К итогам XI ММФК «Открытая Европа – Открытая Планета»

Лариса Зиноватная

«Отчий дом» Евгения Мартынова и Фестиваль «Открытая Европа - Открытая Планета»

«Радость или грусть нас ждут потом…
Но всему начало – отчий дом.
Там у колыбели матери нам пели
Песню любви…»

Кто из нас, граждан бывшего Советского Союза, не помнит этих трогательных строк поэта Андрея Дементьева из прекрасной песни Евгения Мартынова «Отчий дом»?! Эта песня с 1978 года звучит в эфире и на эстраде, в наших домах и, главное, в наших сердцах! Прошедший 2013 год стал юбилейным как для поэта (в июле 2013 г. он отметил своё 85-летие), так и для незабвенного певца и композитора – лауреата многих международных и всесоюзных фестивалей и конкурсов, лауреата премии Ленинского комсомола – Евгения Мартынова (ему в мае 2013 г. исполнилось бы 65).

Родившись в 1948 г. в простой семье ветеранов Великой Отечественной войны, Женя Мартынов впитал в душу и материнские волжские просторы («отчий дом» матери – город Камышин Сталинградской обл.), и отцовскую украинскую певучесть («отчий дом» отца – город Артёмовск в Донбассе). Будущий эстрадный кумир с раннего детства стал петь, играть на музыкальных инструментах. Его первым учителем был отец-фронтовик, самостоятельно научившийся играть на баяне и аккордеоне, мандолине и гитаре, духовых и ударных инструментах, а также на фортепиано. После окончания с отличием 8-летней школы, а затем Артёмовского музыкального училища и Донецкого музыкально-педагогического института Евгений приехал в столицу, – и она стала его третьим «отчим домом» после Камышина и Артёмовска. Тогда, в 1971 г., в творческом багаже талантливого донбасского музыканта были инструментальные произведения для фортепиано, кларнета, трубы и, конечно же, песни, вскоре ставшие популярными в СССР и далеко за его пределами.

В 1972 г. Евгений в качестве солиста-вокалиста был принят на работу в Российское гастрольно-концертное объединение «Росконцерт», а в 1973 г. – стал лауреатом Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске и Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине. В 1974 г. он становится лауреатом международного фестиваля «Мелодии друзей» и всесоюзных телефестивалей «С песней по жизни» и «Песня года». В это время широко зазвучали его песни: «Баллада о матери», «Я жду весну», «Если сердцем молод», «Берёзка», «Трубка мира», «Ты приносишь мне рассвет», «Соловьи поют, заливаются», «Твоя вина»… Причём зазвучали эти песни как в авторском исполнении, так и в исполнении звёзд советской эстрады: Майи Кристалинской, Иосифа Кобзона, Тамары Миансаровой, Вадима Мулермана, Аиды Ведищевой, Нины Бродской, молодых Льва Лещенко и Валентины Толкуновой, Рената Ибрагимова и Софии Ротару, а также очень популярных тогда ВИА «Самоцветы» и «Орэра». Последующие годы (1975-й, 1976-й и 1977-й) оказались для Евгения Мартынова поистине триумфальными: он и его песни становятся победителями престижных песенных конкурсов «Братиславская лира» (в Словакии), «Золотой Орфей» (в Болгарии), «Сопот» (в Польше), «Дечинский якорь» (в Чехии) и всесоюзных фестивалей «Песни года». Круг «мартыновских» исполнителей ещё более расширился – его пополнили Сергей Захаров, Ирина Понаровская, Яак Йоала, Людмила Сенчина, зарубежные звёзды Анна Герман, Карел Готт, Мими и Лили Ивановы, Миро Унгар, Мирела Дауэр, Ивица Шерфези, Мичел… Это были годы, когда повсюду зазвучали поистине «звёздные» песни «Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Алёнушка», «Я тебе весь мир подарю», «Чайки над водой», «Письмо отца», «Наш день»… Миллионными тиражами выходили пластинки-миньоны под названием «Евгений Мартынов поёт свои песни». Ни один песенный сборник не выходил без песни Мартынова под рубрикой «По вашим заявкам». Радио и телевидение как центральных, так и региональных органов вещания не могло обойтись без популярнейших песен «белокурого красавца», покорившего своим талантом всех, в том числе и зарубежных поклонников советской эстрады.

