Алексей Молчанов

Президент, профессор, меценат

Вот уже 8 лет 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената – известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени, как можно догадаться, произошло и нарицательное слово «меценат». Стоит отметить, что это не государственный праздник, он существует исключительно благодаря общественной инициативе и объединяет участников социального партнерства по всей России. Сегодня речь пойдет об одном из них. Это Генеральный директор ООО «Уралдрагмет-холдинг», профессор УРФУ, лауреат государственной премии СССР Николай Тимофеев. В 1958 году окончил металлургический факультет УПИ. Сегодня Николай Иванович заведует в alma mater кафедрой «Технологии художественной обработки металлов». А еще он является Президентом Научно-культурного «Фонда Тимофеева». Много добрых дел за его плечами. Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка помогать другим, в том числе чужим, незнакомым. Конечно, в разные времена и в разных странах понятие «доброе дело» наполнялось иным содержанием. Но одно, пожалуй, всегда остается неизменным: благое деяние никто совершать не обязан, но если таковое произошло, то, согласно общественной морали, оно нужное, правильное. Многие считают, что добрые поступки продиктованы заботой, беспокойством о других, взаимным уважением, милосердием, сделаны по совести. Воистину сказал Эзоп: «Ни одно доброе деяние, даже самое маленькое, не пропадает втуне».

В проведении различных благотворительных акций Свердловской региональной общественной организации «Аистенок», занимающейся комплексной профилактикой социального сиротства, помогает «Фонд Тимофеева». Скажем, дважды в месяц его сотрудники приносят сюда новую одежду и обувь, а также б/у, но не заношенную до дыр. По словам заведующей кризисным отделением еще одного центра добрых дел «Каравелла» Галины Бессоновой, ситуации в семьях очень разные, одним больше требуется психологическая и педагогическая помощь, а другим необходимо, в первую очередь, решить материальные проблемы: «Конечно, мы уповаем на поддержку благотворителей, в том числе, и «Фонда Тимофеева». Вот уже 6 лет Фонд совместно с приходом Храма преподобного Марка Киево-Печерского – надежный друг «Каравеллы». Им было приобретено швейное оборудование для организации мастерской для девочек, а также палатки, катамараны, весла для проведения туристических походов по Уралу и Алтаю. Как тут не вспомнить замечательные слова Клода Денсона Пенкера: «Делай все, что в твоих силах, чтобы жизнь людей стала хоть немного лучше».

Чтобы влиять на современное культурное пространство, помимо государственной поддержки, необходимы спонсоры. Бытует пословица: «Заказывает музыку тот, кто платит». Нередко «новым русским» изменяет вкус. Тимофеев не из их числа. Это всесторонне развитый человек, автор более 200 научных работ, 120 изобретений. Добро делается тайно, поэтому мало кто знает, но он материально помогает семьям своих умерших друзей, детским домам, музеям, творческим людям. В его личной коллекции – картины, как великих художников, так и местных. Так что добиться его благосклонности дорогого стоит.

В Золотой кладовой Екатеринбургского Музея истории камнерезного и ювелирного искусства экспонируется уникальная коллекция, состоящая из двух частей. Систематизированная коллекция с Березовского месторождения, собранная в течение 60 лет, с 30 по 90-е годы прошлого века при проведении геологоразведочных и эксплуатационных работ. Она представляет первое в России месторождение во всем многообразии и полноте подборки природных форм. В ее составе – ряд уникальных образцов, с видимым вкраплением золота, и золотых самородков. Коллекция из республики САХА подарена Березовской «Промразведке» трестом «Якутзолото» в честь 200-летия золотодобывающей промышленности в 1946 году. И березовские, и якутские экспонаты представляют научную, историко-культурную и музейную ценность, как для Урала, так и для России. Генеральный директор ООО «Уралдрагмет-холдинг» Николай Тимофеев выкупил их, дабы они не попали в переплавку или не ушли за границу.

