Проекты

Выставка

Проект № 57-1

Ирина Баранчеева

«Вернемся в Норчию!»
(«Выставка – реставрация» празднует 40-летний юбилей)

Вернуться в Норчию после нескольких лет отсутствия – это значит вновь ощутить очарование этого маленького средневекового городка, затерянного среди зеленых холмов Умбрии. Обнесенная мощными крепостными стенами, с тихими узкими улочками и шумной главной площадью Норчия, как драгоценная шкатулка, хранит в себе изумительные памятники старины, которые привлекают сюда многочисленных туристов.

Целью моего короткого визита стала экспозиция графических работ современных итальянских художников «Выставка – реставрация», весь сбор от которой идет на спасение и реставрацию местных шедевров искусства. В этом году похвальная инициатива, задуманная и организованная неутомимым энтузиастом своего дела, профессором Джузеппе Урсо, празднует 40-летний юбилей.

Цель нынешней экспозиции – собрать средства для звукозащитного полога для алтарного образа «Коронация Девы Марии», созданного Якопо Сикуло в 1539 – 1541 годах. Ровно десять лет назад, в свой 30-й юбилей, выставка была посвящена именно тому, чтобы эта великолепная работа эпохи Возрождения вернулась в Норчию из реставрационных мастерских Сполето, куда она попала в 1979 году после сильного землетрясения, поразившего город.

В 2005 году алтарный образ был торжественно установлен в бывшей церкви св. Франциска, в которой сохраняются изумительные фрески XIV–XV веков, также отреставрированные благодаря инициативе комитета «Выставка – реставрация».

В настоящее время в церкви св. Франциска расположен городской «Аудиториум», и это неожиданно создало новую и немаловажную проблему – звуки музыкальных инструментов, особенно духовых и ударных, наносят вред бесценной работе. Живопись маслом по дереву очень деликатна, и с течением времени вибрации и звуковые колебания могут стать причиной трещин и осыпания живописного слоя.

Понимая это, можно было бы отказаться от проведения концертов духовых оркестров в «Аудиториуме», ограничившись исполнением камерных произведений, тем более что Норчия располагает и другими концертными площадками, но не всегда добрая воля торжествует над желанием прибыли. Именно поэтому добровольцы комитета «Выставка – реставрация» решились на проведение экспозиции в этом году, скажем прямо, не в самый подходящий для этого с экономической точки зрения момент.

В то же время, бродя по тихим улочкам Норчии, невозможно не заметить плоды выставок предыдущих лет, первая из которых, прошедшая в 1974 году, позволила отреставрировать Темпиетто XIV века (уникальный архитектурный памятник, представляющий собой уличную капеллу).

В 2007 году удалось собрать средства на реставрацию фрески «Мадонна с младенцем и святыми Иоанном Евангелистом и Иаковом Старшим» Агостино Спарапане (1486 г.), освобожденную из-под слоя штукатурки в церкви св. Иоанна.

В соборе Норчии сильное эмоциональное впечатление производят две деревянные скульптуры начала XVI века – св. Роха и св. Клавдия, – получившие новую жизнь в реставрационных мастерских Сполето благодаря инициативе «Выставка – реставрация» 2010 года. А рядом, в одной из боковых капелл, можно любоваться деревянным «Распятием» Джованни Тедеско (1494 г.), которое было отреставрировано после экспозиции 2005 года вместе с псевдо-гобеленом «Аллегория Европы» XVIII века, находящимся в Палаццо Комунале.

К сожалению, некоторые вещи наводят на печальные размышления. Например, было тяжело видеть, что фреска «Мадонна с младенцем, св. Иоанном Евангелистом и св. Себастьяном» неизвестного художника (ок. 1520 г.), снятая из церкви Сан Леонардо в местечке Бизелли ди Норчия и отреставрированная в 1998/99 годах, которая сейчас находится в базилике св. Бенедикта на главной площади Норчии, не сопровождена никаким информационным материалом, и, увы, были случаи, когда монахи-бенедиктинцы, в основном американцы, в ведении которых находится базилика, видя осыпающийся слой красок, предпочитали выбросить его вместо того, чтобы сохранить для будущих реставраций.

Грустно было узнать, что еще одна фреска из церкви Сан Леонардо – «Св. Бернардин Сиенский» (1521 г.), – отреставрированная в 2000 году, была недавно украдена. Мне показалось не совсем справедливым и то, что церковь св. Франциска, где находится алтарный образ Якопо Сикуло, закрыта для посещения, поскольку днем в ней проходят репетиции и уроки музыки.

Однако не хотелось бы заканчивать эту статью на грустной ноте. За прошедшие 40 лет «Выставка – реставрация», без сомнения, изменила облик Норчии и окружающей ее территории – были спасены многие уникальные памятники искусства, находящиеся сейчас в Городском музее, отреставрированы фрески и старинные церкви города. Многие знаменитые итальянские художники предоставили свои работы для этой благородной цели. Будем надеяться, что эта инициатива будет продолжена для сохранения богатого исторического наследия города, и мы сможем повторить слова художника Альберто Манфреди: «Вернемся в Норчию!»

Якопо Сикуло «Коронация Девы Марии» (1539 – 1541 гг.).
Норчия, церковь св. Франциска


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Проекты»]
Дата обновления информации (Modify date): 12.12.14 18:31