Наше наследие

Сирануш Галстян

Цвет Вечности

Красная краска была весьма почитаема и в античный период и в средние века. Некоторые пурпурные оттенки красного умели получать только в армянских красильнях. Способы их получения строго хранились в тайне.

В древности один из оттенков красного назывался армянский пурпур или “цирани” (что в переводе — абрикосовый). Этот цвет считался привилегией армянского царского дома. Цирани назывались также торжественные царские одежды. Армянский царь Трдат Великий предстал на коронование перед римским императором в пурпурной одежде. Во время бракосочетания с Трдатом 3-м царица Ашхен была одета в цирани, пишет армянский историк и учёный V века Мовсес Хоренаци.

А что означает слово цирани? Разве только цвет этого “самого армянского” плода (лат. armeniaca). В толковом словаре армянского языка перед этим словом можно увидеть чуть ли не всю цветовую гамму: пурпур, пламенный, багровый, кровяной, цвет морской волны, синеватый, зеленоватый, желтый, золотистый. Так что же могло объединить эти цвета палитры и привить их в памяти языка, выразив всё это одним словом?

В Эрмитаже хранится узелковый ковёр позднего урартского или раннего армянского периода (XV век до н.э.) из Пазырыкского кургана. Лабораторные исследования показали, что в ковре нити красного цвета окрашены червецами типа араратской кошенили, которая является эндемичным видом на территории Армении. Академик Дж. Гамель, прибывший в Армению из России по поручению Императорской академии наук и занимавшийся историей кошенильного промысла, писал в 1835 году: “Исторические изыскания мои показали, что находимая близ Арарата кошениль едва ли не есть, из материалов для крашения в красный цвет, тот, который ранее всех прочих употребляем был потомками Ноя”.

Араратская кошениль или вордан кармир, которая в честь Гамеля была названа porphirophora hameli, и по сей день обитает в солончаковых почвах близ горы Арарат. Почти весь жизненный цикл этого уникального насекомого протекает в почве. Только в первых числах сентября, на рассвете начинается выход на поверхность земли для спаривания. Это продолжается несколько часов в день, в течение месяца. И неорошаемые земли покрываются самородным ковром — с подвижными тёмно-красными орнаментами. Так кто же первым вдохновился этим образом? Кому впервые пришла в голову идея, что из этих червей можно получить вечную краску нескольких оттенков? Красный, оранжевый, золотистый, розовый, фиолетовый, синий... Мы никогда не узнаем имя этого гения или простого смертного, так же, как не узнаем, кто первым из пшеницы выпек хлеб.

Свидетельства о древности этого красителя — натурального кармина, получаемого из кошенили, можно найти в лексике многих народов. Русское слово червонный, т.е. красный, подобно польскому слову czerwony, происходит от слова червь.

Краска “вордан кармир” (вордан, т.е. червь, кармир: красный) весьма высоко ценилась в историческом прошлом. Окрашенные ею пряжа, ткани и ковры были желанной добычей завоевателей. Так, согласно ассирийскому клинописному тексту, оставленному Саргоном 2-м в 714 году до н.э. на взятие Мусассирского храма, в качестве ценного трофея упоминается шерсть пурпурового цвета стран Урарту и Ханху (Пиотровский).

Ткани и ковры, окрашенные этой краской, служили также царственными дарами. Римский император Аврелиан получил от персидского царя шерстяную ткань багряного цвета, которая была достопримечательностью Капитолия и предметом всеобщего удивления в Риме.

Об этой краске свидетельствует Библия, древнегреческие историки Страбон и Геродот, римский натуралист Плиний.

Знаменитый венецианский путешественник XIII века Марко Поло пишет о поселениях и городах в Турции, где проживали армяне (территория исторической Армении): “Самые роскошные, лучшие в мире ковры ткут здесь, в Кесарии, Себастии: не стану перечислять города, так как этот список будет бесконечным. Ковры и шёлковые ткани окрашиваются в яркий красный цвет.”

“Красный — это цвет женщин, детей и радости. Красный цвет — самый лучший для глаз, так как от него расширяется зрачок, в то время как от чёрного он суживается.” — писал известный арабский историк и путешественник Массуди в 943 году. Почитание красного цвета в странах Востока способствовало широкому распространению армянских ковров, шерстяных и шёлковых тканей. Красный фон придавал им необычайную глубину. Окрашенные натуральным кармином (армянским кармином, как называли эту краску в те времена) — ярко-красной светостойкой краской, получаемой из араратской кошенили, эти товары пользовались большим спросом.

