Владимир Вильчес-Ногерол

Театр моей мечты. Век любви и печали

Светлой памяти Владлена Давыдова посвящается

«О, боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса, и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас…»

А.П.Чехов

Владлен Давыдов – выдающийся артист Московского Художественного Театра, прослуживший на легендарной сцене более шестидесяти лет, сыгравший сотни ролей в театре и кино, звезда советского послевоенного экрана, директор музея МХАТа в течение 15 лет, крупнейший собиратель и хранитель архива этого театра. Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и России, кавалер многих орденов, академик Российской академии театра и кино, ветеран Великой Отечественной войны. На сцене МХАТа им сыгран весь чеховский репертуар, множество ролей мировой и русской классики, он был партнером великих В.Качалова и А.Тарасовой, Б.Ливанова и О.Андровской, позже О.Ефремова и И.Смоктуновского, Е.Евстигнеева и О.Табакова и многих других выдающихся актеров. Он вошел в историю советского и российского кино в 1946 году, главной ролью в знаменитом фильме Григория Александрова «Встреча на Эльбе», где его партнершей была звезда экрана Любовь Орлова. Создал целую галерею образов, вошедших в классику советского и российского кино в фильмах выдающихся режиссеров: И.Пырьева, Л.Рошаля, Ю.Озерова, В.Меньшова, Т.Лиозновой. А через шестьдесят лет последним его созданием в кино станет роль старого интеллигента (своего рода всеми забытого «советского Фирса») в военной эпопее Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Автор нескольких программ на телевидении, посвященных великому прошлому МХАТа, книги воспоминаний «Театр моей мечты». Даже семья Владлена Давыдова театральная: супруга – заслуженная артистка России Маргарита Анастасьева, игравшая во МХАТе сорок лет, и сын – заслуженный артист России Андрей Давыдов. Их общий стаж выступлений на прославленной сцене – более ста тридцати лет! Феноменальное и, наверно, единственное в мировой практике достижение!

В.Давыдов и Ж.Филип.
Париж

В.Давыдов в фильме Г.Рошаля «Хождение по мукам»

В.Давыдов

В.Давыдов с Л.Орловой в фильме Г.Александрова «Встреча на Эльбе»

Последним, неосуществленным проектом Владлена Давыдова стал грандиозный замысел создания новой экспозиции музея этого легендарного театра к столетнему юбилею МХАТа «ЗОЛОТОЙ ВЕК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА». О судьбе этого последнего проекта, о причинах, не позволивших реализовать этот замысел, – эта статья.

Начало девяностых годов двадцатого века. Время распада страны, разрыва связи между поколениями, время забвения, беспамятства и всеобщего смятения и хаоса. Общество лихорадочно мечется в поисках нового пути, смута сменяет смуту. Кажется, какие в эту эпоху могут быть проекты, посвященные истории и культуре.

Но… Жизнь тем и интересна, что не предсказуема. Именно в это время мы становимся участниками необыкновенного проекта, посвященного столетию Московского художественного театра. Мы, тогда молодые, но уже заявившие о себе, ярко прозвучавшими работами художники-дизайнеры. За плечами, к тому времени, не одна исполненная по нашим проектам экспозиция музеев и выставок. Это выполненный нами и недавно открытый Музей Ф.И.Шаляпина, и экспозиции крупнейших выставок в Манеже, ЦДХ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, ГЦММК им. М.И.Глинки. И персональные выставки в Москве и Мадриде, Хельсинки и Париже, Берлине и Иоганесбурге. Это проекты, исполненные для Лондонской Королевской оперы, для Культурного центра Мадрида, для реставрационного центра Де Бирс, и многое другое. И все же…

Именно этот, так и не реализованный нами проект, эта мечта, не ставшая реальностью стала одним из самых дорогих воспоминаний и впечатлений нашей творческой биографии.

Итак, по порядку… 1991 год. Неожиданно нам поступает предложение принять участие в проекте «Золотой Век Художественного театра». Нет, нам не предлагают сразу проектировать, нас просят попробовать, показать, как мы видим художественное воплощение этой задачи. Похоже на кинопробы. Подойдешь, не подойдешь. Интересно и вызывающе. Нас предупреждают, заказчик не обычный, со своей оригинальной концепцией, уже несколько маститых художников «обломало свои зубы» на этой затее. Ну что же, тем азартней становится задача.

