Технология образования

Анатолий Лиферов

Дистанционное образование как фактор формирования единого мирового образовательного пространства*

lif-obl.jpg (26688 bytes)

* Статья публикуется с некоторыми сокращениями.

Рязань, Издательство Рязанского государственного педагогического университета им. С.А.Есенина, 1996

На современном этапе, с точки зрения международной интеграции в образовании, наибольший интерес вызывает развитие дистанционного обучения. Использование этого типа обучения обеспечивает невиданную гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей, свободу выбора дисциплин, возможность общения с выдающимися представителями науки, образования и культуры. В сущности, долговременную цель дистанционного обучения можно определить как способ «сделать возможным для каждого учащегося в любом месте изучить программу любого колледжа или университета.1 Это предполагает переход от ограниченной концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределить знания посредством обмена образовательными ресурсами. Глобальное распространение коммуникационных каналов может обеспечить выполнение этой задачи.»2 Реализация этой, по-настоящему революционной цели, обеспечивается богатейшим набором информационных технологий, на которые опирается дистанционное образование: учебники и другие печатные издания, передача изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям, кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону и др.

1 Для России с ее резкой неравномерностью в освоении территории эта особенность дистанционною образования весьма актуальна. В нашей стране около 170 больших городов сосредоточивают 68 % городского и почти 50 % всего населения. Они отчетливо выделяют основную полосу расселения и важнейшие звенья ее территориально-экономического развития — столичные районы (Московский, Санкт-Петербургский), основные экономические оси (вдоль Волги, Урала, Транссиба), морские побережья и т.п. На другом полюсе — «слабоорганизованные пространства», составляющие 9/10 всей территории России, где средняя плотность населения составляет лишь около 3 человек/км2, с редкой сетью коммуникаций (см.: Пивоваров Ю.Л. Мировая урбанизация и Россия на пороге XXI века // Общественные науки и современность (ОНС). 1996. №3. С. 18).

2 Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России. Бюллетень Ассоциации российских вузов. Спец. выпуск. 1995. Июнь. С. 9.

Не касаясь далее всех деталей технического и методического обеспечения этого нового направления в мировом образовании, скажем только, что оно объективно создает дополнительные условия для развития в нем интеграционных процессов. Прежде всего важно, что дистанционное образование, в силу своих особых технических возможностей, позволяет как бы «сгладить» существующую резкую неравномерность в уровнях развития инфраструктуры образования в отдельных регионах мира, препятствующую их активному взаимодействию. Оно способно, в известной мере, снизить «тормозящий эффект» в формировании единого мирового образовательного пространства таких негативных факторов, как общая социально-экономическая отс-талость отдельных стран и целых регионов. В силу высокой степени охвата и дальнодействия дистанционное об-разование создает возможности для значительного снижения зависи-мости качества образования от наличия достаточного количества квалифицированных педагогических кадров в той или иной части мира. С глобальной точки зрения, дистанционное образование позволит как бы «перешагнуть» через многие сегодняшние трудности и проблемы мирового образования, создавая новый, более эффективный фон для его постепенного превращения в цельную и взаимосвязанную систему. При этом нет оснований считать, что дистанционное обучение, «перешагивая» через некоторые проблемы и трудности современного об-разования, тем самым как бы способствует их консервации. Напротив, оно объективно работает на консолидацию усилий мирового сообщества, направленных на их ликвидацию. Именно дистанционное обучение способно ныне предоставить образовательные услуги, адекватные практически любому уровню запросов. Именно оно может рассматриваться как реальная основа для вхождения в общество непрерывного образования, ликвидации всех видов неграмотности. Нельзя не обратить внимания и на ряд других особенностей дистанционного образования, прямо или косвенно работающих на рост интеграционных тенденций в мировом образовании, в том числе такие, как: — общая активизация международного сотрудничества в сфере образования и вовлечение в него практически любых частей планеты; — опора на единые организационные формы и технологии; — тенденция к развитию единых интернациональных образовательных структур, использующих такие организационные формы и технолотии; — содействие формированию новых «мостов» интеграции в мировом образовании посредством растущего взаимодействия глобальных, региональных и локальных средств дистанционного обучения; — содействие преодолению элементов несовместимости отдельных частей мирового образовательного пространства; — создание условий для качественно новой академической мобильности студентов и учащихся всех ступеней образования путем предоставления широких возможностей для смены образовательных программ, перехода из одного учебного заведения в другое, одновременного обучения в нескольких учебных заведениях разных стран. На пути реализации интернациональных проектов дистанционного обучения возможно возникновение проблем экономического, органи-зационного, научно-методического, технического, социо-культурного порядка. Наиболее сложная — экономическая. Развертывание локальных, а тем более глобальных проектов этого типа обучения требует крупных объемов первоначальных финансовых вложений. Эти объемы могут существенно варьировать в зависимости от выбора технических средств, комплексности проработки проекта, предметной области и контингента охвата. В общем объеме расходов на внедрение проектов большую долю занимают расходы по разработке курсов дистанционного обучения (КДО). Например, в отечественных условиях разработка, тиражирование и сопровождение только одного КДО требует первоначальных вложений в объеме от 20 до 150 тысяч долларов. В США, при комплексной проработке и достаточно большом контингенте охвата, стоимость такого курса приближается к 1 млн долларов.3

