Елена Иноземцева

Человек – звучит
(Репортаж с выставки)

21 – 22 сентября 2013 г. в Лейпцигском центре современного искусства Шпинерай прошли дни открытых дверей. В гигантском комплексе бывшей хлопкопрядильной фабрики сегодня распологаются многочисленные галереи и студии художников. Дни открытых дверей, проводящиеся 3 раза в год, собирают тысячи посетителей со всего мира.

История мастерской и проекта G 11 Арт Лейпциг Шпинерай заслуживает отдельного разговора (к сожалению, не в рамках этой статьи). Стоит лишь сказать, что здесь пересеклись несколько интернациональных линий, встретились художники из разных стран: Нарине Золян (Армения), Дана Керекес, Томас Шиндлер (Германия), Елена Иноземцева (Казахстан), Лександр Прокох (Россия), Дуглас Абуэло (США), Селин Жерме (Франция). Ко Дню открытых дверей художники подготовили совместный проект «ЧЕЛОВЕК», к которому примкнули и лейпцигские литераторы (группа «buterbrod»).

Немецкое название выставки «Menschensucht» можно услышать как «поиск человека», и как тоску по человеку, и как одержимость ЧЕЛОВЕКОМ. Основная идея – возвращение к основам гуманизма, подзабытым и подзатертым со временем.

Разбудить, растормошить зрителя – задача неновая в искусстве, но не потерявшая актуальности. Работы Лександра Прокоха можно назвать «высоковольтными» – столько в них эмоционального напряжения. Вот человек с искаженным от напряжения лицом зажал между зубов брусок – при внимательном рассмотрении брусок оказывается слитком золота. Картина-метафора, которая отсылает зрителя к различным жизненным ситуациям: это и о «резать по-живому» без наркоза, и о жадности, граничащей с безумием. Вот некто, падающий вниз головой, застыл в миллиметре от отражающей поверхности – не то вода, не то мокрый асфальт – вот-вот разобьется... но как в стоп-кадре запечатлено и длится мгновение, миг, который «называется жизнь»...

Основной стилистический прием Лександра Прокоха, его «визитная карточка» – использование сетки, вроде той, которую применяют копиисты, когда «рисуют по клеточкам». Но они свои клетки обычно закрашивают. В работах Прокоха сетка (или клетка) навязчиво проступает. Организующему влиянию клетки подчинена, как правило, вся композиция, – и в этом трагизм мировоззренческого посыла художника: невозможность вырваться за рамки, будь это рамки социальной системы, судьбы, самого себя.

Фотографическая серия Елены Иноземцевой «Забор-лэнд» сделана в печально известном городе Семипалатинске. В советские годы это был «закрытый» город, жители которого привыкли к мини-землетрясениям: на Семипалатинском ядерном полигоне регулярно проводились испытания. Сегодня (и слава Богу) полигон закрыт. Семипалатинск – обычная провинция на северо-востоке независимой республики Казахстан. В общем-то мало отличающаяся от провинции Российской. Бесконечные заборы, лужи во всю ширину улицы, бурьян – задворки небольшого и неблагополучного города. Забор – символ отчуждения, отгорожения не только друг от друга, но и от собственной страшной истории.

Инсталляции, объекты и фотографии Нарине Золян относятся к двум периодам ее жизни: в Армении и в Германии. Критический взгляд, присущий художнице, наделяет ее работы особенной остротой, философское осмысление социальных тем оставляет привкус трагедии.

Многие из ее работ затрагивают тему интеграции. Это больная для Германии тема: слишком часто реальные и необходимые действия подменяются бюрократическими, никому не нужными мероприятиями. Немецкое общество довольно закрытое, само понятие интеграции становится подспудным призывом к мигрантам: «Станьте такими, как мы! Другие нам не нужны». Общество не хочет понимать, как много оно теряет, отказываясь от мультикультурности. Как стать частью общества, не потеряв себя? Такими вопросами, кажется, и вовсе никто не задается...

Нарине Золян и ее муж Томас Шиндлер прожили пять лет в Армении, в 2012 переехали в Германию. Оба знают, что это такое: другая страна, другой язык, другой менталитет – им, как никому, понятен ежедневный, реально проживаемый процесс интеграции в другую культуру. В конце концов сближение двух людей тоже можно назватъ интеграцией – интеграцией в ЧЕЛОВЕКА. «Интегрируйтесь!» – фоторабота Томаса Шиндлера одновременно и призыв, и издевка над системой, бессильной сблизить одними лишь примелькавшимися лозунгами людей, привыкших разделять друг друга на «своих» и „чужих». А ведь еще Гете писал: «Для человека, не обремененного предрассудками и способного возвыситься над своим временем, отечество везде – и нигде»...

Центральная работа экспозиции – фотография Нарине ЧЕЛО–ВЕК. Широко раскрытыми глазами смотрит на зрителя женщина (сама Нарине). Во взгляде – недоумение, страх. Руки подняты на уровне головы, на ладонях и на груди – регистрационные номера. Человека подменили цифрой, загнали в бюрократический тупик, и неважно, кто ты – художница с именем или трудовая мигрантка. «Нет бумажки – нет человека» – ничего не меняется... С этой работой вышел казус на персональной выставке Нарине в Германии. Одна из чиновниц возмутилась столь жесткой критикой немецкого общества (хотя работа Нарине относится к московскому периоду жизни художницы, как и критика – к ситуации того же времени). Так или иначе, но возмущенная чиновница перевернула работу лицом к стене. Для толерантной Германии – вещь неслыханная. «Толерантность, – рассуждает Нарине, – хорошее слово, но, к сожалению, сегодя его смысл сильно искажен. Говорят «мы толерантны», а сами смотрят в сторону... не толерантно общество, а по большей части равнодушно. Но вот если заденешь зрителя по-настоящему... Значит, узнали в этой работе себя, как ни прискорбно». Ситуация лишь подтверждает высказывание Эриха Фромма о том, что «выбирать приходится не между капитализмом и коммунизмом, а между бюрократией и гуманизмом».

Что же такое человек? Как часто мы подменяем его множеством вещей, возможно, являющихся атрибутом некоего абстрактного человека, но не им самим. Потому что ЧЕЛОВЕК всегда конкретен. Это тот, кто именно сейчас находится напротив тебя. Звучит ли это гордо: человек? Нарине Золян считает: нет. Она нашла свою формулу, ставшую подзаголовком лейпцигской выставки: «Человек – это звучит горько».

Размышляет на тему звучания человека и лейпцигский поэт Сергей Тенятников, участник лит. объединения «buterbrod»:

человек: звучит больно.
человек: звучит вольно.
человек: звучит глупо.
человек звучит.

Выступление членов клуба buterbrod в пространстве выставки в «G 11 art project»,
Лейпциг, 2013 г.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Германия»]
Дата обновления информации (Modify date): 11.01.15 21:09