– Это серьезный, благородный и патриотический шаг, – считает директор музея Надежда Пахомова. – Я надеюсь, что в дальнейшем государство найдет возможность приобрести эту коллекцию, которую мы сейчас взяли на временное хранение. Для специалистов огромное значение имеют уникальные дендриты в виде различных фантизийных форм. Хочется отметить, что «Фонд Тимофеева» всякий раз помогает формировать призовой фонд традиционный конкурс ювелирного, камнерезного и гранильного искусства «Металл, камень, идея» имени Денисова-Уральского.

Недавно в Екатеринбурге в выставочном зале салона «Золотая рыбка» при поддержке «Научно-культурного фонда Тимофеева» состоялась презентация вернисажа художника Андрея Елецкого. Елецкий – участник художественных выставок в России и за рубежом, международных музыкальных фестивалей, конкурсов. Член Творческого Союза художников России. По итогам академической передвижной выставки «Урал» награжден дипломом Российской Академии художеств. Живет и работает в Екатеринбурге. Картины Андрея находятся в 150 частных коллекциях и художественных музеях России, а также в 25 странах мира, в частности в США (Сиэтл, Фоллз Черч), Германии (Аахен, Баден-Баден, Карлсруэ), Франции (Элонэ), Англии (Клеведон, Челтенхем), Финляндии (Порво).

Именно благодаря меценатству Тимофеева состоялась выставка Елецкого в областном краеведческом музее. «Взгляд Елецкого на окружающую реальность – это не просто панорамный взгляд просвещенного европейца. Важно то, что этот европеец – музыкант и импровизатор. Через музыку ему открыта динамическая первооснова мира. А дар импровизации позволяет мгновенно схватывать изменчивость состояний бытия» – это слова Николая Ивановича. И он понимает, что у невостребованных полотен пропадает всякая ценность. Им нужна география и биография.

Отец-основатель премии ХIХ века, представитель известной династии горнопромышленников Павел Демидов ценил, говоря словами Ломоносова, «собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов», так как понимал, что они будут способствовать процветанию державы. Через четверть века после его смерти, в 1866 году история премий прерывается.

В 1993 году, в сложных экономических и политических условиях традицию решили возродить. После развала СССР любое начинание, связанное с наукой, казалось утопией. Главной проблемой было финансирование, и не только каждодневное. Новая Демидовская премия возникла для того, чтобы поддержать отечественных выдающихся исследователей, создателей крупнейших научных школ, напомнить обществу об их блестящей работе. По инициативе академика Геннадия Месяца, был создан Демидовский фонд, взявший на себя обязанность ежегодно вручать премии выдающимся российским ученым. Идею поддержало и поддерживает ныне руководство Свердловской области. Сегодня эта научная премия – самая престижная в стране. С 1993 года ею удостоены 70 человек.

– Демидовская премия, на мой взгляд, – самая демократичная, – считает Николай Тимофеев, бывший в течение 18 лет сопредседателем попечительского совета Научного Демидовского фонда. – Потому что она общественная, не государственная, не политизированная. Профессиональный уровень лауреатов сомнения не вызывает. Здесь награждают не за отдельный труд, а по совокупности заслуг. А еще будущие лауреаты определяются не на конкурсной основе, а путем опроса специалистов в той или иной сфере. Номинации охватывают самый широкий спектр разделов знания: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, экономика, гуманитарные науки. Периодически они меняются, каждый год награждаются либо три, либо четыре человека. Окончательное решение выносят пять комиссий и комитет по премиям, в который входят крупнейшие ученые России. Это поддерживает высокое качество растущего списка награжденных, делает его реальным продолжением первого, собственно демидовского. И, что неизменно удивляет самих лауреатов, все происходит без их участия, усилий, заполнения различных форм, заявок. Ведь ни для кого не секрет: чтобы получить ту или иную по-настоящему престижную награду, даже самые большие ученые вынуждены проходить через сложные бюрократические процедуры, невольно участвовать в интригах. Нобелевка – не исключение. А с Демидовской по форме все просто. Претендентов в лауреаты выдвигали региональные Академии наук. Наша задача была эти кандидатуры рассмотреть, определить. Приезжали потенциальные лауреаты, мы встречались, вели интересные беседы, обсуждали различные проблемы на обедах и ужинах. А я еще и фотографировал. Сегодня, как и раньше, интеллектуальный праздник открывается в актовом зале Уральского федерального университета Демидовскими чтениями. Все лауреаты выступают перед молодежью, студентами, аспирантами, общественностью с докладами о ключевых проблемах развития своих наук, размышляют о путях их развития. В 1994 году награждение даже происходило в Москве, в президентском зале РАН. Каждый лауреат – академик, профессор с большим стажем – значительная личность».

