Страницы истории

Владимир Касаткин

Плененная песней

С конца прошлого века и до начала второй мировой войны в музыкальных кругах многих стран было широко известно имя выдающейся русской камерной певицы Марии Алексеевны Олениной-д’Альгейм (1869—1970).

Она пела в первопрестольной и в северной столицах, в провинциальных городах России и в европейских столицах.

Талант певицы высоко ценили и воздавали должное ее темпераменту и артистизму М.Балакирев и Ц.Кюи, Л.Толстой и А.Блок, К.Сен-Санс и Ж.Массне, К.Де-бюсси и Э.Золя.

Родословная легендарной певицы столь же интересна и незаурядна, как ее жизнь и творческая судьба. Она происходила из древнего и знатного рода Олениных. Прадед Алексей Николаевич Оленин (1763—1843) — крупный сановник и меценат пушкинского времени, директор Петербургской Публичной библиотеки и президент Императорской Академии художеств, академик трех русских академий. Дед Петр Алексеевич был участником Бородинского сражения, генерал-майор, талантливый художник-любитель. Двоюродная бабушка Анна Оленина была фрейлиной двора, пленившей золотыми локонами и миниатюрными ножками пылкое воображение молодого А.С.Пушкина. Ей он предложил свою руку и сердце, ей посвятил свой знаменитый лирический «оленинский» цикл стихов: «Ты и вы», «Ее глаза», «Предчувствие», «Город пышный», «Не пой, красавица, при мне...», «Я вас любил...».

Отец певицы Алексей Петрович, старший сын генерала, владел обширными имениями в Рязанской и Тверской губерниях. Одно время он был директором московского Строгановского художественного училища и, как многие Оленины, недурно рисовал. Мать Варвара Александровна — из рода Бакуниных, была младшей дочерью лицейского друга Пушкина А.П Бакунина, а известный теоретик анархизма М.А.Бакунин доводился ей двоюродным дядей.

Мария была младшим ребенком в семье. Старший брат Петр Алексеевич (полный тезка деда-генерала) стал впоследствии известным писателем, актером, режиссером под именем Оленин-Волгарь. Второй брат Александр Алексеевич был известен как талантливый композитор, блестящий пианист, собиратель музыкального фольклора, заслуженный деятель искусств РСФСР. Старшая сестра Варвара Алексеевна, рано ушедшая из жизни, была профессиональной художницей.

Мария Алексеевна появилась на свет в «родовом гнезде» — сельце Истомино, близ касимовского волостного села Телебукино (ныне поселок Крутоярский Касимовского района Рязанской области).

Все дети получали домашнее воспитание и начальное образование до гимназии. Особое внимание уделялось изучению иностранных языков. Александр и Мария были особенно музыкально одаренными детьми, которых с ранних лет пленили русские народные песни: «... первое сознательное впечатление моего раннего детства, — вспоминал А.А.Оленин, — были звуки народной песни, раздававшейся неумолчно с лугов из-за Оки. Все остальное... кажется мне как бы в тумане, и только эта заречная песня живет у меня в душе отчетливым и ясным воспоминанием». Эти слова в полной мере могла сказать о себе и будущая певица. Она пела на слух эти рязанские то протяжные, то удалые плясовые песни. С каким-то особым чувством и выражением пела девочка песню Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Сестра матери Е.А.Бакунина была отличной музыкантшей. В ненастные осенние и долгие зимние вечера она без устали играла на фортепиано русскую и зарубежную классическую музыку. Под ее руководством дети изучали нотную и музыкальную грамоту. Эти музыкальные впечатления и увлечения детства определили будущую судьбу Марии и Александра.

В 1881 году семья переехала в Москву. Здесь Мария Алексеевна продолжала свое общее и музыкальное образование. Много пела. У нее был от природы поставленный гибкий и выразительный голос. Особенно красивым был голосовой тембр в нижнем регистре (меццо-сопрано).

В 1887 году Мария с родителями, братом Александром и сестрой Варварой приехала в Петербург. Остановились они у другой сестры матери Т.А.Бакуниной, которая была фрейлиной императорского двора и жила в апартаментах Таврического дворца.

Александр продолжил занятия композицией и теорией музыки у бывшего главы «Могучей кучки» М.А.Балакирева и профессоров консерватории А.К.Лядова и А.А.Петрова. А Мария стала брать уроки пения у известной оперной солистки Мариинского театра Ю.Ф.Платоновой, которая была другом и горячей почитательницей творчества М.П.Мусоргского.

В феврале 1887 года Мария с отцом присутствовала на музыкальном вечере у М.А.Балакирева в честь московского гостя П.И.Чайковского. В числе других гостей были петербуржцы Н.А.Римский-Корсаков, А.К.Глазунов, А.К.Лядов, братья В.В. и Д.В.Стасовы. Юную певицу из Рязанской провинции попросили спеть, о ее таланте здесь были уже наслышаны. Преодолев волнение перед такими музыкальными кумирами, Мария исполнила романсы и песни М.А.Балакирева, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского. Ей аккомпанировал сам Балакирев и брат Александр. Голос юной певицы и ее манера исполнения понравились собравшимся. Особенно бурно приветствовал талантливую певицу В.В.Стасов и он посоветовал ей учиться пению у известной камерной певицы А.Н.Молас, бывшей в свою очередь ученицей самого А.С.Даргомыжского.

Занятия музыкой и пением с перерывами продолжались до 1891 года, а потом Мария с сестрой Варварой уехала в Париж. Здесь она совершенствовала вокальное мастерство у педагога М.Бланшете. Незаурядный вокальный и драматический таланты певицы предвещали ей карьеру оперной примадонны. Но Мария Алексеевна предпочла стать камерной певицей.