3 Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России. Бюллетень Ассоциации российских вузов. Спец.выпуск. 1995. Июнь. С. 18.

Комплексное внедрение дистанционного обучения в систему непрерывного образования потребует разработки нескольких тысяч таких курсов. Только для того чтобы этим видом обучения обеспечить систему базового высшего образования (на уровне бакалавра) потребуется не менее тысячи КДО. Для обеспечения подготовки по третьей ступени высшего образования (дипломированные специалисты и магистры) это число необходимо увеличить в несколько раз. Таким образом, без учета всех других потребностей, связанных с созданием телекоммуникационных сетей, только формирование минимально необходимого стартового фонда КДО, числом около 100, потребуется несколько миллионов долларов.4

4 Там же.

Несомненно, что крупных затрат потребует и развертывание технической базы дистанционного обучения. Однако, здесь возможны варианты частичной и поэтапной реализации с использованием соответствующих методик. Ведущие российские специалисты в этой области А. Тихонов и А. Иванников предлагают три этапа внедрения дистанционного обучения и соответствующие им три набора информационных технологий, требующих для создания различных по объемам затрат.5

5 См.; Тихонов А.Н., Иванников А.Д. Технологии дистанционного обучения в России. // Высшее образование в России 1994. № 3. С. 8

Первый уровень и первый набор с технической стороны может опираться на такие уже довольно широко распространенные средства телекоммуникации, как электронная почта. Предоставление основного материала здесь обеспечивается печатными материалами, видео-кассетами, мейлсерверами. Интерактивное взаимодействие обучающего и обучаемого осуществляется посредством электронной почты, телеконференций по электронной почте. Подобный набор средств обучения доступен и возможен уже сегодня, он используется для развития дистанционного образования в подавляющем большинстве стран мира. Второй уровень и второй набор, опираясь в том числе и на те же традиционные средства (печатные материалы, видеокассеты), требует для своего развития существенной активизации взаимодействия обучающего и обучаемого, а значит и дополнительных технологий в виде электронных учебников и библиотек, баз данных, доступных в оперативном режиме, и др. Этот набор средств существенно дороже и для России, например, вряд ли он будет широко доступен до окончания XX века. И, наконец, третий уровень развития и третий набор средств, открывающий максимальные возможности для обучения. Интерактивное взаимодействие обеспечивается видео или звуковой обратной связью при видеотрансляции лекций, видеоконференциями, телеконференциями по электронной почте или в оперативном режиме. Техническая база обучения на этом уровне должна быть дополнена спутниковыми видеоцентрами, оптиковолоконными глобальными сетями. Это самый дорогой проект дистанционного обучения и, безусловно, самый эффективный. Оценивая экономические проблемы развития дистанционного обучения, надо иметь в виду, что частичная материально-техническая база для этого уже существует, например, в виде глобальных электронных сетей и других элементов современной «инфосферы». Кроме того, стоимость используемых в процессе его информационных технологий стабильно снижается. Внедрение проектов любого уровня может осуществляться поэтапно, что не потребует одномоментного вложения крупных финансовых ресурсов. Важно также и то, что реализация международных образовательных программ (например, в области современных технологий, менеджмента и т.п.) будет представлять интерес для крупнейших транснациональных корпораций как потенциальных заказчиков и вполне возможно предположить их достаточно активное участие в финансировании работ. Свои интересы и меру участия в подобных проектах может проявлять и армия. Ныне основные элементы будущей мировой системы электронного высшего образования сосредоточены в США и Западной Европе. На североамериканском континенте начало дистанционному обучению было положено в 60-е годы, когда ряд американских инженерных колледжей начали использовать телевидение для обеспечения переподготовки работников местных корпораций. Нам представляется, что в тесной связи вузов с крупными промышленными объединениями и лежит путь формирования будущей материальной базы дистанционного обучения. За рубежом уже сегодня дистанционные образовательные программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме.6