В 1978 г. композитор записывает на «Фирме МЕЛОДИЯ» свою первую большую пластинку-гигант, принесшую ему ещё больший успех в среде любителей песни и в профессиональных композиторских кругах. Вскоре издательство «Музыка» выпускает объёмный авторский сборник песен Е.Мартынова, что в те годы являлось неотъемлемой составляющей официального общественного признания автора и популяризации его творчества. В 1979 г. композитор удостоен звания лауреата премии Калининского обкома комсомола, а в 1980 г. – Московского обкома комсомола. Указанные комсомольские премии являлись очень престижными в советские годы, ибо иных молодёжных почётных званий не существовало и они, как правило, предшествовали самому высокому комсомольскому поощрению – званию лауреата премии Ленинского комсомола (конечно, если награждённый в дальнейшем оказывался достойным того). Евгению Мартынову такая премия была присуждена в «перестроечном» 1987 г.

А до премии Ленинского комсомола Евгений уже стал членом Союза композиторов СССР, причём вступил в него именно через песенную комиссию Московского отделения союза, что было крайне трудно. Стоит заметить, что членство в творческом союзе являлось тогда высшей формой профессионального признания авторов, а потому многие творческие деятели прибегали даже к различного рода хитростям, чтобы вступить в заветный союз. Например, вступали в союзы не через их столичные отделения и не через песенные комиссии (в данной отрасли это касалось также и поэтов), а через иные, переферийные, отделения и комиссии – и только потом «переезжали» на столичные песенные просторы. Но у Мартынова всё было, как полагалось по уставу: рекомендации ему дали народные артисты СССР Никита Богословский и Марк Фрадкин, и никто из коллег, включая высшего по должности Тихона Николаевича Хренникова, не был против приёма талантливого автора в союз. Да и как можно было быть «против», если творческая плодовитость композитора рождала всё новые и новые шедевры: «Начни сначала», «Натали», «У Есенина день рождения», «Скажи мне, вишня…», «Звучи, любовь!», «На качелях», «Мамины глаза», «Встреча друзей», «Заклятье», «Земля цветов», «Марш-воспоминание», «Белая сирень», «Эхо первой любви»…

Всё, казалось, у артиста сложилось как нельзя лучше: гастроли по всему миру, огромные тиражи дисков и нотных сборников, регулярное участие в популярных программах телевидения и радио, высокие авторские и исполнительские гонорары, а также – красивая жена, подрастающий сын, 4-комнатная квартира, автомобиль «Волга»… Но судьба, увы, во всё вносит коррективы. Так, в нашу историю, в размеренное течение жизни «отчего дома» и в конкретные человеческие судьбы неожиданно внесла коррективы «перестройка», поломавшая всё, что можно было поломать, и ничего при этом не построившая и даже не перестроившая. Евгений Мартынов очень тяжело переживал происходившие разрушительные процессы, ибо понимал, а вернее, сердцем чувствовал, что добром всё это «действо» для его любимого «Отчего Дома» не кончится.

Вот как писал композитор в 1990 г. о том времени и о своём отношении к нему в публицистических, довольно объёмных «записках-откровениях» для журнала «Пульс». (Кстати, раньше этот журнал издательства ЦК ВЛКСМ назывался «Комсомольская жизнь», и Е.Г.Мартынов был в его штате музыкальным редактором-консультантом).

«Перестройка в политике, перестройка в экономике, перестройка в обществе, перестройка в культуре… Вольно или невольно участвуя в перестроечных процессах, мы всё серьёзнее и трезвее глядим на их результаты, словно дегустируем их плоды: так ли они сладки, как предвкушалось, и вообще, те ли это плоды, которые взращивались… Слов и проектов в воздухе всё больше, а дел и реализаций в жизни – пока не так много, как хотелось бы. В прошлом многое наболело, а сегодня болит ещё сильнее. Старые ботинки, извините, жали, а новые – еле на ногу налезают. Растопчутся ли? Станут ли новые милее старых? И кто творцы этих новых ботинок, песен, стратегий, идеологий?..

Как хочется верить, что наш нынешний разлад – реальность объективная и закономерная, но временная и переходная: весенний ледоход и паводок, после которых река жизни войдёт в своё естественное русло, и её берега зазеленеют буйными травами и густой листвой, украсятся душистыми цветами и плодоносными деревьями! А люди, счастливые от воцарившейся гармонии и красоты, в ладном ансамбле друг с другом тоже запоют красивыми и стройными голосами красивые и чистые песни…

Душа мечтает, а разум – хочешь не хочешь – сомневается. Ибо, если верно марксистско-ленинское определение искусства как «зеркала жизни», то, посмотрев вокруг, ловишь себя на мысли: недалеко же мы ушли от послевоенной разрухи «донэповских» времён! И песни почти те же, и побирающиеся инвалиды – как в «революционных» кинофильмах, и шапка для сбора подаяния – словно сохранившаяся с тех времён, и всё такое же вокруг безразличие к судьбе «нищего музыканта» – как со стороны Советов, так и со стороны Комитетов.

