскому штабу, благодаря чему получил возможность путешествовать по многим странам. Посещал Турцию, Грецию, Малую Азию, Египет, Ниццу, Флоренцию, Америку.

Дервизу импонировало творчество этого русского живописца с ярко выраженным талантом, мастера морского пейзажа. Неровному характеру Дервиза отвечали патриотические картины морских сражений – «Чесменский бой», «Наваринский бой», а также правдивые мотивы из жизни моря, его романтики и величия, мужество борющихся с морской стихией людей. Павел Григорьевич подолгу простаивал у полотен «Девятый вал», «Буря у мыса Айя» и других. Его завораживало умение автора передать игру светотени для более точного и естественного изображения различных состояний морской стихии, движения волн и света. О, как это отвечало настроению Дервиза в иные минуты выплёскивания буйной энергии!

Умиротворение наступало, когда он задерживался около произведений Ивана Ивановича Шишкина. Он родился в 1832 году (Павел Григорьевич отметил мысленно, что художник моложе его самого на шесть лет). Конечно, возраст у людей творческих мало о чём говорит. В 1856 – 1860 годах Шишкин учился в Петербургской академии художеств. По окончании за две работы под одним названием «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» получил большую золотую медаль. Он определился как художник-пейзажист. Его пейзажи отличаются светом, солнечностью, ясностью, радостью. К первым выдающимся работам можно отнести картины «Полдень. В окрестностях Москвы», «Рожь» и другие.

В последующих своих полотнах Шишкин стал больше уделять внимания световоздушной среде, перешёл к созданию целостных образов русской природы, раскрывал её выразительные и поэтические черты. Даже самое малое не теряется в его картинах, ибо является частью большого, сохраняя ясность видения предмета…

Брюллов Карл Павлович… Непросто бывало приобрести полотна этого выдающегося русского живописца, мастера портретного жанра. Его творчество в первой половине ХIХ века стало одной из вершин русского искусства, внесло в живопись обновлённую струю романтики, жизненности, непосредственного увлечения красотой.

Оно было шагом вперёд в развитии реалистического искусства. Брюллов писал эскизы и картины на мифологические темы, жанровые – из жизни крестьян Италии, где он жил и работал в 1823 – 1835 и в 1850-х годах.

Одна из самых известных картин, замечательное по реалистической трактовке темы произведение – «Итальянский полдень», в которой художник достиг естественности в изображении обнажённого тела. Великолепны его картины: «Всадница» – портрет Джованины Паччини, написанный в 1832 году, «Ю.П.Самойлова с воспитанницей и арапчонком». Несомненно, главное произведение Брюллова – «Последний день Помпеи». Над этим огромным полотном (456 х 651) художник работал в течение трёх лет. Ошеломляющее впечатление производили переживания большого числа людей в момент бедствия – настолько близка картина к психологической правде и исторической достоверности.

Этих мировых шедевров в коллекции Павла Григорьевича не было, их приобрели до него крупные картинные галереи. Но в коллекции оказались «Гавань в Константинополе», «Бахчисарайский фонтан», «Портрет Джульетты Титони».

Дервиз в поисках картин оказался на одной из передвижных выставок. Ему бросилось в глаза полотно художника К.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Повеяло знакомой, привычной суетой на железнодорожном полотне. Возникли ассоциации его строительных панорам при создании Рязанско-Козловской и Курско-Киевской железных дорог. Савицкому удалось передать ритм и напряжённость тяжёлого труда рабочих-подёнщиков из крестьян. В сложной, мастерски построенной композиции представлено огромное количество людей, движущихся в разных направлениях. Колорит картины построен на тональном единстве серых, сине-серых, жёлтых и коричневых красок. Картина привлекала внимание посетителей, но цена была мало кому доступна. Павел Григорьевич тоже не имел такой солидной даже для него наличности. Не привыкший разбрасывать деньги по пустякам, он решил навести подробные сведения об авторе, снять в банке деньги и через день-другой картину взять.

Об авторе удалось узнать мало. Савицкий Константин Аполлонович родился в 1844 году, ему 30 лет, в 1862 – 1873 годах учился в Петербургской академии художеств вместе с И.Е.Репиным. «Ремонтные работы…», написанные в 1874 году, оказывается, его первая из наиболее значительных картин. На этой выставке она определённо принесла автору известность.