6 Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России. Бюллетень Ассоциации российских вузов. Спец. выпуск. 1995. Июнь. С. 10

В 1984 году в США появился первый вуз, комплексно реализующий программы дистанционного обучения — Национальный Технологический университет (National Technological University, NTU), превратившийся к 1991 году в консорциум из 40 университетских инженерных школ. В начале 90-х уже более 1100 студентов изучали дистанционным методом программы NTU на инженерную степень. За тридцать лет дистанционное обучение в США приобрело значительные масштабы. По программам дистанционного метода по всей территории страны ныне обучается более 1 млн студентов. Гибкость и мобильность этой формы обучения такова, что один только NTU в настоящее время способен предоставить инженерных магистерских программ больше, чем любая другая организация США. Прием учебных курсов осуществляется как через системы общественного телевидения (Public Broadcasting System, PBS-TV), так и с использованием ряда внутренних спутниковых образовательных систем. Такие образовательные услуги через собственные внутренние системы, в частности, предоставляют корпорация IBM (это один из крупнейших элементов системы дистанционното обучения в США), корпорации, сотрудничающие с NTU, а также такие известные про-мышленные гиганты, как Jeneral Motors, J.C. Penny, Ford, Walmart и Federal Express. Одним из крупнейших потребителей образовательных услуг по дистанционной форме и одновременно важным фактором его дальнейшего развития выступает армия США. При этом созданы возможности обучения военнослужащих, проходящих службу за пределами страны. Даже в период войны в Персидском заливе (1990—1991 гг.) свыше 4000 американских солдат изучали курсы, передаваемые Anneberg Corporation в рамках проекта PBS—TV, и около 70% успешно их освоили. Американский Открытый университет Нью-Иоркской Технологической Школы уже ряд лет осуществляет дистанционным методом руководство обучением моряков США, находящихся в длительном плавании. Развитие дистанционного обучения в Европе началось примерно на десять лет позднее, чем в США, и связано, в основном, с деятельностью так называемых «открытых» университетов, получающих фи-нансовую поддержку правительств своих стран. Эти университеты предоставляют многочисленные курсы с использованием телевизионного и радиовещания, а также компьютерных технологий. Ныне прак-тически в каждой европейской стране действуют системы дистанционного обучения, многие из которых связаны между собой. В целом европейскими системами дистанционного обучения охвачено свыше 30 стран, включая развивающиеся государства.7

7 Концепция... С. 10.

К настоящему времени в Европе сложились несколько крупных очагов развития дистанционного обучения. Так, в Великобритании уже свыше 50% программ на степень магистра реализуется с использованием дистанционных методов. Открытый Университет Великобритании стал признанным европейским лидером в разработке и применении дистанционного обучения. Программы высшего образования этого университета в 1995 г. изучали более 210 тыс. студентов в 21 стране мира. Кроме того, только в Открытой Школе Бизнеса университета с 1983 г. прошли переподготовку работники 4 тыс. ведущих европейских и транснациональных фирм. В Испании эта форма обучения активно развивается Национальным Университетом Дистанционного образования (Universidad National de Education a Distancia, UNED). Он объединяет около 60 учебных центров, действующих как в самой Испании, так и за рубежом (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж). Студенты этого университета имеют также возможность изучать программы вузов Нью-Йорка и Рима. Развитием систем дистанционного обучения, не использующих принцип обратной связи, известен Национальный Центр Дистанционного обучения (Centre National D’enseignement a Distance, CEND) Франции. Ныне центр обеспечивает обучение по 2500 различным учебным курсам свыше 350 тыс. пользователей в 120 странах мира.8

8 Там же. С. 10.