Наконец, первая встреча. Созваниваемся с сотрудниками музея, и в один прекрасный московский погожий осенний денек идем по Тверскому бульвару к знаменитому Дому К.С.Станиславского. Все как у М.А.Булгакова в «Театральном романе», тот же дуб во дворе, та же скрипучая дверь, тот же пароль: «Назначено»! Поднимаемся на второй этаж по историческим ступеням. И навстречу нам, из небольшого кабинета, выходит удивительно красивый, совсем не по эпохе роскошный и импозантный Владлен Давыдов. Сразу видишь породу, выправку, стать! Старый МХАТ! Совершенно из другой эпохи человек, и голос, и манеры, и интонации! Пожалуй, похож этим своим качеством на знаменитого голливудского артиста – Ф.Ф.Шаляпина, сына гениального певца. Какая-то другая Россия, оставшаяся в далеком прошлом, сквозит в уникальной русской речи, в этих плавных интонациях, продуманных паузах. Познакомились, и Владлен Семенович ведет нас по дому своего кумира, Константина Сергеевича Станиславского, по залам временно переехавшей сюда экспозиции музея МХАТа. Боже, как потрясающе, необыкновенно ведет он эту экскурсию, с каким знанием, какой любовью, яркими деталями, мягким юмором. Проходит час, второй, третий. Незаметно бежит время, будто перенесся из охваченной безумной суетой и жаждой наживы Москвы девяностых в давно ушедшую Россию великих свершений и открытий Серебряного века. За окнами темнеет, зажигаются фонари, а мы все кружим по этим волшебным пространствам давно ушедшей жизни, великих тайн творчества и судеб Великого Театра.

И начинается наша совместная работа, долгая, радостная, трудная. И удивительная дружба, продолжавшаяся более двадцати лет. Кто сказал, что люди делятся поколениями. Нет! Ощущением жизни, ее смысла, общими идеями, общей верой.

А проект, задуманный Владленом Семеновичем, действительно был необыкновенным, новаторским, смелым. Он решил создать не просто музей, а театр-музей, мечту об идеальном мире искусства. Именно мечту о прошлом, так парадоксально звучала его концепция. И именно поэтому, уверен, это было так современно и ново, так необычно, и как это часто бывает с идеями, опередившими время, не было принято действительностью. Мечта оказалась слишком высокой, недосягаемой. Идея оказалась не ко времени, вне конънюктуры, вне «тенденций эпохи».

Начало работы было трудным и драматичным, что называется, «на разрыв». Первые рисунки, наброски, идеи, все, как будто попадало в те задачи, что стояли перед нами. Прошло несколько месяцев, и казалось, что в основных чертах проекта мы едины. Но… Мы профессионально, с громадным подъемом выполнили макеты будущей экспозиции. На словах, казалось обговорили все, прорисовали в эскизах, сверили детали. Но чуда, того чуда, которое ожидал Владлен Семенович, не произошло. Мы в этой версии проекта только начали приближение к мечте, только коснулись ее. Перед нами была поставлена сверхзадача, а мы все-таки остались в рамках своих профессиональных стереотипов. Все происходило прямо «по Станиславскому». «Не верю» – вердикт, вынесенный нашим полугодовым усилиям, ошеломил. Все-таки, к этому моменту мы уже многократно сдавали свои работы на самые престижные художественные и экспертные советы, побеждали в конкурсах, отмечались премиями, и вот тебе… Так вот однозначно и непреклонно – «не то». Не скрою, была обида. Даже желание бросить все. Но… Вечер после тяжелого просмотра, ужасное настроение. Вдруг звонок. Владлен. Сколько хороших, теплых слов нашел этот знаменитый артист, как мудро, как по-товарищески, с любовью обсудил назревшие проблемы с людьми, почти вдвое моложе его, с каким тактом обошел все, что могло ранить, обидеть. Думаю, именно тогда и родилась наша дружба, людей разных поколений, разных профессий и разных судеб. Удивительный дар Владлена, его уникальная открытость людям, любовь к творчеству и преданность искусству поражали. Я за всю жизнь не видел человека так рыцарски служащего Театру! Именно рыцарски, и именно служащего. Вот уж действительно, кто любил искусство в себе, а не себя в искусстве. Я бы назвал его Дон-Кихотом Московского художественного театра. Так же порой, почти безумно бросался он в бой, чтобы защитить Память тех, кого преданно полюбил когда-то всем сердцем.

