Из серии книг «Петербургская Полоника»

Станислав Дзедзиц

В Петербурге как раньше

В предыдущих номерах журнала мы начали печатать фрагменты из книги Станислава Дзедзица, вышедшей в 2009 году в Санкт-Петербурге одновременно на двух языках – польском и русском «Золотая тюрьма Станислава Августа»...

Завершаем публикации из этой книги, в которой тесно переплетаются судьбы России и Польши...

Станислав Август

В 1938 году, согласно объявлению властей, костёл св. Екатерины закрыли, а в следующем году передали Этнографическому музею, но ненадолго - со времён войны вплоть до 60-х годов его использовали в качестве склада различных товаров и снаряжения. Поруганный храм с сохранёнными религиозными эмблемами на фасаде ввиду его месторасположения на Невском проспекте время от времени снаружи ремонтировали. Интерьер подвергался постепенному разрушению. В 1968 году власти решили предназначить костёл под концертный зал Филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Приступили к инвентаризационно-проектным работам, внутри у стен установили леса. Внезапный пожар в феврале 1984 года, вызванный якобы группой молодых людей, которые внутри храма разожгли костёр, привёл к полному уничтожению убранства костёла. Вероятно, из-за замёрзшего оборудования водозабора попытки спасти старинный интерьер были столь безуспешными и запоздалыми, что всё, что могло воспламениться, сгорело. Из-за высокой температуры отпала штукатурка с купола, сводов и конхи. Классические украшения из искусственного мрамора рассыпались, сгорел ценный, богато украшенный резьбой орган, амвон и, разумеется, все деревянные детали. Виновников поджога, конечно, не нашли, дело вскоре прекратили, а костёл закрыли, так как средств на возобновление работ не было.

Спустя несколько лет снова был поднят вопрос о перестройке костёла под концертный зал. Выполнение соответствующего проекта поручили Мастерским по реставрации памятников старины из Польши, а исполнителем работ должно было стать их отделение из Торуня. Проекту предшествовали солидные архивные исследования. Разработан он был уже в 1990 году и предусматривал полную реконструкцию интерьера конца XIX века, а также установку высококлассного органа. Но в это время в СССР произошли основательные политические и системные изменения, в результате которых распалась советская империя. В 1992 г. католическая общественность Петербурга, несмотря на многолетние преследования и отсутствие собственного храма всё же многочисленная, вновь обрела костёл св. Екатерины.

Первоначально в наспех отремонтированной ризнице была оборудована часовня, в которой регулярно совершались богослужения. В летний период для совершения культа выделяли часть разрушенного костёла. При помощи католической общественности и заграничных организаций были предприняты ходатайства о полной последовательно проводимой реставрации костёла. С инициативой возрождения выступил Генеральный викарий Ордена доминиканцев в России и Украине отец Джон Патрик Кенрих, а продолжают дело его преемники. Доминиканцы возобновили пастырскую деятельность при костёле св. Екатерины.

Уже в 1995 г. приступили к работам, в склепе Станислава Августа Понятовского. Работы начаты благодаря финансовой поддержке польского правительства и личной Инициативе вице-министра культуры Тадеуша Поляка, а в последующие» годы они велись также при участии фонда «Вспульнота Польска» и Совета по охране памяти борьбы и мученичества. Декоративная решётка склепа с королевской монограммой и внутренние двери были выполнены по проекту Эдиты Червинской из Влоцлавка.

В самом костёле с 1997 г. работы были начаты с реставрации менее всего разрушенной часовни Благовещения, которая в настоящее время посвящена Фатимской Божьей Матери. Её чудесно отреставрированный классический интерьер, по причине проведения работ в самом костёле, позволил вести богослужения, согласно давней традиции, на нескольких языках. Последовательно становились доступными для прихожан очередные части пресбитерия и трансепта, а затем и нефа. Полностью реставрация была закончена в 2008 году. И хотя окончание восстановления убранства храма будет требовать ещё значительного финансового участия, интерьер святыни выглядит внушительно. Петербург получил очередной великолепный объект, свидетельствующий о необычайной материальной культуре этого города и его многонациональных духовных традициях.

Когда в начале июля 2009 г. вместе с Первым советником, Руководителем Отдела культуры ГК РП в Санкт-Петербурге Цезары Карпиньским я посетил отреставрированный костёл св. Екатерины, внутри которого нет уже лесов, тогда только я смог оценить не только огромный масштаб выполненных работ, но и размах святыни и, наконец, художественную ценность восстановленного интерьера, значительно отличающегося от состояния перед его закрытием. Хотя ещё далеко до полного окончания работ (реставрации подлежат алтари и орган, требуется замена покрытия пола), интерьер восхищает красотой величественной простоты, изящно гармоничным оштукатуриванием под мрамор - и только оставшиеся части монументальных алтарей по обеим сторонам трансепта свидетельствуют о полной драматизма истории этого храма в XX веке. Ибо в действительности, кроме часовни Благовещения и двух красивых мраморных кропильниц в притворе, от давнего убранства там ничего не осталось.

А в Мраморном дворце, который после смерти Станислава Августа вернулся к царской семье, в 1937 г. был устроен музей Ленина. Предпринятые тогда работы по приспособлению интерьера и новое обустройство под выставочные помещения значительно изменили внутренний вид. После перестройки дворца, произведённой в XIX в., эти изменения ещё сильнее затёрли следы его изначалвного великолепия. Стены многих помещений приобрели новые светлые цвета, а мебель и музейные выставочные стенды были изготовлены в... мастерских НКВД в рекордные сроки, так как все ремонтно-адаптационные работы длились всего девять месяцев. Первоначальную форму и убранство сохранили до настоящего времени лишь представительная, необыкновенно роскошная лестничная клетка (так называемая Парадная лестница), нижние части Большого зала (концертного) и Мраморный зал.

Музей Ленина прекратил своё существование в 1991 г. Сегодня в Мраморном дворце размещается филиал Русского музея с коллекцией современного искусства и богатой, чрезвычайно интересной коллекцией произведений зарубежных художников, работающих в России.

И хотя цвета мрамора внешнего фасада в условиях петербургского климата потеряли свою первоначальную насыщенность, он остаётся объектом высшего художественного класса, великолепным памятником искусства, великим исторческим памятником.

Когда я гуляю по Невскому проспекту и смотрю на фасад костёла св. Екатерины, настолько польского и так прочно связанного с нашим народом храма, когда вижу высеченные на фасаде слова из Евангелия от Матфея: «Domus mea, domus orationis» - «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Мф. 21:13) - неуклонно приходят на ум следующие строки библейского текста: «а вы сделали его вертепом разбойников»... И по отношению к этому костёлу они «звучат как трагическое напоминание. В самом сердце прекрасного Санкт-Петербурга.

Разрушенный и разорённый интерьер храма св. Екатерины (вид 1997 г.)

Возобновлённый интерьер храма св. Екатерины, 2009 г.

Фасад храма св. Екатерины со стороны Невского проспекта

Склеп Станислава Августа в подземельях храма св. Екатерины после реставрации – современный вид


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Польша»]
Дата обновления информации (Modify date): 27.03.15 18:32