Имена

Наталья Кузнецова

Феномен выставки

Есть разница между собирательством произведений искусства и их коллекционированием, утверждает Валерий Барухович Ханукаев*, сам неистовый коллекционер, главная тема которого – невероятная армянская художница Гаянэ Хачатурян. У собирателей нет последователей, нет – традиции, а значит, нет продолжения. Иное – Коллекционер. Коллекция – Дом для картин (или предметов искусства), ведь у каждого артефакта свой сакральный Дух, открыться который может только жаждущему его. По словам Валерия Баруховича, картины чувствуют Своего коллекционера. И нет здесь никакой мистики – просто энергии произведения искусства и человека, совпадая, входят в резонанс. И, самое важное, Коллекционер (именно с большой буквы) не допустит, чтобы энергии эти замкнулись в отведенном им материальном пространстве, оставаясь в одиночестве и – ничего не создавая, то есть, – не продолжая Жизнь!

* Обратим внимание на то, что, пожалуй, впервые на страницах художественных изданий Валерий Ханукаев представлен как куратор выставочных проектов. – Прим. ред.

Если говорить о художниках и их картинах, для тех и других насущная потребность – смотреть во Вселенную и видеть ответный Взгляд, складывается который из множеств взглядов людей, устремленных на Картину, понимающих ее, пытающихся проникнуть в ее смысл, думающих перед ней, уносящихся мыслями, чувствами во что-то свое, в какие-то, может, и не связанные с картиной дали, а потом покидающих поле Картины уже измененными, возможно, сразу и не заметив этого. И так проходят люди и люди, разные, но – пришедшие к Этой картине, на Эту выставку, прикоснувшиеся к творчеству этого художника или – того, и еще другого… В это время всеми этими людьми владеют Красота и Мысль, а значит – Добро, которого на Земле становится больше.

Кажется, как просто – провести выставку художника! Но бытие нынешнее (а может, и всегдашнее) с рамками и условностями, совсем не расположено легко уступить свою часть под «нематериальную» вещественность. И какая должна быть вера у человека, как теперь говорят, «пробивающего» ту же выставку, в живую необходимость его дела, чтобы преодолеть это сопротивление среды! Это самое «пробивание», скажем нейтральнее – организация, требует предметных затрат – времени, средств, организационных способностей, порой здоровья, которые всегда остаются «за кадром» того высокого в своей духовности События, от коего перехватит дыхание у тех, кто вошел в него. Не зря же К.С.Станиславский заметил: «Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты».

Сколько славных имен сохранила история России 19-го века из тех, кто наравне с созданием капитала материального ставил и создание капитала Духа, нутром ощущая необходимость спешить делать Добро. Их называли меценатами по ставшему нарицательным имени древнеримского государственного деятеля Мецената, первым в истории бескорыстно поддержавшего выдающихся поэтов своего времени.

Покровители российской культуры были самых разных характеров и устремлений, происхождения и сфер наработки капитала, но цель у них была одна – подъем и преуспеяние России, в том числе – в сфере Культуры. Их имена стали синонимами благородных деяний не потому, что некие имущие давали средства отдельным бедным гениям, но потому, что проявленный и развивающийся Талант оказывал влияние на развитие культуры всего общества. Так эти попечители талантов создавали СРЕДУ – активного творения, созидания, блага – Добра!

Говорят, браки заключаются на небесах… Как коллекционер, а тем более, меценат, определяет свои пристрастия, думаю, и сам он вряд ли сможет объяснить. Он так чувствует. Честь и хвала таким людям, что свое Чувство они разделяют с – людьми, городами, странами. И – они сами в эпицентре взаимоотношений Художника со Вселенной в самом конкретном смысле слова. Проводники Духа, иначе Художник не смог бы доверить им вывести свои полотна в мир. Сказала же после недолгого знакомства гениальная Гаянэ Хачатурян Валерию Ханукаеву: «Я счастлива, что мои картины сразу попадают в твое сердце»… Валерий Ханукаев создал Фонд Гаянэ и продолжает открывать ее миру, понимая, что уходит только материя, а Художник остается навсегда.

И вот теперь – Борис Мессерер, удивительный, многогранный, фееричный, непредсказуемый… И – немного где выставлявшийся. Валерий Ханукаев хочет, чтобы как можно больше современников успели увидеть, узнать, талантливейшего Мастера. Среди своих немерянных дел находится с ним в непрерывном общении, ведет общие проекты, привлекает и вовлекает, поддерживает после ухода жены Беллы Ахмадулиной и – устраивает выставки, фонтанирует идеями и осуществляет их! Но в этой круговерти никуда не уходит главное – то самое духовное родство, которое позвало и указало этим двоим друг на друга.

Художник – натура трепетная и непредсказуемая, ведомая ощущением, чувством, часто капризом, но тот, кто узнает Валерия Ханукаева, начинает относиться к нему с неизменным доверием и уважением. Нужно ли удивляться, что Борис Мессерер принял решение теперь работать только с ним как с другом и тонким творческим человеком Ханукаев сам пишет стихи и прозу). И только Валерию Баруховичу теперь поручает быть куратором его выставок.

