Художники России

С.М.Иваницкий

Арон Бух

Бросая панорамный взгляд на творческое наследие московского живописца Арона Буха, мы в пределах этого наследия сталкиваемся как бы с двумя непохожими друг на друга авторами. С конца сороковых годов (сразу после окончания учебы) и до восьмидесятых он – примерный изобразитель советской повседневности, крепкий жанровый рассказчик, пристальный портретист. Сейчас трудно утверждать, что по уровню мастерства, по стилистике он как-то выделялся на общем фоне тогдашнего искусства.

А вот в последние полтора десятилетия своего творчества он кардинально отходит от прежней повествовательности и уже привычного сюжетосложения, решительно акцентирует внимание на передаче экспрессивной выразительности живописи, нередко двигаясь в сторону абстрактной самоценности колористических построений. Именно в этот период Бух создает ярко индивидуальное, хорошо узнаваемое искусство; оно предстает перед нами как пластически завершенное, внутренне цельное явление, которое с течением времени все более отчетливо и рельефно демонстрирует свои достоинства. Разрабатывая визуально напористый живописный стиль, он – при всей наработанности исполнительских приемов – счастливо избежал пластических шаблонов. Активное отношение к форме выражения своих замыслов не убивает в его работах подлинности, ненадуманности переданных в них ощущений, скорее наоборот – благоприятно сказывается на разнообразии воссоздаваемых им духовно-чувственных переживаний окружающего мира.

Бух принимал во внимание традиции московской школы живописи, но ее рамки оказались для него несколько узкими, и он целенаправленно работал над созданием своего варианта неоэкспрессионизма. Совершенно очевидно, этот вариант принципиально отличается от классического европейского экспрессионизма и прежде всего своей интонационностью. В живописи Буха нет трагической безысходности мировосприятия, в образном строе его произведений могут быть драматические акценты, но только не ярко выраженный трагизм европейцев. Более того, преобладающей эмоциональной темой его творчества рассматриваемого периода было жизнеутверждение. Полнокровно раскрывшись как художник на сломе двух эпох, он в эту драматическую пору нашей истории предпочел не политизировать свое искусство, а встраивать культурные ценности прошлого в новый художественный контекст, обогащая их собственными идеями и пластическими открытиями.

Предметно-пространственные взаимоотношения в картинах Буха явно деформированы, из них вытеснен воздух, так что само пространство выглядит некой субстанцией, подвижной, но совершенно исключающей вибрацию, да и само наличие световоздушной среды. В таких условиях его композиции сродни цветным снам, и это освоение сновидческих феноменов, интуитивное постижение образов из мира подсознания придает даже близким к реальности изображениям эффект фантомности. Впрочем, художник везде сохраняет энергетическую полноту живописных миров, благодаря чему они обретают экзистенциально-человеческое измерение, создают впечатление пантеистического растворения индивида в воссозданной на картине условной среде. И, хотя доля волевого обобщения наблюденного мотива у Буха, как правило, преобладает, являясь зримым выражением его кодированного авторского «я», ему всегда было важно соблюдение определенной меры соотношения объективного и свободного видения действительности. Об этом наглядно свидетельствуют его «фирменные» натюрморты с букетами цветов, многие пейзажи, ню и особенно портреты.

Совершенно очевидно, нашего автора увлекал сам процесс работы с полотном и краской, процесс живописания, и тут в ход шли не только кисти, но и ладони, пальцы рук, ветошь. Наделенный горячим художественным темпераментом, он работал над своими холстами «на одном дыхании».

