Рубен Ангаладян

Экслибрис от Китая и до Испании в ХХ веке

Эта необычная выставка была предложена мной в знак особой любви великого армянского поэта Егише Чаренца к такому специфическому искусству графики, как экслибрис – книжный знак. Предложение с благодарностью было принято директором мемориального Музея поэта. Из моей обширной коллекции для данной выставки я отобрал около 100 экслибрисов из 22 стран мира – от Китая и до Испании, – выполненных в период всего двадцатого века.

В ХХ веке экслибрис – книжный знак, пережил бурное развитие, заняв в печатной графике особое место. Считается, что первый гравированный экслибрис был сделан в 1460 г. в Германии и принадлежал он рыцарю Бернгарду фон Рорбаху. Считается также, что немецкий экслибрис достиг своего расцвета в XVI в. Насколько экслибрис был популярен в Германии того времени, можно судить по таким великим именам, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах или Ганс Гольбейн, которые внесли выдающийся вклад в этот вид искусства. Вскоре вместе с распространением по всей Европе печатной книги распространился и экслибрис, как книжный знак, олицетворяющий утонченность и просвещенность в среде высокообразованных и богатых вельмож и церковников. Одновременно с распространением книжного знака стали формироваться и его коллекции. Сегодня многие ведущие библиотеки мира, а также частные собрания могут показать интереснейшие коллекции экслибриса. Во многих странах созданы музеи экслибриса (Франция, США, Голландия, Россия, Швеция и др.).

В ХХ веке экслибрис, как и печатная книга, стал ближе к человеку – владельцу собрания, раскрывая его глубокую привязанность к знаниям, к помыслам. Отсюда и широкая ассоциативность образов, которые были созданы творческим взлетом многих замечательных художников теперь уже на всех континентах мира.

Выставка и данная подборка экслибрисов в частности не может претендовать на полноту показа всего спектра течений, которые оказали влияние на мировой экслибрис. Художественная задача, поставленная мной в данной выставке, показать, как обычная метка книжного собрания стала самостоятельным видом графики. Этот момент важнейший – ведь до ХХ века лишь вскользь между пространными сведениями о титулах и чинах ее владельца говорили, писали о художниках-авторах экслибриса. Более того, лишь в конце ХIX в. экслибрис наконец-то отпочковывается от геральдики. К примеру, экслибрис (исполненный в 1907 г.) для русского царя Николая II, работы барона А.Е. Филькерзама, еще именно геральдический.

В нашей выставке многие художественные течения ХХ века оказали влияние на книжный знак: модерн, конструктивизм, комиксы, сюрреализм, соцарт, примитивизм, трансавангард и т.п.

Но мы начинаем с Китая, который имеет замечательную национальную печатную графику. Китайские экслибрисы – это синтез европейского мышления с китайской традицией. Далее, Россия растянулась с востока на запад как огромный материк культуры. Именно она стала радикально менять мировой экслибрис с начала 70-х годов ХХ в. И здесь ленинградские и московские художники-графики андерграунда были в первых рядах новаторов. Такие мастера, как Мишин, Колокольцев, Люкшин, также представлены на нашей выставке. Вот почему я столь большое внимание уделяю российскому экслибрису, представив его в достаточной мере.

Итак, задача нашей выставки показать и заинтересовать ереванцев, как развивался экслибрис в культуре разных народов на таком обширном временном и географическом пространстве, как ХХ век и от Китая и до Испании. Именно поэтому мной показаны разные временные отрезки ХХ века. Таким образом, мы попытались в меру своих сил показать своеобразный, иногда противоречивый путь движения художественной мысли от книжной метки, от геральдики в сторону высокого графического искусства. На нашей выставке в кругу сегодняшних современников с высоким рейтингом поиска форм мы видим и французов, и испанцев, и белорусов, и россиян… Мы видим европейскую линию развития экслибриса, где участвовали замечательные мастера графики, среди которых и чехи, и поляки, и голландцы, и итальянцы, и шведы…

Известно, что в мире проводится немало авторитетнейших выставок и биеннале экслибриса. Случилось так, что сейчас, параллельно с нашей выставкой, в Испании, в городе Гранаде, идет крупная международная выставка экслибриса из 10 стран Европы. Куратором этой выставки является ереванский художник А.Григорян (ныне Испания), участвующий в нашей выставке со своими лучшими работами. А автором вступительной статьи к испанскому каталогу является ваш покорный слуга. Кстати, среди стран нашего региона Турция с 2003 года проводит крупный международный биеннале по экслибрису в Стамбуле.

В этом году исполняется 111 лет армянскому экслибрису, который был выполнен в Петербурге выдающимся армянским художником ХХ века Вардкесом Суренянцом. Итак, в 1902 году Суренянц создает для известного русского журналиста и историка искусства Ф.Булгакова свой первый экслибрис, который был в том же году опубликован в Петербурге в книге В.Верещагина «Русский книжный знак». Так рождается традиция экслибриса в Армении, куда вскоре переезжает Суренянц, а потом и ряд других мастеров графики.

Цель данной выставки – привлечь внимание художественной общественности, а также властей Армении к искусству мирового экслибриса, показать его разнообразие форм в столь элитарном искусстве графики и дать ей поддержку внутри Армении. Одновременно мне хотелось показать ереванцам и гостям Армении достижения армянского книжного знака, прежде всего, благодаря творчеству зрелого мастера Айка Григоряна (ныне Гранада, Испания), высоко признанного в мире графики, получившего множество заслуженных наград на многих престижных международных выставках, конкурсах экслибриса последних 10 лет. На выставке представлены несколько редких и очень интересных экслибрисов, нарисованных интересной армянской художницей Анаит Абрамян (ныне Торонто, Канада) еще в 80-е годы в Ереване и совсем недавно присланные для моей личной библиотеки признанным в мире армянским живописцем и графиком Григором Даниэляном (ныне Минск, Беларусь).

Август 2013 г. Ереван


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Армения»]
Дата обновления информации (Modify date): 09.12.14 21:39