Светлана Могилевец

А.П.Боголюбов – художник, просветитель, меценат
(К 190-летию со дня рождения)

Сегодня впервые в российском законодательстве предпринята попытка регламентировать меценатскую деятельность, определены гарантии и права меценатов, принят в первом чтении законопроект «О меценатской деятельности». Появление подобного документа красноречиво свидетельствует об актуальности меценатства и необходимости его активного развития в современных социально-экономических условиях.

В XIX веке надобности в регламентировании деятельности меценатов не было. Русская Земля всегда была богата людьми, для которых сподвижничество в области сохранения и приумножения ценностей отечественной культуры было не просто словом, но смыслом жизни.

Многие предприниматели – меценаты, составив немалые состояния, стремились использовать их для просвещения народа, для помощи сирым и убогим, для покровительства наукам и искусствам, для поддержания деятелей культуры. Это была традиция, это было желание души, это была христианская заповедь. Лучшие люди общества готовы были отдать все свои силы служению народу и Отечеству.

Вспоминая отечественных меценатов той поры, их вклад в дело просвещения народа, наряду с широко известными именами, хотелось бы вспомнить еще одно – имя Алексея Петровича Боголюбова, чей 190-летний юбилей отмечался в марте 2014 года. Если Боголюбов – художник еще был известен историкам искусства и почитателям батального жанра русской живописи, то Боголюбов – меценат, его деятельность в области художественного просвещения народа, а также в деле сохранения и приумножения достижений отечественной культуры оставалась недостаточно изученной.

Жан-Поль Лоранс «Портрет А.П.Боголюбова»,
1883. СГХМ

Ф.А.Бронников «Портрет А.П.Боголюбова»,
1856. СГХМ

И.Е.Репин «Портрет А.П.Боголюбова»,
1876. СГХМ

Выдающийся русский живописец, общественный деятель второй половины XIX века, широко известный в русском и европейском культурном сообществе, – современники ставили его в один ряд с П.М. и С.М.Третьяковыми, С.И.Мамонтовым, С.Т.Морозовым, С.И.Щукиным. Профессиональный моряк и картограф; историограф российского флота; мудрый и терпеливый наставник; новатор пейзажной живописи и передвижник; профессор живописи, коллекционер и меценат; Почетный гражданин Саратова; кавалер высших орденов Российской империи, Дании, Австрии, Франции; основатель Радищевского музея, Боголюбов положил начало образованию провинциальных художественных музеев в России.

Алексей Петрович Боголюбов родился 28 марта 1824 в селе Померанье Новгородской губернии, в семье героя Отечественной войны 1812 года Петра Гавриловича Боголюбова и выпускницы Смольного монастыря Феклы Александровны Радищевой, дочери от второго брака «опального писателя и бунтовщика» А.Н.Радищева.

В 17 лет, окончив в звании мичмана Морской кадетский корпус в Петербурге, А.П.Боголюбов в течение двенадцати лет служит на флоте. В 1849 г. по совету художника Карла Брюллова он поступает в Императорскую Академию Художеств, по окончании которой в 1853 г. выходит в отставку с назначением на должность художника при Главном Морском штабе. Последующие семь лет в качестве пенсионера Академии Художеств молодой художник совершенствует свое мастерство за границей. Результатом пенсионерской поездки станет персональная выставка в Академии и присвоение ему звания профессора живописи. Деньги за посещение выставки по настоянию Боголюбова пойдут в фонд вдов и сирот художников. В качестве свободного профессора без жалования Алексей Петрович начинает заниматься со студентами-пейзажистами. Среди его учеников, ставших впоследствии известными живописцами, назовем лишь некоторых: Ф.Ф.Боганец, Д.В.Вележев, И.В.Волковский, П.П.Джогин, Е.Э.Дюккер, Е.А.Ознобишин, В.Д.Орловский и, конечно, И.И.Шишкин, чей талант особенно отмечался Боголюбовым.

К 200-летию Российского флота по заказу Главного Морского штаба художник выполняет серию из 100 полотен, посвященных самым ярким его баталиям. Вот почему Боголюбова еще называют историографом русского флота. С 1871 года и до самой смерти Боголюбов был не только участником передвижных художественных выставок, но и активным членом правления этого общества; участвовал в реорганизации Императорской Академии Художеств; принимал участие в разработке ее нового Устава.

Впервые А.П.Боголюбов посетил Москву в возрасте 37 лет и был ею очарован. Свое первое собственное жилье он решает устроить именно здесь. На улице Казанской села Сущево (ныне улица Сущевская) в 1878 г. появляется двухэтажный деревянный особняк, возведенный по проекту архитектора Льва Даля. Сегодня на этом месте расположена библиотека, носящая имя художника. Это одна из популярнейших библиотек столицы – Библиотека искусств им. А.П.Боголюбова.