Сейчас из-за множества трудностей, внезапно свалившихся на головы советских людей, из-за проблем самых разных, включая совершенно мелочные, ранее перед нами не стоявшие, как-то: дефицит мыла и сахара, (а также нотной бумаги), карточно-талонная система распродажи товаров, железнодорожный и воздушно-транспортный бум, – сейчас из-за всего этого интерес людей к серьёзному искусству заметно ослаб, и в эстраде усталые люди всё больше ищут временного забытья от житейских неурядиц, порой требуя только развлечений, увеселений и внешне эффектных зрелищ. Такая обстановка способствует восхождению фиктивных эстрадных «звёзд», дефективных рок-бунтарей и духовно бедных поп-идолов, которых в свою очередь искусственно раскручивают «акулы» нового бизнеса, интернационально именуемого «шоу», и преследуют при этом единственную, теперь даже не скрываемую цель – прибыль и только прибыль, любой ценой.

…Если же более конкретно и критически попытаться проанализировать современные процессы в эстрадном искусстве, сравнить сегодняшние и вчерашние «плюсы и минусы» в песенной культуре, то опять-таки однозначные выводы пока что делать трудно. В общем разбросе «разномнений» и симпатий–антипатий, бытующих в стане моих коллег, для меня смешна позиция тех, кто с пеной у рта утверждает, будто вода в наше время была мокрее, а огонь горячее. Глупа и позиция других, утверждающих, что «совок» канул в Лету как хлам и профанация – вместе со своей культурой. Истина же, как ей и положено, всегда находится посередине. Она есть центр всех крайностей и ось всех круговоротов. Ни в коей мере не противопоставляя себя обществу, а наоборот, чувствуя себя его неотъемлемой частицей, я полагаю, что нашему обществу (и человечеству в целом) не хватает прежде всего духовного богатства. Не открою новой истины, если скажу: человек богат добротой, а счастлив любовью. Этому учат и древние заповеди святых мудрецов, и трактаты философов, и классические произведения искусства. Однако многие концерты, призванные очищать и возвышать души, всё чаще превращаются, в лучшем случае, в дискотеки, а в худшем – в погромы после рок-фестивалей.

Эстрадные артисты нового поколения (или «новой волны», как теперь выражаются) всё реже ищут свой идеал в искусстве, всё реже пытаются создать имидж положительного героя в своём видении и понимании мира. Их творчество порой замыкается в кругу образов зла и насилия, глупости и вульгарности. Даже такие чисто профессиональные критерии и требования, как наличие голоса у певца или присутствие мелодии в песне, сейчас стали почти архаичными и вовсе необязательными…

…Анализируя все эти проблемы, я, как и все, наверное, пытаюсь найти какой-то выход (а то и компромисс), определить свою позицию в сегодняшнем мире как артист и человек, преодолеть желание отстраниться от непонимаемых процессов, иногда просто пугающих. Мне кажется, что ждать решения всех наших проблем сверху или со стороны безнадёжно: небесная манна – вот так, вдруг – на нас не посыплется. Благодаря гласности должно стать очевидным, что за всеми нами, нашим обществом и его руководителями слишком много уже осознанных и ещё не осознанных грехов, чтобы искупление пришло столь внезапно и безболезненно, как хотелось бы. Легко искать виновных вокруг, но трудно беспристрастно посмотреть со стороны на себя.

Пусть нам, деятелям культуры – и эстрады, в частности, – в это противоречивое, переломное время единственным судьёй и наставником в жизни и творчестве будет совесть – совесть неподкупная и бескомпромиссная. Потому что сейчас, возможно, лишь она одна способна удержать наше эстрадное искусство и песенное творчество от падения в бездну пошлости и продажности, «беспроблемности» и бездуховности»

Так писал Евгений Мартынов в августе 1990 г., поделившись наболевшими думами с читателями журнала. А месяц спустя Жени не стало. Печальная новость, как гром среди ясного неба, поразила буквально всех. Ибо совсем незадолго до того почитатели эстрады видели любимого артиста в очередном выпуске программы «Песня-90», где Евгений задорно исполнял шуточную песню на стихи Ильи Резника «Марьина роща». У него было немного таких вот шуточных и весёлых песен. И вдруг все теле- и радиоканалы, газеты и журналы сообщили: «На сорок втором году жизни… от сердечного приступа… у подъезда своего дома… скоропостижно…»

Всё, как поётся в песне на стихи Андрея Вознесенского «Начни сначала»:

Нам жить так мало.
Но песне не конец –
Начнёт сначала
Пускай другой певец!

