Впечатления

Рудик Барсегян

«Ануш» в постановке Г.П.Ансимова

Знаменательное событие в стенах (и на сцене) ГИТИС или очередной шаг маэстро Г.П.Ансимова со своими студентами по Армении — Гугарку*

* Гугарк — район, где жил и творил гениальный Ованес Туманян.

barsegyan.jpg (17788 bytes)

Только представьте человека, не владеющего армянским языком: не армянина, не гражданина Республики Армения, не жившего никогда ни в Армении, ни в Нагорном Карабахе, не работавшего там и даже не бывавшего там в командировке длительное время, никогда не имевшего серьёзных связей с местными организациями в области культуры, не являющегося историком или арменоведом, но при этом как будто совмещающего всё вышеупомянутое в одном человеке... Это кажется невозможным! И как, вообще, можно объяснить великолепные идеи, воплощённые профессиональным режиссёром, перед которым двери ГАБТ никогда не закрыты, в постановке «Ануш» на сцене театра ГИТИС, в исполнении молодых людей, пока ещё не очень опытных артистов? Ведь в том и заключается гениальность режиссера, что он может найти ключ к решению спектакля, который в корне отличается от всех постановок оперы «Ануш» как на любительской, так и на профессиональной сцене. Абсолютно свежий подход. Испокон веков в армянских семьях главенствует отец, а в роду — самый старший по возрасту. Г.П.Ансимов не отошёл от этого постулата ни на шаг. Но при этом «физически» отказывается от «отца» Ануш на сцене — почти не использует его «вживую», но вот присутствие его чувствуется с самого начала и до конца спектакля — в нужное время звучит голос «отца», подчёркивая его значимость и главенствующую роль, и в то же время — и оригинальность режиссёрского решения. Г.П.Ансимов из одних и тех же артистов «выстраивает» природу Гугаркского района (Лорва Ашхарh), в то же время используя их и в качестве танцоров, и в качестве актёров разговорного и вокального жанров. Конечно, сложно внушить неопытным актерам, как чувствовать себя в горах Армении, на природе Лори, когда этими же горами являются они сами, когда с помощью стилизованных бурок они изображают природу (реку), когда без особых изменений декораций действие переносится, скажем, с гор Лори на центральную площадь села, где действие доходит до своей переходной кульминации, и снова, уже в который раз, без особых изменений декораций на сцене меняется действие за действием... При этом, если бы удалось воплотить эту сжатую форму подхода решения спектакля на профессиональной сцене любого театра, где есть и хор, и балет, и световые эффекты, и декорации меняются при каждой необходимости, и всё действие сопровождает хороший звук, живой оркестр, могут выступать солисты балета и хора, то спектакля, равного этому, найти будет невозможно, к тому же учитите, что исполнители, не владеющие армянским, прекрасно поют на этом языке, говорят по-русски, танцуют в армянском стиле... Декорации соответствующие, костюмы, атрибутика с армянскими орнаментами, да ещё и на таком высоком творческом уровне исполнительского мастерства, — всё это вызвало восторг присутствовавшего П.Г.Лисициана. Честь и хвала такому тонкому знатоку армянских традиций того времени, поддерживающему идеи великих армянских классиков О.Туманяна и А.Тиграняна, но не только поддерживающему, но и развивающему, дающему новый импульс вековым традициям, выражая всё это своими режиссёрскими приёмами, внушая исполнителям чувство гордости лоринских армян.

В заключение предложение-пожелание министерствам культуры Армении и НКР — отмечать такие выдающиеся творческие инициативы (почётные звания, награды республик и т.п.). Хотя, конечно, важна не сама награда, а ответное внимание к таким творческим инициативам.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 15.09.05 16:47