Многие художники хотели бы быть под крылом достойного проводника их таланта, и несомненно – Валерий Ханукаев откроет нам еще Имена. Здесь вспоминается из истории Павел Третьяков, который, занявшись коллекционированием и затем меценатством, приобрел в творческой среде такой авторитет, что у художников сложилось что-то вроде молчаливого уговора о предоставлении права первого выбора именно ему, что поставило Третьякова вне конкуренции с другими коллекционерами…

Именно Валерий Ханукаев в мае 2011 г. стал инициатором и куратором персональной выставки Бориса Асафовича Мессерера в Перми под символичным названием – «Мастерская на Поварской, 20», знаковым для Мастера, потому что когда-то именно на Поварской улице в Москве эта мастерская стала настоящим «островом свободы» (вспомнить только Альманах «Метрополь»!) в насквозь идеологизированном пространстве советского искусства. И тот непримиримый дух внутренней свободы от навязанных «канонов» и неукоснительно требуемых «форм» пронес Борис Мессерер через тернии жизни бытийной и созидательную страсть бытия художественного. Это постоянство дорогого стоит, и понятно, почему Мастеру так ценно вновь и вновь обозначать его для России.

Эта персональная – стала всего лишь третьей в России (за долгую творческую жизнь) значительной презентацией работ мастера за пределами Москвы. Живопись и графика, акварели и офорты, эскизы к театральным постановкам, макеты декораций, сценография, оформление художественных выставок – впечатляющий спектр воплощений замечательного художника, отмеченного премиями и наградами, народного художника России. Но лишь немногим более ста работ (больше не поместилось) экспонировались в Пермской государственной художественной галерее в рамках пятых международных дягилевских сезонов. Выставка была посвящена Белле Ахмадулиной в память об одной из последних ее гастрольных поездок (именно в Пермь).

К «своим» выставкам Валерий Ханукаев как куратор относится с отточенным профессионализмом (лично осуществляет развеску картин, говоря при этом, что картины начинают в каждом пространстве жить своей жизнью, диктуют свою композицию, сам подбирает свет, даже цветы выбирает для оформления залов) и… с чувством, подозрительно напоминающим любовь, в чем сам, конечно, не признается. Однако, восторг, забота, предусмотрительность и предвкушение радости заставляют его глаза гореть, а сама выставка как будто заряжается дополнительной энергией. Недаром, посетив пермскую выставку Мессерера, директор Вятского художественного музея Ирина Анатольевна Любимова загорелась желанием порадовать ею и свой город. И в декабре 2011 г. Валерий Ханукаев осуществил задуманное. Без малого два месяца наслаждались жители и гости Вятки творчеством Б.Мессерера – живописца и сценографа, а сам Борис Асафович признавался в своем интервью, что вот в Вятке ему удивительно комфортно, поскольку город в большой степени сохранил отзывчивую душу настоящей российской глубинки.

Хороший знак правильности пути, по которому куратор ведет своих подопечных – то, что часть работ с этих выставок неизменно остаются в стенах этих галерей, сохраняя след Мастера на уровне государственного признания.

Для художника очень важно представлять свои работы возможно более полно, но без ущерба для внутреннего мотива отобранной коллекции. Может быть, кураторство – это тоже талант? Во всяком случае очевидно, что талант этот объемен, потому что способен войти в полную гармонию с миром творца и претворить ее в гармонию с миром окружающим, задействуя возможно больше проявлений этого мира. П.Третьяков говорил: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Так начинаются музеи. Но многие ли могут побывать в них, особенно из отдаленных районов огромной страны? И вот тут выставки – бесценны. Понимая это, Валерий Ханукаев упрямо воплощает в нашу сегодняшнюю жизнь свою идею донести Искусство, и, шире, Культуру, в самые далекие уголки России. При этом в его понимании Выставка – это не стационарная, ограниченная во времени экспозиция определенного количества полотен. В его Кураторском замысле Выставка превращается в настоящий центр притяжения интересов самых разных людей. Ханукаев всегда стремится предельно насытить программу: кроме вернисажа, планируются и юбилейные вечера причастных к теме выставки деятелей культуры, и музыкальные и литературные собрания, и мастер-классы художников. Говорит – все это привлечет и молодежь, и даже детей (а по видеоматериалам с выставок – так уже происходит!), мастера будут ОТДАВАТЬ, а зрители, слушатели – не просто пассивно вбирать, но и со-участвовать. И тот самый обмен энергий – между Искусством и Человеком, между поколениями, между средоточием культуры и средой, – создаст такую синергетическую глыбу Добра, которая станет уже достоянием Вечности.

Всегда ли мы понимаем, что происходит, когда общаемся с искусством? И многие ли могут сформулировать то, что понимают? Наверное, слова Бориса Асафовича Мессерера, для которого Искусство – Вершина мира, будут достаточно точны в своем обобщении: «Весь мир – человеческая мастерская и человеческая мастерская – это весь мир».

Смотри также:

«Живопись, акварель, сценография» (Персональная выставка Бориса Мессерера в Кирове, 10.12.2011 - 23.01.12)
«Мастерская на Поварской, 20» (Персональная выставка Бориса Мессерера в Перми, май, 2011 г.)


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «ART»]
Дата обновления информации (Modify date): 07.01.13 15:07