Впечатления

Рафаэл Абрамян

Амшено-армянский музей в селе Хашупсе
(Абхазия)

По мнению исследователей, первые армянские поселения в Абхазии возникают в 60-е гг. XIX века.1 Их основывали армяне, переселявшиеся из Турции и нанимавшиеся арендаторами к помещикам на сельскохозяйственные работы. В 1881 году здесь было основано первое армянское село — Мцара. В дальнейшем количество армян в Абхазии постоянно росло и к 1897 году составило 6552 человека (т.е. 6,2 % всего населения).2 Однако предки большей части современной армянской общины Абхазии поселились здесь в начале XX века, спасаясь от развязанного турецкими властями геноцида.

1 Впрочем, армяне проживали в Абхазии и ранее. О деятельности армянских купцов в Абхазии в конце XVIII — начале XIX века сообщают посещавшие её путешественники (Иоганн Антон Гильденштедт, Ф.Торнау и др.)

2 Подробнее см.: Л.И. Цвижба. Этно-демографические процессы в Абхазии в XIX в. — Сухум, 2001. — С. 102—103.

Основателями общины являлись в основном выходцы из северо-восточных прибрежных районов Османской империи (исторический Понт). Армянское население Понта относится к этнографической группе т.н. амшенцев (по названию области Амшен). Амшенцы распадаются на несколько локальных субэтнических групп — трабзонци, дженикци, ордуци и др. Они сохраняют свой своеобразный диалект (ветвь западноармянского) и в быту придерживаются свойственных им этнографических традиций.3

3 Обзор литературы об армянах Северного Кавказа, в т.ч. Абхазии см.: Армяне Северного Кавказа // Studia Pontocaucasica: II. — Краснодар, 1995. — С. 211—224.

Много лет изучением и восстановлением обычаев и традиций амшенских армян занимается Ваган Ваганович Варваштян. Ваган Ваганович родился в селе Хашупсе Гагринского района Абхазии в 1955 году. Его предки были выходцами из области Орду. За многие годы Ваганом Вагановичем была собрана большая коллекция предметов быта амшенских армян конца XIX — начала XX века. В настоящее время собрание включает в себя около 400 предметов: от ложек, имевшихся в каждой семье, до макетов традиционных жилищ и хозяйственных построек амшенцев. Результатом этой деятельности явилось создание в 1984 году усилиями В. Варваштяна краеведческого музея «hАмшен» в селе Хашупсе.

abramyan1.jpg (26618 bytes)     abramyan2.jpg (21056 bytes)    abramyan3.jpg (23496 bytes)

Экспонаты Амшено-армянского музея в селе Хашупсе (Абхазия)

Помимо собственно сбора коллекции В. Варваштяном проделана большая исследовательская работа. В нескольких объёмных рукописях собраны описания всевозможных предметов быта, их функционального назначения, названия, способов изготовления и т.д. Им же составлены подробные описания обрядов, песен, игр, танцев, бытовавших среди амшенцев, рецепты приготовления национальных блюд и многих других аспектов традиционной культуры. Отдельно помещены материалы о способе изготовления традиционных музыкальных инструментов и биографии наиболее известных исполнителей народной музыки с начала XX века. Ещё одна рукопись В. Варваштяна посвящена армянам Абхазии, погибшим во время боевых действий в 90-е гг. Для составления подробных биографий воинов и сбора фотографического материала автором были предприняты многочисленные поездки практически во все уголки Республики.

При изучении армян Абхазии исследователь сталкивается с проблемой скудности источниковедческой базы. Республиканские архивы погибли во время боевых действий 1992—1994 гг., а содержавшаяся в них информация утеряна. Местные источники армянского происхождения (мемуары, воспоминания, семейные архивы, эпиграфические надписи) также малочисленны или труднодоступны. Историков-профессионалов, изучающих историю, культуру, язык местных армян в Абхазии, в настоящее время нет. В этой связи деятельность местных краеведов по сбору и сохранению различных элементов традиционной культуры трудно переоценить. Многие обряды, песни или игры, описанные в рукописях В. Варваштяна, в настоящее время забыты и не используются. Поэтому их описания, собранные автором за многие годы кропотливой работы, являются поистине бесценным источником для этнографов-армяноведов.

Ниже публикуется отрывок из рукописи В.Варваштяна, посвящённый описанию традиционной амшенской свадьбы.

«Свадебная процессия начинается у дома жениха. Здесь многолюдно, накрываются столы, народные музыканты играют свадебную мелодию, пришли близкие, родственники жениха. Крёстный отец жениха надевает пиджак на жениха, отец надевает на голову сыну шапку. После этой церемонии свадебная группа садится за стол, поднимаются бокалы за благополучие свадьбы. Все направляются к дому невесты. Впереди свадебной процессии группа танцующих девушек. Вот и дом невесты, но брат невесты требует появления музыкантов со стороны невесты и жениха, которые играют на национальных инструментах. Отец жениха одаривает музыкантов со стороны невесты подарками.

Молодые девушки со стороны жениха, держа на голове чемоданы с одеждой невесты, танцуя, приближаются к дому. Их также встречают девушки со стороны невесты. Словно всерьёз, они отбирают чемоданы и вносят в дом невесты. Брат невесты не впускает гостей в дом, пока с обеих сторон не появляются борцы. Победителя ждёт подарок: три метра красного материала. Перед домом появляются девушки в национальных костюмах, начинаются круговые танцы («срабар», «топалбар»), поют свадебные частушки.

Долгожительница села и её шестилетняя праправнучка выходят в круг танцующих и приглашают в дом невесты. Подружки, сёстры невесты наряжают её, при этом исполняют частушки. Брат невесты надевает на пояс сестры ремень. Отец невесты делает три шага и говорит: «С сегодняшнего дня честь и судьба дочери в ваших руках». То же повторяется со стороны жениха. Когда жених и невеста выходят из дома, отец жениха бросает на их головы медные монеты и зерна. Это символ богатства и благополучия. Все вместе с женихом и невестой начинают танцевать три круга «срабар». Всё это свадебное шествие направляется к дому жениха. На пути к дому дети перекрывают дороги верёвкой и не впускают, пока отец жениха и крёстный не дают им подарки. Не подходя к дому, свадебный кортеж направляется в церковь, на пороге они целуют каменный крест и входят в церковь. Им дают свечки, и священник венчает и желает им в радости и горе быть вместе. Молодые обмениваются обручальными кольцами и выходят из церкви, после чего направляются к дому жениха. Брат невесты для своей сестры, для будущей хозяйки, требует корову, медные кастрюли, сковородки, и он сам ставит на них метки крестами. Это символ того, что теперь она является хозяйкой этих вещей. Приносят в жертву петуха, кровью окропляют ноги молодых, чтобы в доме горя не случалось. У входа в дом ставят две тарелки, жених и невеста одновременно разбивают их, чтобы злость из дома исчезла. Накрываются столы, выбирается тамада. Все садятся за стол. Невесте дают маленького мальчика, чтобы первенец был мальчик. Тамада произносит тост за жениха и невесту, за близких родственников».


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 11.09.05 11:13