И в песне на стихи Роберта Рождественского «Встреча друзей»:

Спелый хлеб закачается,
Жизнь, она не кончается,
Жизнь, она продолжается
Каждый раз.
Будут плыть в небе радуги,
Будет мир, будут праздники,
И шагнут внуки-правнуки
Дальше нас.

А внуки-правнуки, новые поколения артистов действительно шагают дальше, делая это звонко и талантливо, перенимая опыт мастеров и кумиров, в частности неподражаемого Евгения Мартынова – «лебедя советской эстрады», как часто именуют его почитатели. Ибо судьба песенного лебедя из баллады «Лебединая верность» тоже перекликается с судьбой её автора и исполнителя – Евгения Мартынова. Помните?..

Я хочу, чтоб жили лебеди!
И от белых стай
Мир добрее стал…

Как упоминалось вначале, 2013 год – юбилейный для авторов «Лебединой верности» – Андрея Дементьева и Евгения Мартынова. Но не только. Год стал юбилейным и для представителей нового поколения – участников Х Московского международного фестиваля детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа–Открытая Планета». Десятый раз талантливые представители разных стран собрались на свой ежегодный фестиваль в Москве. Конкурсанты (в возрасте от 5 до 25 лет) соревновались между собой в умении петь, играть, танцевать, рисовать… Высокому международному жюри в каждом новом году всё сложнее определять лауреатов и дипломантов в различных возрастных категориях и творческих номинациях, ибо добрая молва о фестивале разлетается по миру всё дальше и стремительней, а потому количество конкурсантов увеличивается, причём вместе с новыми номинациями. Замечательной традицией фестиваля является ежегодное учреждение специальных номинаций, посвящённых знаковым событиям истории и юбилейным датам жизни великих деятелей искусства. Потому в 2013 г. спецноминации фестиваля были посвящены юбилярам – М.А.Балакиреву (на лучшее исполнение его произведений), Е.А.Евтушенко и А.Д. Дементьеву (на лучшее чтение их стихотворений) и Е.Г.Мартынову, о котором мы ведём речь. Потому о последней номинации – подробнее. Она достойна того.

Её название – «Отчий дом». В ней молодые артисты соревновались на лучшее исполнение песен Е.Г.Мартынова. Представители Латвии, Казахстана, Белоруссии, Украины, различных регионов РФ – самые юные школьники и уже зрелые студенты вузов – самозабвенно пели о войне и мире, о любви и цветах, о лебедях и ласточках – о том, что является неотделимой составляющей нашего Отчего Дома, нашей великой истории, нашей немеркнущей веры в доброе. Традиционно номинации эстрадной песни привлекают самое большое внимание участников и публики: на конкурсы приходят послушать, поучиться, поболеть за кого-то, просто отдохнуть. Каждое выступление встречается бурными овациями и часто криками «браво». А для жюри на этот раз сложнее всего было выбрать лучших в непростой ситуации, когда «Балладу о матери» исполняли 4 конкурсанта, «Лебединую верность» – 3, и другие песни дублировались. Организаторы заранее готовы были к такому развитию событий и, узнавая о намерениях исполнителей, старались корректировать их репертуар, направляя за советом к президенту Московского культурного общества «Клуб Евгения Мартынова», заслуженному деятелю искусств РФ – Юрию Мартынову, брату Евгения. Он, как председатель жюри в данной номинации, предоставлял конкурсантам ноты и оркестровые фонограммы песен, заботясь о том, чтобы репертуар его прославленного брата был представлен как можно объёмнее и для слушателей интереснее.