Использование компьютерной сети и спутниковой связи позволяет ставить и решать задачи развития нетрадиционного образования в масштабах целых континентов. Такую задачу, в частности, будет решать создаваемая Европейская Обучающая Сеть (European Training Network) на принципах интерактивного обучения. Концепция этой сети предполагает «развитие пяти внутренне взаимосвязанных учебных сред, а именно: среды обучения, среды преподавания, среды производства учебных материалов, информационного ресурса, центра компьютерных услуг.»9 Этот проект может стать основой создания в будущем единой Европейской обучающей среды.10

9 Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий, Методологические аспекты. М., 1995. С. 166.

10 Мерфи П.Д., Никсон М. Взгляд в будущее: профессиональное образование в XXI столетии // Высшее образование в Европе. Т. XVIII. 1993. № 4. С. 129.

Вышеприведенные примеры рассчитаны в основном на обучение массовой аудитории. Однако, в последнее время все большее значение приобретают адресные циклы лекций и других типов учебных занятий, позволяющих обучающимся по окончании курса сдать экзамены и получить соответствующий диплом или сертификат. Примером такого рода деятельности с использованием дистационных методов может служить шведский Балтийский Университет (The Baltic University). Он объединяет в этом направлении усилия более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона. Европейский Совет считает развитие нетрадиционных форм обучения чрезвычайно перспективным направлением и активно этому способствует. С его помощью разработан и реализуется ряд межгосударственных проектов. Так, проект ЭВРИКА (Европейское агентство по координации исследований) посвящен разработкам в области новых технологий, в том числе информационных. Разработка новых идей в этой области, их маркетинг — основная задача проекта ЭСПРИТ (Европейская стратегическая программа исследований и области информационной технологии). Помимо непосредственно образовательных, проекты должны способствовать решению и ряда социально-экономических задач, в частности, предотвращение утечки умов из региона, ослабление научно-технической зависимости и др. Программа КОМЕТТ (Программа действий Сообщества в области педагогических технологий) призвана обеспечить координацию европейских государств с целью совершенствования обучения на основе использования новейших технологий, в том числе в тех странах и регионах, где по-прежнему слаба соответствующая база. Одна из самых важных черт дистанционного обучения — способность в кратчайшие сроки вовлекать в современный образовательный процесс жителей отдаленных территорий, ранее лишенных или существенно ограниченных в таких возможностях. В этом отношении примечательна деятельность по развитию непрерывного образования университета Виктория в Британской Колумбии (Канада). Население этой провинции живет, в основном, в маленьких общинах, разбросанных по труднодоступному западному побережью страны. Отдаленность, отсутствие развитой сети коммуникаций ограничивали возможности получения качественного образования жителями этой обширной части Канады. Ситуация изменилась в конце 70-х годов, когда университет Виктория приступил к эксперименту «Гермес», суть которого состояла в использовании искусственного спутника для трансляции учебных программ, подготовленных созданным Институтом открытого обучения. С момента начала его деятельности десятки тысяч жителей Британской Колумбии повысили уровень своего образования. Как отмечают канадские специалисты,10 экспериментальная программа «Гермес», в сущности, создала в стране необходимые условия для проведения фундаментальной реформы непрерывного профессионального образования.

США и Западная Европа — хотя и крупнейшие, но не единственные элементы формирующейся системы дистанционного обучения. С помощью спутникового телевидения эта форма обучения получает распространение и в развивающихся странах. Например, международная организация INTELSAT, основанная в 1971 году, через свои 15 спутников позволяет транслировать обучающие программы практически на весь мир. Первой страной развивающегося мира, создавшей национальную спутниковую сеть для системы образования, стала Индонезия. Теперь эта сеть охватывает 11 университетов страны, расположенных на различных островах.11

11 Тихонов А.Н., Иванников А.Д. Технологии дистанционною обучения в России // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 5.

В целом в мире в последние 20-25 лет численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Эту тенденцию подтверждает и рост числа вузов, ведущих подготовку по таким технолотиям. Если за 1960—1970 годы их было создано 70, то уже за следующее десятилетие — 187.12

12 Концепция ... С. 8.

Созданы и функционируют специализированные глобальные системы дистанционного обучения — «Глобальный лекционный зал», «Универ-ситет мира», «Международный электронный университет» и другие, обеспечивающие возможность общения, дискуссий, обмена информацией в оперативном режиме. В Северной Америке, Европе, Японии существуют мощные национальные информационные центры, работающие на дистанционные методы обучения.

