Художники России

Виктор Осин

Воспоминания о художнике Алексее Быстренине

Познакомился я с ним в начале 60-х годов, когда наш общий друг Александр Гуков, написавший повесть «Сухо-Безводное», которая читалась в рукописи, возил нас в Лианозово к Оскару Рабину смотреть работы художника. Вот так запросто собирались зачастую незнакомые друг другу люди и ехали на квартиру художника, который был в фаворе, и он радостно открывал свои двери незнакомым людям, показывал свои работы. Такое это было время. Быстренин был сыном известного царского генерала, сам прошедший Вторую мировоую войну в штрафном батальоне. Его любимая песня, которую он всегда напевал, звучала так: «А нам нужна одна на всех победа, одна на всех – мы за ценой не постоим!» Жил он с женой Любой на Ленинском проспекте в доме, где жил известный коллекционер авангардной живописи 20-х годов (ХХ века) Георгий (Джордж) Костаки(с). Они водили дружбу, Алексей Григорьевич Быстренин бывал у него в гостях и не раз видел его коллекцию. Георгий Костакис в силу известных всем обстоятельств вынужден был уехать на жительство за границу. В 70-х годах была устроена выставка работ художника Быстренина в США. Возможно, открытию этой выставки содействовал Георгий Костакис. Картины А.Г.Быстренина с этой выставки приобрел местный коллекционер, запавший на его работы.

Алексей Григорьевич был в дружбе с художником Ю.В.Титовым, его женой Е.Строевой, художницей М.В.Горчилиной-Раубе, с костромскими художниками Алексеем Козловым, Николаем Шуваловым и Владимиром Муравьевым. Часто бывал у них на квартирах Титовых и Горчилиной, которые стали называться «салонами». 60-е годы известны пробуждением, поднятым Хрущевым в стенах Кремля перестроечной волной. Произошли открытия, изменившие художественную и бытовую среду. Это были и «Грядущий Хам» Мережковского, его неповторимая жена – поэтесса Зинаида Гиппиус, а также философы Бердяев, Ильин. Но прочитать книги этих авторов можно было только в ленинской или исторической библиотеках. Читатели, так называемые интеллектуалы, перезнакомились в курилках этих библиотек, затем стали встречаться в мастерских художников-неформалов, которые находились, в основном, в подвалах и чердаках московских домов. Позднее – на частных квартирах, которые стали называться «салонами». Одними из таких держателей салонов были жена художника Ю.Титова Елена Строева и художница М.В.Горчилина-Раубе. Одновременно с ними существовал барак художника О.Рабина. Прошли где-то рядом «Бульдозерная выставка», выставка в Манеже. Салон Е.Строевой находился у Белорусского вокзала, салон Горчилиной – рядом со Столешниковым переулком. Их салоны посещали и такие люди, как Владимир Буковский, Александр Солженицын, Георгий Костакис, коллекционер Лева Меграбян, художники из Костромы А.Козлов, Н.Шувалов, В.Муравьев, художник-фонарщик Ситников В.Я., основавший школу художников-шизофреников. Его школу посещали художники Юрий Титов, писавший картины в технике (манере) ташизм (абстратные полотна, прописанные точками разных цветов и размеров), Владимир Яковлев, не вылезавший из психушки и писавший деформированные лица, Зверев, рисующий свои произведения (шедевры) за пять минут, на полотнах которых одновременно смешивались краски и водка и др.

Однажды в салоне Строевой-Шитовой зародилась мысль сделать выставку художников на частной квартире. Она состоялась. Считается, что она была одной из первых выставок на частной квартире, возможно, и первой. На ней были представлены два художника: Юрий Васильевич Титов и Алексей Григорьевич Быстренин. Полотна Юрия Титова были больших размеров. Примерно метр на метр. Работы выполнены в абстракционисгской манере. Фотографии работ Алексея Григорьевича Быстренина были мне подарены скульптором Максимом Архангельским, который был на этой выставке и сделал эти фотографии. Алексей Быстренин держит свои картины в руках во время съемки, кое-где на фотографиях видно его лицо. Выставка просуществовала несколько часов и была закрыта людьми в штатском, которые «пасли» салон Строевой. Работы А.Г.Быстренина, представленные на этой выставке, – урбанистические по жанру (изображение городских улиц, площадей и скверов) отличаются пластичностью колорита и одновременно пластичностью графического изображения строений. Отмечу, что любимыми художниками Быстренина были Миро и Клее. В работах, представленных художником Быстрениным на выставке, прослеживался отпечаток профессионального чертежника-графика, видны талантливость и неповторимость изображенного, который в одночасье стал профессиональным художником-абстракционистом новой авангадной волны 60-х годов.

Работы Алексея Быстренина


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «ART»]
Дата обновления информации (Modify date): 10.01.13 19:47