Любил Бух и часто пользовался чистой тюбиковой краской, артично обращался с модуляциями открытого тюбикового цвета, считая это верным средством для более сильной передачи эмоциональных импульсов, исходящих от изображаемого мотива. Подобным способом достигалось излюбленное им обострение живописной пластики, а также эмоциональная перенасыщенность композиционно-цветового строя. Эти качества живописи Буха придают ей по преимуществу ассоциативный характер. Цвет для этого мастера – категория образная, ему он передоверяет большую часть смысловой нагрузки в картине. Собственно, акцентирование колористической броскости деталей и целого в произведении – наиболее заметная составляющая его индивидуального стиля. Нельзя обойти молчанием еще одну особенность этого стиля – музыкальность живописи. «Музыке» этой не свойственно лирико-мелодическое начало, она рождается из интенсивных по «звучанию» мощных аккордов, чем-то родственных соответствующим драматургическим особенностям музыкального произведения. К тому же формы и краски живописных вещей Буха потенцированы, как и в музыке, некой содержательной недосказанностью и расплывчатостью, в них заключен тот значительный смысл, который неподвластен бытописательскому видению. Эту живопись совершенно невозможно уподобить зеркалу, отражающему прозу повседневности. В ней скорее заложены возможности для обострения нашей чуткости к красоте окружающего космоса, так часто ускользающей и незамечаемой обыденным сознанием. Информационная насыщенность работ Буха, основанная на отмеченном здесь принципе недоговоренности, оборачивается многозначительностью их контекста, стимулирующего зрителя углубляться в нюансы и оттенки каждого авторского замысла.

Наделенный природным даром колориста, Бух мыслил исключительно категориями живописности. Даже графика его не «рисуночна», а живописна. Графические листы, исполненные им в различных техниках, подобно работам в масле, запоминаются взрывной, живописно выраженной энергетикой, смелым сочетанием цветовых пятен, тонкими колористическими решениями. Они также создают впечатление спонтанного исполнения – в состоянии творческого горения и восторга.

Размашистая живописность помогала художнику избегать перечислительной детализации, добиваться выразительных цветоформирований, освобождать свои вещи от равнодушно-статичной изобразительности. Он был в постоянных поисках свободных живописных форм, сочных фактурных эффектов. Остается признать, что редко кто так, как Бух, мог воссоздать стремительность ритмов сегодняшней жизни и динамизм ее восприятия современным человеком и так страстно передать захватывающую красоту красочных симфоний окружающего нас мира. Остается некой художественной тайной, почему даже откровенно условные его образы проникнуты эмоциональной правдой. Обращаясь к экспрессивной живописности, Бух добивается зрелищной привлекательности картинных образов. Его импульсивное и романтически страстное искусство человечно в том смысле, что открыто обращено к развитому эстетическому чувству зрителя, способного по достоинству оценить визуальную привлекательность работ этого своеобразного мастера. По сути, большинство произведений Буха предлагает зрителю, как об этом вскользь говорилось, творческое сотворчество, поскольку зритель приглашается разгадать в его полотнах нечто большее, чем в них изображено. В этой активной эмоционально-смысловой наполненности образов, в его установке на выразительную свободу стиля, собственно, и кроется объяснение неповторимо художественного воздействия его живописной скорописи, обаяние его авторского письма. Он успешно выработал и закрепил в своей практике такую планку творческого своеобразия, с которой уже нельзя не считаться.

На этом можно было бы закончить разговор о творчестве Буха, если бы этот разговор оказался полным без упоминания о нем как о портретисте. Никакая приблизительность его «эскизной» манеры не сказалась на постижении и передаче духовной силы и мысли современника, его незаурядности. В портретных образах художник не фиксирует четких контуров, не оставляет место для мелких, необязательных деталей, отказывается от «говорящих» аксессуаров и вообще от какого-либо эмпирического окружения, зато масштабно укрупняет лица своих моделей и тем самым подчеркивает духовно-психологическую суверенность изображаемой личности. Он успешно раскрывает затаенную внутреннюю суть портретируемых людей, веско передает напряжение их внутренней жизни.

Бух периодически обращался к теме автоизображения. В лучших из своих автопортретов он интересуется прежде всего интенсивностью работы творческого сознания думающего и глубоко мыслящего художника. Важной чертой этих образов является исповедальность портретной автохарактеристики. Так, его «Автопортрет» 2002 года запоминается как раз подобной формой портретности и поразительной психологической достоверностью, очевидной для тех, кто знал художника.

Арон Бух


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «ART»]
Дата обновления информации (Modify date): 09.01.13 20:07