С 1873 г. художник по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции, а с 1882 года перебирается туда на постоянное жительство. Дом он продает Николаю Сергеевичу Третьякову – племяннику известного коллекционера и мецената. Насыщен событиями и «французский» период жизни живописца. По поручению Императорской Академии художеств Боголюбов наблюдает за пенсионерами в Париже, Риме, Дюссельдорфе. Колония русских художников, живущих за границей в этот период обширна: Репин, Поленов, Савицкий, Крамской, В.Васнецов, Беггров. Местом встреч и центром художественной жизни становится мастерская Боголюбова. Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства». По инициативе мецената и при поддержке И.С.Тургенева в Париже образуется «Кружок русских художников», а затем в 1877 году «Общество взаимного вспомоществования русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже. Идея создания Общества родилась на так называемых «Боголюбовских» вторниках, где с начала 1870-х годов в большой и высокой мастерской Алексея Петровича стали собираться русские художники, как постоянно живущие за границей, так и молодые – пенсионеры от Академии Художеств. Здесь можно было обменяться вестями с родины, поговорить о новостях искусства, попросить о помощи и просто посидеть возле уютно пыхтящего самовара. Боголюбов помогает советом, обеспечивает заказы молодым художникам. Живя в Париже, художник тоскует по России. 25 декабря 1881 года в доме № 11 по бульвару Клиши он начинает писать историю своей жизни – «Записки моряка-художника». Как тоненькая ниточка, сильнее любого самого прочного каната, свяжут эти «записки» художника с Родиной и о многом нам поведают!

Алексей Петрович Боголюбов скончался 26 октября 1896 года в Париже, он завещал похоронить себя в Петербурге, на Охтинском кладбище, рядом с женой и сыном. За свою долгую жизнь А.П. Боголюбов создал около 3 000 произведений живописи, акварели и рисунка. Творческое наследие художника хранится в основном в Саратовском музее, а также в государственных музеях и частных коллекциях не только нашей страны, но и за рубежом.

Более семидесяти лет советской эпохи имя А.П.Боголюбова было незаслуженно предано забвению, а для многих неизвестно и по сей день. Причина столь явной «неблагодарности» потомков объяснялась близостью живописца к императорской фамилии.

Будучи художником Главного Морского штаба, по высочайшему императорскому заказу Николая I и Александра II Боголюбов писал «боевые морские картины Крымской войны, а также «разрабатывал в картинах нашу славную боевую морскую историю, начиная с Петра Великого» [1, с. 153]. Особые отношения связывали его с Августейшей Четой – Императором Александром III и его супругой Марией Федоровной. Художник выступал в роли наставника живописи Императрицы, а также являлся главным экспертом Императора в области создания коллекции будущего Русского музея. Неоднократно в личных беседах с Боголюбовым, Александр III сетовал на отсутствие в столице музея, подобного галерее Третьяковых и «подумывал о необходимости создания в Петербурге музея русского искусства», ссылаясь на то, что «Москва имеет, частную, но прекрасную галерею Третьякова, которую он завещает городу, а в Петербурге ничего нет» [1, с. 219]. В придворных кругах, среди художников Александр III считался любителем и покровителем русского искусства. В течение ряда десятилетий он коллекционировал русскую живопись, заполняя ею свои резиденции – Александровский и Гатчинский загородные дворцы, Аничков дворец в Петербурге, в том числе и за счет систематических приобретений картин с передвижных выставок, которые Александр III регулярно посещал. Через посредничество А.П.Боголюбова осуществлялись им заказы картин художникам. Музей Русского искусства Александра III был основан еще при жизни Боголюбова Высочайшим указом от 13 апреля 1895 года.

Неоднократно Боголюбов выступал в роли эксперта и советчика П.М.Третьякова в вопросах приобретения им картин для своей галереи. Будучи наставником пенсионеров в Париже, он участвовал в судьбе молодых художников, рекомендуя Третьякову для пополнения его коллекции полотна талантливых, но в ту пору малоизвестных, Репина, Поленова, Шишкина, Похитонова.

Живописец был одним из первых, кто начал знакомить Западную Европу с отечественным искусством. Выставки, организованные в помещении русского клуба кружком живущих в Париже художников под председательством Боголюбова и при содействии Тургенева, открыли европейскому зрителю такие имена как М.М.Антокольский, В.В.Верещагин, А.И.Куинджи и способствовали популяризации русского искусства за рубежом.

Заботясь о художественном просвещении народа, Боголюбов разрабатывает целый Проект устройства художественных музеев во всех провинциальных университетских и некоторых губернских городах, ссылаясь на опыт Западной Европы и считая это делом государственным. Он предлагает использовать в качестве фонда для организации подобных музеев, прежде всего, дворцовые художественные коллекции, не представляющие особой ценности и разбросанные по загородным дворцам, либо хранящиеся в кладовых Эрмитажа и Академии Художеств. Излишне говорить, что ответ на данный проект оказался отрицательным. Свой проект меценат воплощает в основании художественно-промышленного музея в городе Саратове – первого российского общедоступного художественного музея в провинции.

Чтобы понять всю грандиозность и важность подобного замысла, необходимо заметить, что на тот момент публичный музей становится самым действенным после школы средством для народного образования, повышения культуры широких слоев населения. Из «хранилища древностей» музей преобразуется в весьма важное научно-просветительское учреждение, задача которого – служить целям познания и просветительства. Для культурной жизни России, особенно ее окраин, значение учреждения публичного музея трудно переоценить.

