Альманах короткой прозы Pro/за (Выпуск шестой)

Татьяна Михайловская

От составителя

Шестой выпуск альманаха открывает рассказ, который автор Эсфирь Коблер обозначила как стихотворение в прозе. Не спорю с авторским определением, хочу лишь заметить, что среди рассказов этого выпуска есть и другие тексты, которые можно было бы назвать стихотворениями в прозе, например, рассказы Андрея Тата, похожие на исполненные драматизма лирические пейзажи.

Есть рассказы, которые с полным правом можно было бы назвать дневником, как у Бориса Колымагина, их автобиографичность подчеркивают подлинные фамилии реальных знакомых автора, внесенные в ткань повествования.

Однако для авторов жанровый генезис их произведений не является принципиальным и не особо заботит их. Главное для них – автономность текста, а не его включенность в жанровую классификацию.

Законченность каждого короткого текста – вот чего старается добиться автор. И важную роль в этом играет интонация. Именно интонация делает текст завершенным и в целом не похожим на рассказы других авторов.

Конечно, авторская индивидуальность выражается прежде всего самой сюжетностью – при всей условности этого понятия – произведения, всей системой его образов. Так, для Эдуарда Вирапяна характерно обращение к историческим и псевдоисторическим фактам и персонажам; для Бориса Колымагина – внимание к мелким деталям повседневного быта, для Валерия Галечьяна – к парадоксам измененной реальности в себе и вокруг. Но у каждого из них в рассказах слышна своя интонация, без которой не могло бы возникнуть ощущение завершенности в сверхкороткой форме. В таком рассказе не просто поставить в конце точку, надо, чтобы это была интонационная точка.

Вообще значение интонации для пограничных форм необычайно велико. Столь же велико, как для современной поэзии, где интонация зачастую определяют поэтику, как, например, у Вс. Некрасова. Авторский голос в сверхкороткой прозе потому так важен, что он заставляет читателя слушать, не пробегать глазами по бумаге (или по экрану, это все равно), а слушать то, что говорит ему, – в данный момент только ему – автор.

И в этом плане хочу обратить внимание на рассказы Андрея Тата, который владеет интонацией виртуозно. Даже если в его тексте всего два предложения, они так сцеплены авторской интонацией, что текст не требует дальнейшего развития, он полностью завершен. В нынешнем выпуске альманаха представлены рассказы Андрея Тата самого разного характера, и по настроению, и по объему, но в каждом из них звучит не только соответстующая интонация, но и отчетливо слышен уже узнаваемый голос автора.

Для этого выпуска альманаха я выбирала рассказы, которые демонстрируют разнообразие авторских индивидуальностей, обусловленное разнообразием авторских интонаций, что жизненно необходимо для сверхкороткой формы рассказа.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Литература»]
Дата обновления информации (Modify date): 01.04.13 15:26