Информация к размышлению
Экономические основы развития учреждений культуры в России Проводимые в Российской Федерации реформы привели к радикальному изменению методов государственного регулирования культурной деятельностью. Сузилась сфера применения административных методов управления, при одновременном повышении роли экономического регулирования жизнедеятельности и развития культуры. В результате особую значимость приобрели экономические аспекты культурной политики, или, иными словами, экономическая политика в культуре. Под ней понимается деятельность государства, регулирующего направление в сферу культуры материальных и финансовых ресурсов, а также в создании условий для вложения в культуру средств негосударственных предприятий, организаций и частных лиц, зарабатывании определенной части финансов собственной деятельностью. Опыт реформ в России в прежние годы, явления и факты, характерные для социально-экономического развития России на рубеже XVIII—XIX веков, иногда прямо, чаще опосредованно определяли изменения в русской культуре. К потомственному дворянству принадлежали почти все выдающиеся люди русской культуры первой половины XIX века. По установившейся традиции родовое дворянство признавало достойной для себя лишь службу «отечеству и государю», то есть военную и, в крайнем случае, гражданскую. Занятия, даже «знатнейшими искусствами» ради денег, считались унизительными, писание стихов и поэм — благородным досугом, изящным бездельем просвещенных людей. Среда дворян — разночинная по происхождению — была особенно восприимчива к новым социально-экономическим влияниям, вызванным к жизни развитием буржуазных отношений, и оказала значительное влияние на формирование национальной культуры начала XVIII века. Падение крепостного права в 1861 году означало начало нового, капиталистического, периода в истории России. С развитием капитализма и накоплением капитала связан важный и яркий этап в истории оте-чественной культуры — меценатство. Если для дворян меценатство было явлением единичным, элитарным, немассовым, то в XIX веке меценатствуют не только купцы и дворяне, но и простые чиновники, и мещане, и композиторы, и ученые (И.Е.Забелин: в Историческом музее в Москве на базе его собраний рукописей старопечатных книг была создана библиотека, а композитор А.С.Танеев финансировал дягилевские Русские исторические концерты). В прошлом каждый уезд, каждый город знал своего «глубо-коуважаемого» прежде всего по построенным на его средства больницам и школам, приютам и богадельням. И только уже потом славили за театр и библиотеку, галерею или музей. Род Морозовых, например, в Москве крепко уважали за Клинический городок на Девичьем поле. А дальше... дальше — за причастность к Художественному театру (С.Т.Морозов), Московскому философическому обществу (М.К.Морозов) или же за издание «Русских ведомостей» (В.А.Морозов). Братьев Третьяковых — за Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых (в Москве) и только потом — за знаменитую «Третьяковку». Ф.И.Мамонтову (откупщику) благодарные звенигородцы скинулись на памятник «за выдающиеся дела благотворительности» во время войны 1812 года. Лучшим памятником его внуку — С.И.Мамонтову — стали полотна Врубеля и «древние» шаляпинские пластинки, знаменитая его «Частная опера» и не менеее знаменитое «Абрамцево» (родина отечественных кустарных промыслов). Однако становление меценатов не всегда происходило стихийно. Было и влияние со стороны властей. В особенности интенсивное, опять-таки, на купечество. Придуман был стимул: генеральский чин, который жаловался за пожертвования в пользу Академии наук или музеев. Так что и простые «купеческие слабости» оборачивались благом. Правда, к чести российских дельцов, очень немногие подобными слабостями обладали. В числе возведенных в дворянское достоинство были: А.А.Бахрушин — за переделку музея Академии наук, П.И.Щукин — за пе-редачу коллекции документов и предметов русской старины Историческому музею. Большинство же, если стремилось служить, то делало это искренне, от души. И в отличие от своего западного собрата — не ради достоинств и карьеры или устройства собственных дел. В какой форме это служение протекало, роли не играло. Все виды деятельности, буквально все, в том числе и меценатская, воспринимались купечеством как деятельность общественная. Богатейшее культурное наследие дореволюционного времени составляет золотой фонд нашей отечественной культуры. На примере развития театрального искусства в России можно проследить и раскрыть закономерность и требования социального заказа, характерные для различных периодов истории России. ИМПЕРАТОРСКИЙ Придворный театр в течение 150 лет своего существования не останавливался на твердом и точном самоопределении. Возник он на почве Придворного развлечения, но время от времени освежался струей здравых педагогических принципов, и словом и делом проводимых ИМПЕРАТРИЦАМИ Елизаветой Петровной и Екатериной II и ИМПЕРАТОРОМ НИКОЛАЕМ I. Императрица Екатерина Великая, сама внесшая в Русский театр немалое количество драматических произведений, устанавливала взгляд на театр как на учреждение педагогическое: А.