В.Давыдов и К.Лучко.
Фильм И.Пырьева «Кубанские казаки»

В.Давыдов и М.Анастасьева в нашей студии на Рождество

Выступление В.Давыдова на вернисаже нашей юбилейной выставки

И начался для нас акт второй этой пьесы, под названием – проект музея «Золотой Век Художественного Театра». Началось кропотливое исследование архивов, углубление в историю театра, биографии великих режиссеров и артистов, композиторов и художников. Погружение во весь этот громадный, великий мир ушедшей эпохи. Но это было не только тривиальное хождение в библиотеки, архивы и запасники. Тут нашим «сталкером» стал Владлен, он как опытный проводник повел нас по всем явным и тайным дорогам, тропинкам и закоулкам истории театра. А рассказчик он был потрясающий, живой, ироничный, слегка циничный, веселый. Я до сих пор жалею, что не было у нас диктофона. В этих рассказах всплывала вся жизнь знаменитого театра, его легенды, анекдоты, трагедии и комедии, интриги и драмы. И все это через взгляд необыкновенно любящий, острый, полемический.

Именно в это время, в 1993 году Владлен познакомил нас со своей супругой, Маргаритой Викторовной Анастасьевой. Легендарная выпускница первого курса Школы-студии МХАТа, получившая диплом под номером один, за подписью великого В.И.Качалова! Талантливейшая актриса, красавица, настоящая «Королева Марго», как называл ее Владлен. Внучка великого музыканта Ф. Блуменфельда, из дворянской, конечно репрессированной семьи, человек громадного диапазона и интеллекта, эрудиции и невероятного женского обаяния. Вдвоем это была, наверно, самая блистательная пара Художественного театра. Надо было видеть их, идущих по Камергерскому переулку! Будто из той, старой России, из времен давно ушедших, шли, рассекая будничную серую московскую тусовку, представители той самой, оболганной, проданной, забытой страны – России. Надо сказать, что многие наши встречи всегда подтверждали это первое впечатление необыкновенной гармонии, исходившей от их пары. Причем не скучной, вялой и дряблой, нет, наоборот. Это были огонь и вода, лед и пламя, постоянно пульсирующая энергия молодого чувства – почти всегда на грани эмоций, на грани чувств. А прожили они вместе более шестидесяти лет!

Два года упорного труда над проектом, вместившие сотни вариантов, бесконечные обсуждения и рождения макетов, почти моделей будущих экспозиций. Никогда раньше не работали мы так долго над одной темой. Но и результат оказался необычным, даже удивительным. Каждый новый зал решался нами как сцена, где переплетались театр, жизнь, эпоха. Все это соткалось в причудливый, иногда легко узнаваемый, иногда таинственный мир ушедшего времени. Мы любили задержаться поздним вечером и, оставшись одни, выключить свет в кабинете, подсветить макеты и как дети из «Синей птицы» путешествовать в этом прекрасном, сказочном мире. Особенно счастливым в эти вечера выглядел Владлен, для которого эти «прогулки» в прошлое были как воздух в удушливой атмосфере беспамятства тех лет.