Организаторы фестиваля решили превратить церемонию объявления итогов конкурса в номинации «Отчий дом» в отдельную акцию – с концертом лауреатов, дипломантов, членов жюри и гостей фестиваля, а главное, с розыгрышем среди конкурсантов независимого приза публики – «Приза зрительских симпатий». Эта акция состоялась в концертном зале Московского дома национальностей. Зал был полон, на видеоэкране пел сам Евгений Мартынов, выступали Ксения Георгиади (заслуженная артистка РФ, гость), Йозеф Ивашка (популярный австрийский певец, член жюри), Владимир Вовченко (заслуженный работник культуры РФ, член жюри), Сергей Кочемазов (лауреат международных конкурсов, гость). Торжественно объявлялись итоги конкурса, всем конкурсантам вручались дипломы, призы, награды, а также памятные подарки от «Клуба Евгения Мартынова» – книги, ноты, компакт-диски СD и DVD. Были присуждены и специальные дипломы – от Секретариата Союза композиторов, от Государственной Думы… В общем никто не остался обделённым. А главное, были розданы и анкеты для голосования, определены добровольцы из публики и наблюдатели из устроителей конкурса для подсчёта голосов интрига сохранялась на протяжении всего вечера.

Тут важно упомянуть ещё об одном нюансе. Как всегда случается, в самом начале мероприятия должно произойти что-то непредвиденное. И это произошло: неожиданно заболела сценическая ведущая мероприятия – и устроителям пришлось менять сценарий за 5 минут до начала и по ходу действия. Решено было, что ведущей станет исполнительница, завоевавшая «Гран-при» в этой номинации – Кристина Земцова. Она была наиболее опытной конкурсанткой, лауреатом многих российских и международных конкурсов, в том числе и «Открытой Европы» в прошлые годы, имела опыт ведения своих сольных концертов на родине – в Тамбове, где с раннего возраста выступает с оркестром народных инструментов. Плюс ко всему, ей очень хотелось и спеть, побороться за «Приз зрительских симпатий». Как упоминалось выше, 4 конкурсанта исполняли песню «Баллада о матери» – Кристина одна из них. Но и лауреат I премии Саалла Хизриева из Грозного тоже исполняла эту песню и тоже очень хорошо. За день до того жюри отдало предпочтение Кристине только потому, что она для данной песни по-женски взрослее, сценически профессиональнее и по образу убедительнее. Но в одном концерте в Доме национальностей нельзя было утомлять публику повторяющимися песнями. И Кристина согласилась уступить «Балладу» Саалле и спеть другую песню (благо, её репертуар обширен). Она решила исполнить песню Юрия Мартынова на ту же горькую тему материнского ожидания сына с войны. Это песня «На горе, на горушке…», ставшая известной благодаря замечательному артисту Михаилу Евдокимову (она неизменно звучит на концертах его памяти).

Стоит отметить, что очень хорошо в тот день выступили лауреаты II и III премии, соответственно Максим Сотников (с «Чайками над водой») и Гульнара Мамедова (с «Лебединой верностью»). Гораздо ярче, чем до того, выступили дипломанты – рижанка, петербуржец, дуэт одесситок. Впечатлили «земляки Мартынова» – Варвара Варич (из Камышина, где композитор родился) и Герман Соковиков (из Артёмовска, где Евгений вырос). Варвара участвовала в «Открытой Планете» и в конкурсе чтецов, где стала лауреатом. Она и другие представители данной номинации выступили в Доме национальностей, что заметно обогатило акцию. Публика со слезами восприняла прочитанное Варварой стихотворение камышинской поэтессы Людмилы Якимовой «Стала песня судьбой», посвящённое покойной маме Евгения Мартынова, Нине Трофимовне – фронтовой медсестре, почётному донору. Вот это стихотворение.

Город с низкими крышами,
Дремлет в бухте камыш…
Здесь, в цветущем Камышине,
Ты родился, малыш.
Здесь светло отражается
В Волге солнца зигзаг.
Жизнь, сынок, продолжается –
Сделай первый свой шаг!
Степь полюбишь донецкую,
Мир больших городов.
Душу чистую, детскую
Ты к полёту готовь.
Радость вспыхнула маково,
Стала песня судьбой.
Я молилась и плакала,
Я гордилась тобой.
Над рутиной и серостью
Ветер песню качал.
С лебединою верностью
Ты любовь повенчал.
А сирень белой сказкою
Всё цветёт по весне.
Почему ты, мой ласковый,
Вдруг запел о войне?
Взрывы в памяти ожили.
Бой! И ты в том бою!..
Потому так тревожили
Песни душу мою.
Ты хотел, чтобы помнили
Тех солдат имена.
Ты хотел, чтобы поняли:
Жизнь всего лишь одна.
И тебе жить бы, гордому,
Без беды и врагов!..
Но по зябкому городу
Звук последних шагов…
Жизнь твоя продолжается
Чудом песенных строк.
«Жизнь – она не кончается».
Это правда, сынок!