Впервые Мария Оленина дебютировала в концертах в Париже и Брюсселе в 1896 году. Она исполняла песни и романсы композиторов «Могучей кучки», но в особенности ее привлекала музыка Модеста Мусоргского.

В том же году она совместно со своим мужем французским писателем и просветителем бароном Пьером д’Альгеймом провела цикл лекций-концертов о творчестве Мусоргского. Концерты, на которых присутствовали известные парижские музыканты и писатели, прошли с большим успехом. Пьер д’Альгейм выпустил в том же году в Париже книгу «Мусоргский» (Pierre d’Algeim. Moussorgski. — Paris, S. du M. de France, 1896).

В 1901 году Мария Алексеевна с мужем вернулась в Россию. Она стала выступать в концертах московского «Кружка любителей русской музыки» («Керзинский кружок»). Ее партнерами в концертах бывали известные певцы Л.Собинов, А.Секар-Рожанский, И.Грызунов, М.Дейша-Сионицкая, двоюродный брат П.С.Оленин (впоследствии крупный оперный режиссер). Ей иногда аккомпанировал на фортепиано брат А.Оленин.

В 1908 году Оленина-д’Альгейм совместно с мужем и известной певицей А.В.Тарасевич организовали в Москве «Дом песни» — концертно-просветительное учреждение для пропаганды русской и зарубежной вокальной камерной музыки и народной песни. «Дом песни» устраивал концерты-лекции, выпускал бюллетени, программы концертов с текстом исполняемых произведений, а впоследствии издавалась и газета.

Основатели и главные деятели «Дома песни», Москва, 1910 г.
В центре М.А.Оленина-д’Альгейм, слева направо: певица А.В.Тарасевич, пианист Е.В.Богословский, П. д’Альгейм.
Фоторепродукция Евгения Каширина из коллекции автора (оригинал из семейного архива Олениных в ГАРО).

В репертуаре певицы было свыше 600 произведений — старинные романсы, русский и европейский классический романс, песни народов мира. Основу репертуара Олениной-д’Альгейм составляла русская музыка, особенно произведения композиторов «Могучей кучки». Она горячо пропагандировала творчество М.П.Мусоргского. Ею были исполнены вокальные циклы композитора «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти». Она мастерски пела народные песни: русские, французские, австрийские, итальянские, немецкие, шотландские, еврейские, цыганские. Все произведения она исполняла на языке оригинала.

В песне, как нигде, живет душа народа. Мария Алексеевна не просто пела народную песню того или иного народа, но передавала национальный колорит и манеру исполнения.

Совершенная вокальная техника, богатство тембров (от ласкающего до «металлического»), выразительная и тонкая фразировка, отчетливая дикция, чувство стиля, темперамент и артистизм в сочетании с пластическим жестом и мимикой — отличали ее исполнение. Она не просто пела песню или романс, а «играла». По существу это был «Театр песни» выдающейся певицы.

Концерты «Дома песни» проходили не только в Москве и Петербурге, но и в провинции (Киев, Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Саратов). В 1903 году она пела Л.Н.Толстому в Ясной Поляне. В 1910—1912 годы певица совершила большое концертное турне по Европе (Франция, Англия, Бельгия, Швейцария). Везде ее исполнительское мастерство вызывало восхищение искушенных слушателей.

Певице аккомпанировали выдающиеся пианисты Е.Богословский, А.Гольденвейзер, А.Оленин, Н.Метнер, П.Ламм, А.Корто.

В 1914 году она дала концерт в Рязани в Колонном зале Дворянского собрания, где исполняла романсы и русские народные песни в обработке А.Оленина.

В 1914 году Оленина-д’Альгейм выступила в Московской опере С.И.Зимина в партиях Марфы («Хованщина» М.П.Мусоргского) и Кармен («Кармен» Ж.Бизе). Художественным руководителем и режиссером оперы был двоюродный брат П.С.Оленин.

В 1918 году певица вместе с мужем снова уехала в Париж, где продолжалась ее концертная и просветительская деятельность. Гастролировала по странам Европы. Кроме русского репертуара она исполняла произведения европейских композиторов: В.Моцарта, В.Глюка, Л. ван Бетховена, И.Брамса, Э.Грига, Г.Берлиоза, И.Гайдна, Ф.Шуберта, Ж.Бизе, Ф.Листа, К.Дебюсси, М.Равеля, А.Онеггера, Ф.Пуленка — арии из опер, романсы, песни, вокальные циклы. В 1926 году прошли ее триумфальные гастроли в Советском Союзе (Москва и Ленинград). В последний раз всесветно известная певица вышла на концертную эстраду в 1942 году в оккупированном Париже. Ей в то время шел 73-й год.

Певица вела во Франции активную общественную деятельность. В годы второй мировой войны была участницей французского движения Сопротивления. В 1946 году вступила в ряды Французской компартии, была членом Совета мира Франции, Союза французских женщин и общества «Франция — СССР».

В 1959 году, когда ей было 90 лет, вернулась на родину в СССР. Последние годы жизни прошли в Москве. Навещала она и родной Касимов. Скончалась в Москве на 101-м году жизни.

Легендарная русская певица имела поистине мировую славу, но имя ее и творчество в первую очередь принадлежали России и дружественной Франции. Подвижническая творческая и общественная деятельность Марии Алексеевны Олениной-д’Альгейм была одной из нитей, связывающих русскую и французскую культуры.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Музыка"]
Дата обновления информации (Modify date): 18.12.04 16:21