Итак, наконец, после двух лет напряженного поиска художественного воплощения, мы наконец нашли ту форму, которая облекала задуманное в форму театральных макетов, дающих представление о замысле. Появились наши проекты, заняв весь потрясающий кабинет Владлена Семеновича в музее, начались обсуждения, сначала среди сотрудников музея, потом среди старейших мхатовцев. С кем только мы не увиделись во время этих импровизированных советов: О.Ефремов и В.Виленкин, С.Пилявская и И.Смоктуновский, О.Табаков и Е.Евстигнеев, В.Трошин и В.Виленкин и многие другие актеры, режиссеры, педагоги МХАТа. Проект вызывал всеобщее одобрение, даже восхищение, многие говорили об удивительном проникновении в столь разные эпохи и образы. Надо сказать, что к тому времени музей переехал после ремонта к себе, в исторические залы на Камергерском, и кабинет Владлена, по моему наблюдению, стал частью будущей экспозиции. Удивительная эта была обстановка, дух настоящего МХАТа витал в нем. Мы прошли с нашим проектом и Художественный совет МХАТа, и посещения трех министров культуры, сменяющих друг друга с калейдоскопической быстротой, и их говорливых замов, и других функционеров и чиновников. Все рассыпались в любезностях, говорили комплименты, обещали, обещали, обещали… Так, в обещаниях, переговорах, отсрочках летело время, а с ним таяла возможность осуществления этого уникального проекта. Становилось очевидным, что в том виде, который предполагался, проект уже не осуществим. Почему? Неужели память о таком явлении как великий драматический театр двадцатого века была недостойна создания настоящей экспозиции. Владлен Семенович бился за проект, звонил, писал в инстанции, доказывал, все бесполезно… Все тонуло в волоките и полном безразличии. Был ли в этом злой умысел, или проект не интересовал руководство по другим причинам, Бог знает. Сам Владлен считал, что такой музей будет укором современному театру, и это причина нежелания его осуществления. Возможно, это одна из причин. Но думается, что здесь корни лежат еще глубже. Наше общество на рубеже веков оказалось неготовым к другому масштабу охвата действительности, поиску истины в своей истории. Поэтому, мне кажется, столетие самого знаменитого своего драматического театра, создавшего целое направление в мировом сценическом искусстве, было проведено на уровне заурядного «корпоратива», с тривиальным банкетом, почему-то проведенным на легендарной сцене и в присутствии зрителей. Вся эта вакханалия напоминала знаменитые сцены еще одного великого мастера Художественного театра, Михаила Булгакова, из его гениального романа «Мастер и Маргарита». А вся столетняя история театра, будто бедная родственница, разместилась на временных стендах банальных выставок. Великая эпоха, гениальные спектакли, триумфы и провалы, поиски и великие открытия, все это так, между прочим, как антураж, для приличия. Затем, простояв полгода, их демонтировали и заняли залы музея под различные театральные проекты, совершенно забыв о завещании основателей театра, создававших этот музей, как свое завещание. Так умерла попытка создания уникальной экспозиции, соединяющей музей и театр. Целые поколения уже выросли без этого пласта отечественной культуры, забвению преданы живые истоки русского театра, пылятся в запасниках шедевры художников, уникальные костюмы и декорации, архивы и документы, кино- и фотохроника. Все это национальное богатство России, достояние немногочисленных архивистов и ученых. Московский художественный театр, в отличие от Ла Скала, Гранд Опера, и многих знаменитых сцен мира, живет без истории, без своего полноценного, уникального музея, без прошлого. Безумно жаль! Жаль, что так печально закончилась попытка создания живого моста между блестящим прошлым и современностью, что в культурной жизни России нет такого явления – театральный музей МХТа. Тот сиротливый маленький зал, где сегодня «пунктиром» обозначена история театра, даже подобием музея язык не поворачивается назвать. Задаешься невольным вопросом. Кто мы, если не ценим, не любим даже самое великое свое прошлое.

Да, проект не состоялся. Но наша дружба с Владленом и Марго (они попросили нас звать их так, на правах близких друзей), к счастью, продолжилась. Мы часто встречались то у нас в студии, то на многочисленных творческих и юбилейных встречах, в «Доме Кино», МХТе, музее К.С.Станиславского, «Доме Актера». Это были незабываемые встречи. Обаяние, громадный талант, неиссякаемая энергия наших друзей всегда поражали. Были за эти годы и победы, и поражения, и радости, и печали, и счастье, и горе. Все было…

Особенно хочется отметить замечательные автобиографические книги наших друзей. Сначала вышла в свет «Театр моей мечты» Владлена Давыдова, книга яркая, острая, полемичная. Как всегда, не боясь ничего и никого, Владлен с открытым забралом ринулся на откровенный, иногда нелицеприятный разговор о самом для него дорогом, о театре, о путях развития русского искусства, о своих товарищах и коллегах. В этой замечательной автобиографической повести, как живая, встает целая эпоха отечественной истории и культуры. Фигуры знаменитых артистов и режиссеров театра и кино: В.Качалова и А.Тарасовой, Л.Орловой и Г.Александрова, Б.Ливанова и А.Вертинского и многих других, жизнь театра после войны, в эпоху «оттепели» и «застоя», раздел МХАТ и О.Ефремов, все это мастерски, с неповторимой интонацией передано на страницах этой книги. А чуть позже Марго написала и издала «Век любви и Печали», удивительную своей неповторимой, тонкой и пронзительной интонацией повесть о судьбах русской интеллигенции в двадцатом веке.