Члены жюри в этот вечер тоже волновались, ибо им предстояла «проверка на прочность» своих решений в соответствии с итогами зрительского голосования. Но жюри волновалось зря: подсчёт голосов показал абсолютно тот же расклад мест, который определило жюри накануне. Мало того, Кристина Земцова опередила Сааллу Хизриеву всего на 1 голос! И очаровательная ведущая снова показала себя с неожиданной стороны, покорив тем самым всех: она объявила, что уступает «Приз зрительских симпатий» более молодой конкурсантке, чьё исполнение ей самой очень понравилось.

Зал рукоплескал. Саалла и её мама были до слёз счастливы. Приз из литого стекла, в виде двух голубых крыльев, с выгравированной надписью был вручён Саалле Хизриевой. Как полагается, она ещё раз исполнила «Балладу о матери» и на «бис» русскую народную песню «a cappella». А Кристина завершила концерт исполнением песни Ю.Мартынова на стихи Ю.Разумовского «Навеки с Россией», что пришлось как нельзя кстати. Спонтанно сложившаяся форма мероприятия оказалась гораздо естественней, живее и гармоничней, чем планировалось по сценарию. Это отрадно, потому что творческое начало и хорошая импровизация должны присутствовать всегда.

Победительницы обнимались и позировали теле- и фотокамерам, давали интервью журналистам. Конкурсанты, члены жюри и гости фестиваля тоже фотографировались, давали интервью, обменивались визитками, автографами. Общение плавно перешло за праздничный стол, где все делились впечатлениями, вспоминали Евгения Мартынова и, конечно же, снова пели песни, хотя в тот день фестиваль не заканчивался. Завтра предстоял общий гала-концерт Фестиваля в большом концертном зале гостиницы «Космос», где должны были выступить обладатели «Гран-при» всех номинаций и возрастных категорий, в том числе и Кристина Земцова. Поэтому организаторы и победители готовились к самому ответственному своему мероприятию, сценарий которого только сочинялся, а репетиция должна была начаться с раннего утра. Ибо соединить в единое целое танцевальные коллективы, хоры, инструментальные ансамбли и солистов (из разных концов планеты, никогда не встречавшихся друг с другом) – это задача «архисложная».

Но сейчас всё это уже в воспоминаниях и впечатлениях, причём самых светлых.

И ещё одна, немаловажная деталь. Обсуждая итоги конкурса в номинации «Отчий дом», устроители решили тоже проявить творческо-импровизационное начало. Решено было поощрить «Призом зрительских симпатий» обеих девушек-победительниц, чтобы в их жизни и памяти фестиваль запечатлелся наиболее «радужно» – в виде стеклянного приза с голубыми крыльями их детской мечты, рвущейся в небо. На следующем концертном мероприятии, в котором принимал участие «Клуб Евгения Мартынова» и выступали лауреаты фестиваля, Кристине Земцовой были вручены такие же «голубые крылья», как те, что она уступила Саалле, отдавшись доброму порыву сердца. Пусть лкчше призов будет больше, чем меньше. Согласитесь. Тем более что публика, в нашем случае, именно так это и определила: в некоторых анкетах были отмечены две фамилии девочек, а не одна, как требовалось.

Когда писалась эта статья, в Москву из Македонии позвонила мама Сааллы Хизриевой и с радостью сообщила, что наша героиня победила в очередном международном конкурсе – и за то огромное спасибо «Балладе о матери» и Евгению Мартынову!

Годы идут – и малое исчезает за горизонтом, а большое видится всё более величественным. Недавно к поклонникам Е.Г.Мартынова пришли вести из родных для него городов. В Камышине заложена Аллея Евгения Мартынова. «Аллея Любви и Верности» – так её уже называют горожане. А в Артёмовске городская сессия народных депутатов приняла решение назвать Городской центр культуры и досуга, ранее именовавшийся Дворцом культуры имени Ленина, Дворцом культуры имени Евгения Мартынова!

Вот вам и «скоропостижно… от сердечного приступа… в 42 года…»

Кто сказал, что старятся песни?
Кто сказал, что сердце не в счёт?
Кто сказал, что с юностью вместе
Всё пройдёт, всё пройдёт?!

(Из песни на стихи Т.Коршиловой «Этот май»)


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «МАСК»]
Дата обновления информации (Modify date): 10.04.2015 19:51