Развитию и распространению дистанционного обучения в мире способствуют и соответствующие ассоциации, подобные European Association of Distans Teaching Universities, Association European Cooperpondens Sopools, а также ряд зарубежных вузов аналогичного профиля, в числе которых, кроме уже упоминавшихся, можно отметить Open University UK, European Distance Education Network и другие. Несмотря на трудности переходного периода, в российской высшей школе сформировались определенные технические, методические и кадровые предпосылки развития дистанционного обучения. С 1995 года в стране разрабатывается федеральная программа развития этого вида образования.13

13 Российская высшая школа сегодня, в том числе и благодаря развитию дистанционного образования, поддерживает международные образовательные связи со 126 странами мира. Вузы России активно участвуют в реализации многих крупных проектов, поддерживаемых ЮНЕСКО и ЮНИДО и содействующих интеграции национальных систем дистанционного образования. Наша страна выступила инициатором глобальной международной программы «Открытая образвательная система ХХI века». Не случайно Россия была избрана местом проведения II Междуиародного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» (июль 1996 г.).

К настоящему времени более чем в 70 вузах России действуют 150 региональных центров новых информационных технологий. Развивающаяся система телекоммуникаций российской высшей школы опирается на использование коммерческой системы RELCOM в виде ее логичес-кой подсети RELARN, системы UNICOR/FREENET, сети RUNNET. В Подмосковье, на пункте космической связи ОКБ МЭИ «Медвежьи озера» пущена первая очередь телепорта Госкомвуза России, работающего через спутник «Горизонт». Телепорт обеспечивает обмен данными с Европейскими сетями, а также с локальными сетями на всей территории страны, в государствах СНГ и Центральной Азии. В орбиту этой системы уже сегодня изъявили желание войти Австралия, Греция, Египет, Индия, Италия, Канада, Китай, Корея, Япония и другие страны. В рамках ТАСИС в 1994 г. России была оказана помощь в дальнейшем развитии системы телепортов в Москве и Санкт-Петербурге (около 1,5 млн экю), а также в создании учебного центра телесвязи на базе Московского и Санкт-Петербургского университетов (около 700 тыс экю). Кроме того, около 1,5 млн. экю было выделено межгосударственной совместной корпорации «Вымпел» для модернизации методов создания, эксплуатации и менеджмента крупных систем телесвязи. В числе других проектов, финансируемых ЕС по программе ТАСИС, можно выделить исследование развития рынка ин-формационных услуг в России (стоимость около 300 тыс. экю), ноу-хау для операторов мобильных сетей связи в сельских районах (500 тыс. экю) и др. Существующие технические возможности позволили в начале 90-х годов развернуть в России деятельность Международного Центра Дистанционного обучения «ЛИНК», ставшего российским партнером Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании и получившего эксклюзивное право на проведение в странах Содружества обучения с использованием учебно-методических материалов, подготовленных британскими специалистами. Ныне «ЛИНК» — самая крупная в России школа бизнеса, в которой через сеть региональных центров (около 80) ежегодно получают подготовку свыше 7 тыс. менеджеров.14

14 По некоторым данным (Меськов В., Манушин Э. На пути интеграции (к итогам II Международною конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика») // Высшее образование в России. 1996. № 4. С. 6) потенциальный спрос на услуги дистанционного образования в России оценивается как соизмеримый с потребностями образования по дневной форме — 1,5 млн учащихся в год. Помимо этого, по сведениям Федеральной службы занятости, около 2 млн чел. в год хотели бы использовать эту форму обучения для переквалификации. К числу крупных потенциальных потребителей дистанционного образования следует отнести 25 млн русскоязычного населения ближнего зару-бежья, а также лиц, для которых русский язык является вторым основным языком.

Целям дальнейшего расширения интеграции средств дистанционного образования высшей школы России в мировую систему дистанционного образования служат принятые в 1996 г. Госкомвузом решения о создании Центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования, а также о развертывании научной программы «Содействие», имеющей основной задачей разработку и внедрение в регионах России международной образовательной инфраструктуры. (...)


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Образование"]
Дата обновления информации (Modify date): 15.12.04 16:08