А теперь перенесемся в Московскую усадьбу Лопухиных – памятник архитектуры XVII–XIX веков, в облике которого искусно сочетаются художественные традиции трёх столетий. В 1989 году по инициативе великого художника, мыслителя, разностороннего ученого, талантливого педагога и известного общественного деятеля Святослава Рериха, здесь создан Общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов. Сотрудники Научно-культурного «Фонда Тимофеева» ежегодно оказывают ему благотворительную помощь в проведении реставрационных и отделочных работ. Президент Фонда Николай Тимофеев, будучи поклонником великого художника, благословил и субсидировал поездки екатеринбургских волонтеров в Москву. Тимофеев финансирует передвижные выставки картин Николая Рериха. Он награжден медалью к 100-летию Святослава Рериха.

– Уральские волонтеры задействованы там, где не может подойти большая техника, – рассказывает главный архитектор МЦР Ирина Красавцева-Байда, – Например, через подвал флигеля проходила центральная теплотрасса. Администрация музея решила отвести трубу от здания, так как в случае прорыва она представляла опасность архивам музея. Добровольные и бескорыстные помощники из Екатеринбурга совместно со строителями вручную произвели выемку грунта и возвели опалубку под новую теплотрассу глубиной 3 метра и длиной более 100 метров.

– Копали дренажные колодцы, – говорит исполнительный директор «Фонда Тимофеева» Евгений Рогачев. – Участвовали в восстановлении Красного крыльца. Для этого вручную сняли 2-х метровый культурный слой. Усадьба стоит на старом кольце белокаменной Москвы. Поэтому в земле находили много старинных вещей: глиняные горшки, изразцы, бутылки, металлические элементы, которые отдавали археологам.

– Были помощниками бригаде профессиональных строителей-реставраторов, – включается в разговор главный бухгалтер Фонда Наталья Демина. – Штукатурили фасад главного здания. Работали на лесах, на высоте 2-3 этажа с соблюдением техники безопасности. Обустраивали территорию, укладывали газоны, красили металлическую изгородь. В усадьбе живет особая аура. Как общественникам, нам был предоставлен свободный доступ в музей, и мы очень близко с ним соприкоснулись. Нередко попадали на вечерние концерты исполнителей высокого уровня, которые также проходят здесь. Домой приезжаем одухотворенными, с чувством радости от проделанной работы и с желанием вернуться.

«Культура объединит человечество». Эти слова Николая Константиновича Рериха высечены на  памятном камне, установленном на Аллее культуры, что раскинулась на набережной Исети в Екатеринбурге в районе цирка. Инициаторами создания Аллеи, обсаженной по обеим сторонам яблонями, выступило Уральское отделение Лиги защиты Культуры, а принял участие в организации и оказал помощь в ее строительстве научно-культурный «Фонд Тимофеева».

