Кшиштоф Занусси

«Иллюминация»
(О фильме)

Когда в варшавском кинотеатре «Культура» демонстрировался фильм Кшиштофа Занусси «Иллюминация» (уже в цифровой версии), который он снял 40 лет тому назад, в зале не было ни одного свободного места. Перед просмотром на сцене собрались члены съемочной группы во главе с режиссером. Все с удовольствием вспоминали те времена, когда работали вместе. К сожалению, уже нет в живых замечательного артиста Сташека Латалло – через год после премьеры фильма он трагически погиб во время экспедиции в Гималаях – но пришел его сын Марчин, который сегодня сам является режиссером.

40-летию выхода фильма режиссера К.Занусси «Иллюминация» (премьера фильма состоялась в ноябре 1973 года) был посвящен и один из ноябрьских вечеров в московском ЦДРИ. Вечер вела кинорежиссер Тамара Эльжбета Якжина, которой удалось в Варшаве задать несколько вопросов автору картины, сегодня всемирноизвестному кинорежиссеру Кшиштофу Занусси:

– Как появилась идея создания фильма?

– Я хотел попробовать сделать интеллектуальную биографию моего героя, то есть рассказать не о его жизни, а о его мыслях, чувствах, о его развитии и еще о том, как и я в то время искал правду, искал ответы на свои вопросы... Я и до сих пор их ищу – и правду, и ответы на те же самые вопросы...

– Как Вы сегодня воспринимаете эту картину?

– Знаете, мне было интересно, оказывается, что картина совсем не устарела, осталась на том же месте...

– Как тогда в начале 80-х складывались Ваши отношения с цензурой?

– Цензура, естественно, вмешивалась. Мне было предложено вырезать из фильма одну важную ситуацию. Конечно, фильм от этого не выиграл, потому что то, что мне предложили убрать, касалось и социального, и политическогго места моего героя в жизни – действие происходило в 1968 году, а это, как вы знаете, было время начала забостовок в Польше, и для меня было важным показать отношение героя моего фильма к этим событиям, но... Помню, что мы долго беседовали с секретарем политбюро на эту тему и в результате в фильме осталась лишь одна статичная фотография с изображением участников забастовки. Это вообще была первая в Польше картина, в которой затрагивались драматические судьбы и переживания поколения, на которое обрушились события 1968 года... Кстати, Ваш «Совэкспортфильм» эту картину не принял...

– Да? Разве Россия, вернее, Советский Союз не приобрел этот фильм?

– Нет.

– Но я видела этот фильм в Москве.

– Он был только на закрытых просмотрах. Он даже не был тогда переведен на русский язык и при демонстрации картину переводили синхронно.

– Фильм очень интересно сделан...

– Фильм снят на языке кино. Тогда это было естественным. Это сегодня кино сделало шаг назад, стало более массовым...

– Если не сказать примитивным...

– Вот именно... А в то время режиссеры выражались языком кино. Знаете, это ведь был фильм по теме абсолютно польский, и я думал, что с таким сюжетом на западные кинофестивали нам не пробиться. Но оказалось наоборот...

– Да, я знаю, что картина имела много наград, в том числе и за рубежом.

– Если бы Вы снимали этот фильм сегодня...

– Я бы не снимал этот фильм сегодня...

– Почему?

– Потому что сегодня фильмы часто снимают не для тех, кто их смотрит...

– А для тех, кто их принимает?

– Я в данном случае имею ввиду зрителей. Тогда, снимая картину, я рассчитывал на интеллектуальную публику, на тех зрителей, которые были авторитетами в культурной жизни или в науке. Именно они определяли уровень инспирации. И мне было их мнение о фильме было важным, интересным, нужным. А другие зрители должны были дорастать до этого уровня...

– И они, действительно, дорастали, по крайней мере, старались дорасти... А сегодня, к сожалению, даже известные режиссеры приспосабливаются к, мягко говоря, среднему уровню зрителей.

– Да, сегодня публика совсем другая. Это в основном подростки. И я считаю, что сегодня это является очень острой проблемой общества!

Кадр из фильма Кшиштофа Занусси «Иллюминация»


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Польша»]
Дата обновления информации (Modify date): 23.03.15 20:39