Когда Павел Григорьевич появился в другой раз с твёрдым намерением приобрести картину, то, к своему большому удивлению, не увидел её на привычном месте. Подумал, что перевесили. Однако служители сказали, что картина продана ещё вчера некому Третьякову. «Кто такой Третьяков?» – вскипел Дервиз, удивлённый тем, что у покупателя нашлись такие деньги. Ему объяснили, что Павел Михайлович Третьяков в художественных салонах человек известный. Тонкий ценитель живописи. Меценат и коллекционер, основатель картинной галереи. Купец. Павел Григорьевич понял, что, занятый последние полтора-два десятилетия железнодорожным строительством, он отстал от светской культурной жизни.

На этой выставке Дервиз пополнил свою коллекцию работами Семирадского Генриха Ипполитовича, видного русского художника польского происхождения, представителя позднего академического направления.

Оноре Фрагонар – французский живописец второй половины ХVIII века был, пожалуй, единственным в коллекции Павла Григорьевича представителем западного искусства. Его разножанровое творчество отличали глубокие по характеру портреты, реалистические пейзажи, сочетавшиеся с виртуозно исполненными галантными, легкомысленными, эротическими картинами…

Трудно уловить мотивы формирования коллекции, но достоверно известно, что среди картин были полотна многих известных художников. Живя в Ницце и занимаясь строительством своей роскошной виллы, Дервиз охладел к Старожилову, ограничившись перепиской с архитекторами Гриммом и Боттой, занимавшимися там постройками. Сам же приступил к сооружению виллы в швейцарском Тревано.

Спустя годы после смерти Дервиза Старожилово отошло по наследству его младшему сыну Павлу. Павел Павлович фон Дервиз родился в 1870 году в Ницце, в роскошном имении «Вальроз». С детства ему запомнилась атмосфера музыки и театра, уроки языков и рисования и … крутой нрав родителя, насаждавшего у детей культ музыки.

Гораздо позже братья благодарно оценили усилия отца.

Старший из братьев Сергей, окончив Московскую консерваторию, стал профессиональным музыкантом. Павел писал стихи и музыку на хорошем любительском уровне.

Когда Павлу исполнилось 11 лет, в семье случилась трагедия: одновременно скончались его старшая сестра Варя и отец Павел Григорьевич. Семья переехала в Санкт-Петербург и обосновалась в своём роскошном доме на Английской набережной. Павла определили в гимназию, где его любимыми предметами стали математика, история, языки. Проучившись до шестого класса, он против воли матери перешёл в Николаевский кадетский корпус и оттуда в Николаевское кавалерийское училище. Службу проходил в Гродненском императорском гусарском полку. Из военной службы вынес три пользы: любовь к лошадям, преподаванию и физической подготовке. В остальном считал годы на военной службе потерянными напрасно.

В 1902 году он вышел в отставку.

Павел Павлович, получив после раздела со старшим братом Сергеем Павловичем немалую долю наследства, стал владельцем пронских имений в Рязанской губернии, включая Старожилово. Оставив Петербург, безбедную, привольную столичную жизнь, преодолев увещевания матери Веры Николаевны, он обосновался в Старожилове.

Ещё находясь на военной службе, почувствовал тягу к лошадям. Его назначили ремонтёром, он занимался отбором, оценкой и покупкой лошадей. С этой целью объездил множество конных заводов в России и за границей и слыл тонким знатоком пород. Тогда же продолжил задуманное, но не реализованное отцом дело – построил конный завод в Старожилове и Сохе по проектам молодого, но талантливого архитектора Ф.О.Шехтеля, стал активно заниматся разведением лошадей тяжеловозных и верховых пород, закупая производителей в Польше, Бельгии, Англии.

Павел Павлович фон Дервиз был избран вице-президентом Рязанского общества поощрения коннозаводства, на Рязанском ипподроме существовал учреждённый им рысистый приз фон Дервиза. Его избирали предводителем дворянства Пронского уезда.

Павел Павлович обладал огромным состоянием. Кроме недвижимости он владел крупными пакетами акций многих компаний, железных дорог, банков, занимался коммерцией и игрой на бирже. Однако у него не было предпринимательской хватки отца, но по его примеру он широко занимался благотворительностью и меценатской деятельностью. В Пронске открыл женскую гимназию, построив для этого каменный дом, стал в ней преподавать математику, окончив экстерном Московский университет, открыл сельскохозяйственную школу, больницу для крестьян.

Дервиз отличался музыкальностью, играл на пианино, сам сочинял музыку, главным образом романсы и фортепьянные пьесы. Его балладу на стихи А.К.Толстого исполнял Ф.И.Шаляпин. В Старожилове построил деревянное здание театра, крытое железом, где силами режиссёров из Большого театра поставил оперы «Кармен» и «Евгений Онегин», испытав себя в роли Евгения Онегина. Сам на сцене скачет, поёт, влюбляется. Был не единожды женат, имел около десятка детей. Приобретал картины, на что тратил большие средства.