Идея организации музея возникла у Боголюбова еще в 50-е годы, в период его заграничного пенсионерства: «Я стал думать об устройстве в Саратове художественно-промышленного музея со школою. Мысль эта давно у меня зародилась. Да, кроме того, мне всегда хотелось увековечить имя моего знаменитого деда, многострадального Александра Николаевича Радищева, саратовского дворянина и уроженца» [1, с. 195]. С этого момента на всем, что приобретает художник для своей коллекции, он ставит специальную метку «Р.М.». Но путь от замысла до воплощения мечты оказался долгим и тернистым. С момента подачи письма на предмет создания музея в Саратовскую Думу в 1877, и до его торжественного открытия в июне 1885 году, ушло более семи лет. И, тем не менее, на собственные средства, благодаря стараниям художника и при поддержке Александра III, на родине А.Н.Радищева, деда художника по материнской линии, в городе Саратове был открыт первый провинциальный общедоступный художественный музей, названный Радищевским в честь великого гражданина России. С благодарностью вспоминает художник о поддержке Государя в деле его создания: «Первоначально моя коллекция была, конечно, весьма незначительна, но Государь Император оказал щедрую помощь новому учреждению. Он дал мне право выбрать из складов Эрмитажа дубликаты картин древней школы. Императорские заводы: фарфоровый, гранильный и стеклянный снабдили меня своими дубликатами всякого рода и разных эпох, Императорский кабинет отпустил излишние мраморы и другие предметы. Когда же состоялась покупка Голицынской галереи в Москве, то Государь снова велел передать в Радищевский музей все, что оказалось непригодным для Эрмитажа, так что я получил дорогие картины, прекрасный фаянс и фарфор русский и Луи XV со множеством мелких бронз и японских редкостей» [1, с. 228]. На торжественное открытие Музея Император откликнулся телеграммой: «Радуюсь освящению Радищевского музея, которому от души желаю успеха и процветания на пользу художества и искусства в России»[1, с. 228].

Торжественное открытие музея состоялось 29 июня 1885 г. Начальник губернии, А.А.Зубов, указал на его просветительное значение для края и ту облагораживающую роль, какую музей, как храм искусства, может и должен занять в деле воспитания юношества. Это была богатая сокровищница искусств, включавшая в себя картинную галерею, интересные коллекции монет, кредитных билетов, фарфоровых и стеклянных изделий, бронзовых предметов, старинных русских серебряных вещей, а также богатую библиотеку.

Радищевский музей в г. Саратове

Зал русского искусства в Радищевском музее

Исходя из описи предметов, поступивших в музей к моменту его открытия, их общее число составило 3978 единиц. Из них поступило: с Высочайшего соизволения 284, от А.П.Боголюбова 1283 и от учреждений и частных лиц 2411 (2048 из которых занимали монеты). Главный вклад, состоящий из картин, акварелей, рисунков, золота, серебра, фарфора, мебели, оружия и прочего, был сделан меценатом и составил его основную ценность. Особую значимость имела часть Боголюбовской коллекции по разным родам живописи в количестве 525 предметов, из которых 396 произведений, то есть 3/4 от общего числа, составили собственные работы художника, ставшие в дальнейшем прекрасными и достойными образцами в области марины и пейзажа для будущей рисовальной школы. Организует Боголюбов в музее и «Уголок Тургенева», куда помещает личные вещи писателя, переданные ему Полиной Виардо после смерти своего близкого друга – «письменный стол и кресло, за которым сидел и работал наш русский гений, его клеш-блузу, перо, чернильницу, берет и тогу Кембриджского университета, где он был Почетным членом, некоторые его книги. Все эти реликвии я бережно собрал и препроводил в Радищевский музей, где стоит бюст Тургенева работы Антокольского в углу, носящем имя «Тургенева» [1, с. 227]. «Уголок Тургенева» оставался в Радищевском музее до 1919 года, когда личные вещи писателя были переданы историко-филологическому факультету Саратовского университета, а в 1930-е годы они перешли в музей Тургенева в Орле.

Через три месяца после кончины художника, на завещанные им музею средства, в феврале 1897 года, здесь будет открыта рисовальная школа им. А.П.Боголюбова. Ратуя о художественном просвещении народа, Боголюбов всегда думал, что каждый гражданин обязан все свое имущество отдавать своей Родине, дабы возвысить образовательное дело юношества, что сотни бедных поволжцев получат хлеб, выучившись в стенах Радищевского музея и его художественно-промышленной школы. Мечта художника осуществилась: рисовальную Боголюбовскую школу закончили А.И. Савинов, П.С.Уткин, В.Э.Борисов-Мусатов, К.С.Петров-Водкин, и многие другие, ставшие впоследствии известными художники. А детище всей жизни выдающегося русского живописца, просветителя и мецената А.П.Боголюбова, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева, живет, и по сей день, как олицетворение воплощенной идеи художественного просвещения народа.

Список литературы:

1. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. – Самара: Агни, 2006. 280 с.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Меценатство»]
Дата обновления информации (Modify date): 05.01.15 17:49