– Среди наших давних и надежных партнеров хотелось бы отметить Николая Тимофеева, – говорит член Уральской Лиги, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры «Экономика производственных и энергетических систем» Высшей школы экономики УрФУ им. Б.Н.Ельцина, директор Уральского центра энергосбережения и экологии Валерий Ануфриев. – В Екатеринбурге он организует выставки картин Рериха. Николай Иванович никогда не жалел деньги на культуру, это настоящий российский меценат. Он хорошо понимает искусство. Будучи сам кандидатом наук, не боится поиска нового в науке. «Фонд Тимофеева» принял участие и в праздновании 100-летия известного художника-иконописца Михаила Потапова. К его юбилею был издан альбом живописи и впервые напечатан роман «Солнечный мессия древнего Египта».

В Камерном театре столицы Среднего Урала 27 января 2014 года в 14-й раз состоялось торжественное вручение Всероссийской литературной премии имени Павла Петровича Бажова. У нее два учредителя – Екатеринбургское отделение «Союза писателей России» и ООО «Уралдрагмет-холдинг». Несмотря на затянувшийся кризис, финансирование победителей увеличено: размер Премии вырос в два раза. Это 30 тысяч рублей. Но главное, все-таки, ее духовная составляющая.

Нынешний конкурс получился не только интересным, но и поучительным, – считает Николай Тимофеев. – Уважение к русскому слову, кропотливое отношение к истории страны и родного края, живое внимание к современности, ответственность за будущее - вот главное, что объединяет лучшие книги и журнальные публикации, представленные на соискание премии. Уверен, что литературные произведения, отмеченные Премией имени Павла Петровича Бажова и специальными дипломами, будут обязательно прочитаны массовым читателем, займут достойное место на полках общественных и частных библиотек.

А список добрых дел «Фонда Тимофеева», между тем, продолжается. Он помог издать две книги: «Екатеринбургский монетный двор: 150 лет истории» Леонида Злоказова и Владислава Семёнова и «Происхождение жизни» Юрия Турбанова.

Свое жизненное кредо Тимофеев выразил в стихотворных строках:

«Полжизни, скажем, прожил не напрасно,
И сердцем, и душою не чадил.
В крови горит огонь калины красной
Я – ненавистник тлеющих кадил!»

В Доме офицеров Центрального военного округа недавно сегодня состоялась благотворительная акция Научно-культурного фонда «Фонд Тимофеева». Меценат Тимофеев подарил библиотеке ЦВО более 200 книг, изданных под его редакцией. Это иллюстрированный красивый подарочный словарь-справочник «Олимпийская культура», двухтомник Владислава Семенова «Екатеринбургская гранильная фабрика», недавно вышедший его фолиант «Екатеринбургский монетный двор: 150 лет истории», роман египтолога, художника из Соликамска Михаила Потапова «Солнечный мессия Древнего Египта», «Происхождение жизни» Юрия Турбанова, «Русский массаж. Записки народного массажиста» Владимира Коркодинова, книги из самой большой краеведческой серии «Урал. ХХ век»: об Уральском добровольческом танковом корпусе, маршале Георгии Жукове, разведчике Николае Кузнецове, «Платина России», «Уральский рок», «Женщина и война», об известных скульпторах Эрзя, Эрнсте Неизвестном и другие. Книги с его дарственными надписями «Фонда Тимофеева» также были вручены ряду библиотек воинских частей ЦВО. И это не случайно. Николай Иванович, будучи директором завода ОЦМ, всегда тесно сотрудничал с ВПК, армией. В ответном слове работники библиотек заверили, что книги, подаренные «Фондом Тимофеева» найдут своего читателя, заполнят ту нишу, которая где-то образовалась по незнанию. По подаренным книгам состоятся беседы, диспуты. Все это будет способствовать воспитанию патриотизма у молодых солдат срочной службы. За свою благотворительность «Фонд Тимофеева» получил благодарственное письмо за подписью начальника Дома офицеров ЦВО Константина Павловича Макарова.

С праздником Вас, Николай Иванович!


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Меценатство»]
Дата обновления информации (Modify date): 04.01.15 22:09