Арапов в своей «Летописи» приводит следующие драгоценные слова ИМПЕРАТРИЦЫ: «Театр — школа народная, она должна быть непременно Моим надзором; Я — старший учитель в этой школе, и за нравы народа Мой первый ответ Богу»1. Та же Великая ИМПЕРАТРИЦА проводила принципы национальности в Русском театре, учреждая 12 июля 1783 года Театральную школу. 1 Архив Дирекции Императорских театров. Вып. I, Отд. II, с.114. Вые. Указ д.т.с. Олсуфьеву. ИМПЕРАТОР Николай I, близко интересовавшийся театром, в особенности русским, особое внимание обращал на нравственное и воспитательное значение репертуара, о чем свидетельствует, например, запрещение Государем исполнения на русской сцене «грубых (переводных) фарсов, портящих хороший вкус и унижающих достоинство театров»2. 2 Сборник Постановлений по театральной части. Кн. III, с. 7. Но больше всего и чаще всего к ИМПЕРАТОРСКОМУ театру предъявлялись требования финансовой экономии, и задача уменьшения расходов непосредственно сменяла задачу увеличения театра. Театр, вообще, может отвечать одному из следующих трех назначений:Приведенные два назначения театра на практике естественным образом сливаются, так как лучшее приноровление ко всем вкусам массы привлекает и наибольшие сборы;а) коммерческое предприятие, с преобладающей заботой о возможно большем поступлении сборов с публики и без каких-либо высоких заданий в выборе репертуара и в качестве постановок;
б) учреждение, предназначенное исключительно для развлечения, а потому в направлении своего репертуара следующее исключительно за вкусом публики.
В 1881 году, с восшествием на престол Императора Александра III и с назначением на должности: Министра ИМПЕРАТОРСКОГО Двора графа И.И.Воронцова-Дашкова и Директора ИМПЕРАТОРСКИХ Театров — И.А.Всеволожского, начался целый ряд реформ в театральном ведомстве, коренным образом переменивших условия существования ИМПЕРАТОРСКИХ Театров. Реформа была проведена в два приема: первый, единовременный, — 1882—1883 годы, а второй — постепенный, продолжавшийся повременно до конца 90-х годов. Реформа первого приема была направлена исключительно на поднятие положения театра и лиц, служащих театральному делу; вопросы же экономии стояли на последнем плане. Во втором приеме реформы, начавшейся в 1884 году, обращено было внимание на экономическую сторону деятельности Дирекции ИМПЕРАТОРСКИХ Театров. С одной стороны — на сокращение расходов, закрытие итальянской оперы (1885) и немецкой драмы (1890), а с другой стороны — на увеличение доходов, расширение объема деятельности русских трупп, оперной и драматической. Итак, в конце XIX века центрами театральной культуры являются Малый и Александрийский, Большой и Мариинский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. Ответом на демократизацию общества было открытие в 1898 году в Москве Художественного театра, ставшее событием большого культурного значения. У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Это был первый «Разумный, нравственный и общедоступный театр». В годы советской власти в театр пришел новый зритель. В то время проводилась большая работа по привлечению широких слоев народа к театру, изобразительному искусству, классической музыке. Для этого организовывались целые бесплатные спектакли, концерты, лекции, экскурсии. Отчетливо выделились в тот период два пласта в художественной культуре — официальный и неофициальный, другими словами, поддержанная государством культура и не признанная им. В период с 1991 года, в условиях экономического кризиса, бюджетная поддержка все больше отстает от финансовых потребностей учреждений культуры. Обострение ситуации с 1993 года ставит вопрос о полном переводе организаций культуры на бюджет или, при недостаточности бюджетных средств, об их перепрофилировании или закрытии. В связи с этим особое внимание должно быть уделено возможности развития коммерческой деятельности организаций культуры. Проблему форм существования культуры в новых экономических условиях нельзя рассматривать в целом, говорить о культуре «вообще». Надо различать деятельность, направленную на формирование потребностей, воспитание, образование и чисто развлекательную, хотя границы между ними весьма условны. Но важно не только содержательное, а чисто «технологическое» деление на уникальные и тиражные блага и услуги. Интересна динамика показателей планового и фактического финансирования сферы культуры в Рязанской области с 1995 по 1997 год:в) учреждение, имеющее высшие воспитательные задачи, в котором выбор репертаура ведет за собой вкус публики, а цельность и высокие достоинства исполнения и обстановки вырабатывают правильную художественную театральную критику. Заботы такого рода театра сосредоточиваются преимущественно на качестве и направлении предлагаемых зрелищ; экономические же вопросы — расхода и сбора в таком театре, как и во всяком педагогическом учреждении, занимают подчиненное место.
в 1995 — 15.367 млн. руб. по плану (3,4% от бюджета области), фактически выделено 92% от планируемой суммы;
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Театр"]
Дата обновления
информации (Modify date): 23.12.04 16:12