Хроника событий

Выставка произведений скульптора Петра Шела в Москве

В Музее классического и современного искусства «Бурганов-Центр»* (c 22 октября по 12 ноября 2013 года) прошла выставка произведений скульптора Петра Шела.

* Музей классического и современного искусства «Бурганов-Центр»,
Москва, Б.Афанасьевский пер., д. 15.
Сайт: www.burganov.ru

Петр Шел родился в г. Ческе Будейовице в 1972 г. Его отношение к изобразительному искусству начало формироваться еще в детстве: его родители принимали и принимают активное участие в событиях культурной жизни. С ранних лет он посещал изобразительные кружки, мастерские и выставки художников – друзей семьи, много читал, пользуясь богатой семейной библиотекой.

Шел окончил Среднюю педагогическую школу в г. Прахатице по специальности «художественное воспитание». Затем он поступил в только что открывшуюся школу прикладного искусства в Чешском Крумлове, где учился по специальности «реставрация камня» у академического скульптора профессора Станислава Задражила. Окончив школу, он начал работать ассистентом в мастерской скульптора из Чешского Крумлова Мирослава Парала.

С 1997 года Шел, став «свободным художником», занимается скульптурой. Его первая мастерская располагалась под открытым небом в саду сельского домика в деревне Зверетице в южной Чехии. Здесь он создал свои первые скульптурные работы.

Для своей первой выставки скульптур в 1997 году приспособил первый этаж и двор дома на улице Панска в Чешских Будейовицах. Так возникла «Галерея в Панской», существующая до сих пор. В настоящее время здесь проходят выставки разных авторов, вызывающие большой интерес у публики. В галерее выставлялись, например, произведения Франтишека Дртикола, Владимира Прецлика, Богуслава Рейнека, Франтишека Тихого, Олдржиха Кулганека и др. До настоящего момента в галерее состоялось 115 персональных выставок.

В 2002 году Петр Шел вместе с художником Мирославом Конрадом отправляется по приглашению на юг Франции. Там, в городе Ле-Канне, состоялась их выставка, на которой побывала семья Майоль. По ее приглашению Петр Шел посетил расположенный поблизости город Баньюль сюр Мер. В 2003 году по случаю своей выставки в Нанте скульптор снова вернулся в этот город, где познакомился в частности с потомками художника Анри Матисса. Теперь при поездках во Францию скульптор часто возвращается в этот город в предгорьях Пиренеев.

Переломной в творческой карьере Петра Шела стала выставка 130 художников под названием «Встреча скульпторов с востока и запада», организованная фондом «Espace Bourdelle» в 2005 году в Монтобане, где скульптор получил гран-при. После этого он стал получать многочисленные предложения по организации выставок и стажировок. Он несколько раз выставлялся на рю де Сенн в Париже, в Онфлёр, Дакс, Мон-де-Марсан и других французских городах. Он «изваял» мраморные скульптуры в городах Сент-Мер-Эглиз и Серизи-ла-Форе. Его выставки проходили также в Италии, Германии и Австрии.

Петр Шел создает свои скульптуры в технике каменно-керамического шамота. Скульптуры обжигаются при температуре 1280°C, а их поверхность особым способом металлизируется. Любая из скульптур Петра Шела существует лишь в единственном экземпляре.

Сегодня скульптуры Шела находятся во множестве частных коллекций и в фондах музеев современного искусства по всему миру.

Петр Шел: Несколько слов о технологии

Если задуматься, то с точки зрения технологии возникновение каждой обожженной керамической скульптуры – это, собственно говоря, маленькое чудо. Меня почти удивляет факт, что эта технология известна еще со времен Месопотамии, но, с другой стороны, вообще не удивляет, например, то, что когда воевали между собой два японских города, то первым делом за городские стены выносили глиняные изделия, чтобы они не разбились.

Мои скульптуры созданы из каменно-керамического шамота. Это материал, который благодаря обжигу при высоких температурах (1280 °C) сплавляется в чрезвычайно твердые, почти как камень, куски. Однако обжиг – это последняя стадия процесса, а вас, должно быть, интересует, как я вообще делаю свои полые скульптуры. В отличие от классической скульптурной техники, где лишний материал отсекается, мои скульптуры моделируются по абсолютно противоположному принципу. В начале у меня есть ясное и, насколько это возможно, созревшее представление о том, что и как я хочу сделать. В работе я вообще не пользуюсь гипсовыми формами, внутренними конструкциями и вспомогательными материалами, как при обычной скульптурной технике; в моем распоряжении лишь подготовленная глина, деревянная поверхность и две руки. Если я и делаю какие-то предварительные рисунки, то, поверьте, готовую скульптуру вы на них не найдете. Каждая глина обладает собственной внутренней волей, и вам сначала нужно ее полностью «одурачить», чтобы ей можно было внушить новую форму. Каждый день работы над скульптурой – это где-то пятнадцать сантиметров новой формы. Я держу в руках силу этих кусочков глины и строю, почти как ласточка строит свое гнездо. Здесь важен каждый керамический кусочек, ведь достаточно малейшего воздушного пузырька в одном из них, чтобы вся ваша работа с этого момента пошла насмарку, потому что при обжиге в печи ваша скульптура превратится в опыт со взрывом. Необходимо осознать, что вы строите из глины в высоту и в ширину на фундаменте, формирующемся по мере того, как высыхает глина, положенная вами в предшествующий день. В этом заключается существенная трудность, поскольку вы не можете вернуться назад и что-то подкорректировать. Куски глины должны сохнуть равномерно, в зависимости от размера скульптуры. Если они высохнут слишком быстро, форма треснет. Готовая скульптура остается в мастерской еще дня три, пока не высохнет окончательно. Как правило, после моделирования скульптуры еще необходимо создать структуры и довести до совершенства формы с помощью шлифовки. Этот этап работы тоже необходимо растянуть, по мере высыхания работы, на несколько дней, чтобы структура была равномерной по всей поверхности. Наиболее уязвима скульптура при перемещении ее в печь. Высохшая глина легко может треснуть от малейшего удара. Процесс обжига, включая остывание, продолжается шесть дней. Завершающая обработка проходит под знаком цветового оформления скульптуры. Мне больше всего подходит работа с патиной после обжига, потому что так у меня всё под контролем. Мне бы не хотелось подробно описывать, как я добиваюсь металлизации скульптур, поскольку это один из тех секретов мастерства, которые хранит каждый автор. Однако я могу открыть тайну, что благодаря современным технологиям можно достичь неизменности внешнего вида произведения даже в агрессивной среде. Если бы такие технологии были известны во времена готики, сегодня мы удивлялись бы необыкновенной красочности каменных скульптур.

Наверное, вас интересует, почему я выбрал именно этот способ создания скульптур, хотя первоначально я выучился на скульптора по камню. Мне нравится аутентичность творческого проявления. Я создаю результат. В скульптуре сохраняется каждое прикосновение руки и вложенная в нее энергия.

Катарина Белска – Директор Чешского культурного центра в Москве открывает выставку
Фотография Надежды Овсеенко


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Чехия»]
Дата обновления информации (Modify date): 11.02.14 20:19