М.Анастасьева

Книга В.Давыдова

Книга М.Анастасьевой

Памятник на Ваганьковском кладбище.
Авторы проекта: В.Вильчес-Ногерол, О.О.Кирюхина, А.В.Вильчес

Часто мы встречались на открытиях выполненных нами выставок и музеев: «Чайковский и Москва», « Сергей Прокофьев», «Шаляпин известный и неизвестный» и многих других. Удивительно, но всегда наши друзья оказывались в центре внимания, так как незримые нити связывали их творческие судьбы с героями этих презентаций или они знали детали жизни старой артистической Москвы, ускользавшие даже от историков.

Уже в последние годы Владлена, когда ему непросто давались публичные выступления, он ни разу не отказал нам в своей поддержке. Особенно ярко, незабываемо прозвучал исполненный им монолог от автора из романа «Воскресение» Льва Толстого на презентации нашей персональной юбилейной выставки в 2009 году. Это изумительное по мастерству и глубине исполнение гениального текста потрясло переполненный зал «Прокофьевского зала» музея им. М.И. Глинки, где проходила презентация нашей книги «Студия АРТ-Дизайн». И, конечно, большое место в этой книге заняла глава, посвященная проекту «Золотой век Художественного театра», а Владлен написал нам для вступительной части этого издания замечательные, добрые, мудрые слова напутствия. И ведь «напророчил» – через год нам выпало счастье выполнить экспозицию к столетнему юбилею литературного музея Льва Толстого на Пречистинке. К сожалению, состояние здоровья не позволило присутствовать нашему другу на этом торжестве, но по телефону он трогательно поздравил нас и рассказал много удивительного о великом Василии Качалове, своем старшем друге и наставнике, и его работе над текстом Л.Н. Толстого. Последний раз мы виделись на презентации выполненной нами экспозиции в усадьбе Федора Шаляпина, посвященной столетию ее приобретения великим певцом. Был прекрасный день цветущего мая, над садом усадьбы плыл туман из запахов сирени, скошенной травы, возрождающейся природы. Владлен и Марго сидели в тени каштанов, невероятно красивые, праздничные, совершенно «чеховские герои» из какой-то совсем другой, истинной, прекрасной России.

Не стало Владлена Давыдова… Ушел из театральной жизни России не только выдающейся артист театра и кино, ушел великий подвижник, летописец и историограф самого знаменитого в двадцатом веке русского театра.

Постскриптум

В 2008 году, усилиями Ирины Корчевниковой, директора музея МХАТа, в мемориальном доме-музее К.С.Станиславского открылась выставка «История МХАТ в макетах». Наш проект зажил новой, пусть и не той грандиозной, что задумывалась, но замечательной жизнью. Ведь в таком контексте, в родном доме, по-новому заиграли все краски былых великих спектаклей театра, давая зрителям уникальную возможность увидеть эту историю как бы в свете волшебного фонаря, того светильника веры, надежды и любви, что зажег в руках своих героев из спектакля – притчи «Синей птицы» Константин Сергеевич Станиславский, освещая им путь в прошлое и будущее, в Театр их Мечты. В Век Любви и Печали…

Макет зала «Классика и театр».
Музей МХАТ

Макет зала «Вишнёвый сад».
Музей МХАТ

Макет зала «Синяя птица».
Музей МХАТ

Макет зала «Царь Фёдор. Начало».
Музей МХАТ

Осенью 2013 года на Ваганьковском кладбище по нашему проекту был установлен памятник Владлену Давыдову. Мы стремились, чтобы памятник стал символом этой прекрасной жизни в великом театре, судьбы выдающегося русского артиста. Символика Московского художественного театра, и архитектурные формы, продолжающие традиции памятников К.С.Станиславского и А.П.Чехова, – образ созданного монумента. На стеле памятника выбиты имена В.С.Давыдова и М.В.Анастасьевой. Сначала нас шокировала эта просьба Марго. Позже мы поняли – они и здесь, вопреки смерти – вместе! Олицетворение последнего поколения Золотого века Московского художественного театра!

Ноябрь. 2013 год.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Театр»]
Дата обновления информации (Modify date): 03.12.14 22:39