В отличие от отца, Павел Павлович имел лёгкий характер, не склонялся к крупной предпринимательской деятельности, доверялся управляющим, которые нередко обводили его вокруг пальца. Из-за этого в годы экономического кризиса на рубеже веков потерял значительную часть своего состояния. Пронские помещики осуждающе качали головами: «Нет, не по батюшке Пал Палыч живёт, хотя и сказывают, что яблоко от яблони далеко не падает. Батюшка его Павел Григорьевич куда бережливее был. Большими деньгами ворочал, а каждую копейку считал. Из рук без особой нужды не выпускал. А этот слишком разбрасывается. Так и последнее можно по ветру пустить».

Павел Павлович слышал о таких пересудах, на которые незлобиво отвечал: «Что ж, сие справедливо. Папаша мой дока был в финансовых делах. И стальные пути прокладывал, и на благотворительность толику выкраивал. У него дорога, у меня, может, тропинка. К чему здесь сравнивать? Каждому своё».

С детства памятуя домашние уроки рисования у хороших педагогов, Павел Павлович привёл в порядок построенную отцом помещение картинной галереи, долгие годы остававшуюся без хозяйского профессионального глаза.

Картины, к счастью, сохранились в хорошем состоянии.

Полотен оказалось много, авторы, в основном, были известны. Павел Павлович знал вкусы отца и признаки, по которым тот собирал коллекцию. На рубеже веков некоторых живописцев не стало. Ушёл из жизни Иван Иванович Шишкин… Пошли в свободное плавание его «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща». Через два года, в 1900 году, умер Иван Константинович Айвазовский, при жизни обессмертив себя незабываемыми произведениями с морской тематикой. Ещё через два года не стало Семирадского Генриха Ипполитовича, оставившего ценителям искусства «Светочи христианства», «Танец среди мечей», «Фрина» и другие работы. В 1905 году скончался Савицкий Константин Аполлонович… – авторы, чьи работы были представлены в картинной галерее Дервизов.

Картины после ухода авторов в мир иной сразу подскакивали в цене, словно извещали общественность о том, что из-под их кисти ничто больше не появится. Павел Павлович добросовестно пополнял экспозицию…

* * *

Картинную экспозицию П.М.Третьякова ждала счастливая судьба. В 1892 году Павел Михайлович подарил свою экспозицию вместе с коллекцией картин родного брата Сергея Михайловича Москве. Но она не была вывезена в столицу, а до революции 1917 года функционировала как Московская городская художественная галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых. С 1918 года по декрету молодого советского правительства коллекция Третьяковых стала крупнейшей в стране национальной государственной сокровищницей русского изобразительного искусства, имеющей мировое значение – галерея, размещённая в доме учредителя. Фортуна к коллекции картин Дервизов повернулась спиной. В 1918 году имение Павла Павловича Лугового (Дервиза) – в 1916 году накануне войны России с Германией он сменил фамилию – было национализировано. Решением Пронской ЧК Павел Павлович был приговорён к расстрелу. Узнав об этом, он успел уехать в Петроград, где вскоре был арестован, доставлен в Москву и посажен в Бутырскую тюрьму. Там он заболел тифом в тяжёлой форме, но выжил и по ходатайству своих бывших учеников его освободили.

В 1919 году он вернулся в Старожилово и поступил в распоряжение Пронского уездного комиссариата просвещения. Ему выделили комнату в построенной им школе, земельный участок и поручили вести занятия по математике на 6-месячных кавалерийских курсах красных командиров в Старожилове, где в числе курсантов военную подготовку проходил будущий Маршал Советского Союза Г.К.Жуков.

Многие, когда-то принадлежавшие Дервизам здания были разрушены, закрыты или использовались по другому назначению. Картинная галерея стояла с заколоченными окнами. Земляки, относившиеся к Павлу Павловичу с уважением, сообщили, что картины погрузили в вагон и вывезли в Рязань или в Москву, где их следы затерялись.

Павел Павлович не успел навести никаких справок, не до того было. Происхождение не позволило закрепиться в Старожилове надолго. Его преследовали, лишали работы, жилья. Он покинул места, с которыми очень многое в его жизни было связано. После нескольких лет скитаний П.П.Луговой вместе со своей последней женой Ольгой Николаевной обосновался в селе Максатиха Тверской губернии, где его прошлого никто не знал. Он преподавал математику в школе, писал учебник, ставил вместе с учениками и жителями села на клубной сцене любимого «Евгения Онегина».


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Литература»]
Дата обновления информации (Modify date): 03.04.13 16:36