Другой арабский ученый средневековья Ибн-Хаукаль в своей “Книге путей и царств” в частности писал: “Выделывают в Дабиле — Двине (одна из столиц исторической Армении.Прим. автора) пуховые и шерстяные ткани для ковров, подушек, сидений, шнуров и иного рода армянских произведений, окрашенных кирмизом... Нет им подобных среди предметов земли из конца в конец и во всех направлениях... Кирмиз — красная краска. Образуется эта краска из червя, который прядёт вокруг себя, подобно шелковичному червю, когда тот завивает вокруг себя кокон.”

Армянский кармин экспортировался и в Индию, и в страны Европы. Эта краска имела огромное значение в хозяйственной жизни Армении. Значение араратской кошенили в истории армянского народа было настолько велико, что нашло отражение и в фольклоре, и в художественной литературе. Кошенильной краской делались оттиски патриаршей печати, пурпуроцветным был армянский государственный флаг. Рубениды (династия армянских царей) даже подписывалась цирани.

Легенда гласит, что краской вордан кармир пользовался Страдивари для окрашивания своих инструментов. Существует также легенда о том, что и великий Рембрандт пытался приобрести вордан кармир с помощью посыльного.

Ярким свидетельством красоты и прочности армянского кармина являются выдержавшие испытание временем и по сей день сохранившие свою свежесть и чистоту средневековые армянские фрески на стенах церквей и миниатюры, экспонируемые в Институте древних рукописей им. Месропа Маштоца (автора армянского алфавита, 405 г.) — в Матенадаране.

Старинные ковры (XV—XVI веков), с небольшими исключениями, находятся за пределами Армении и в большинстве случаев экспонируются в отделах исламского искусства...

Набеги и нашествия, ограбленный, обобранный народ. В конце XIX столетия в связи с трагическими событиями на территории Армении сбор араратской кошенили и получение из неё красителя прекратились вовсе. Промысел уже был резко сокращён и после появления на мировом рынке кармина, получаемого из мексиканской кошенили, а в дальнейшем — дешёвых синтетических анилиновых красителей, которые вытеснили природные красящие вещества.

Человечеством был выбран более лёгкий путь. Так как за 4—5 часов один человек может собрать до 5000 червецов, а из 50 000 получается всего 40—50 г драгоценной краски, а для окрашивания 1 кг шерстяной пряжи необходимо 20 г краски. Однако в процессе использования синтетических красителей выяснилось, что они уступают по светостойкости и не всегда безвредны для организма человека. Между тем секреты получения армянского кармина были утрачены.

Как говорил армянский писатель Костан Зарьян: “Простирать всё человеческое и осязаемое во Вселенной и неосязаемом бытии — величайшая цель каждого народа”. Этим “человеческим и осязаемым” был цирани — цвет вечности. И простирали армянские мастера прошлого это пламя своей души по всему миру, даже если обстоятельства не способствовали этому...

Тем не менее история не допустила, чтоб пропал интерес к этому уникальному красителю. О незначительных сборах араратской кошенили с целью возрождения забытого промысла узнаем из работ архимандрита Эчмиадзинского монастыря Саака Цахкарара, который разрабатывал методы умерщвления кошенили, обезжиривания и получения из неё краски, так как секрет её выделения был к тому времени утерян. Полученная им в незначительных количествах краска использовалась в миниатюрах, для тиснения патриаршей печати и расписывания заглавных букв в рукописях.

Араратская кошениль или вордан кармир в прошлом использовалась также в парфюмерии и в лечебных целях. Ряд неизлечимых болезней наши предки побеждали с помощью этого природного дара.

Учитывая ценные качества натурального кармина и большую потребность народного хозяйства в этом красителе, в 1971 году в Ереване, в Институте зоологии по поручению Совета министров Армянской ССР была организована лаборатория вордан кармир, которая под руководством доктора биологических наук Р.Н.Саркисова приступила к проведению научных исследований по изучению араратской кошенили. А в 1978 году идя навстречу предложению Академии наук Армянской ССР, для организации заказника Совет министров выделил 200 гектаров солончаковых земель, освоение которых ставило под угрозу существование данного эндемичного вида.

Получением краски занялись в Ереванском государственном университете ученые химики кафедры теоретической химии А.Мушегян и С.Нерсесян. Им удалось в лаборатории получить четыре оттенка (синий, фиолетовый, жёлтый, оранжевый), которые являются составляющими знаменитого цирани — царственного пурпура. Несомненно, мастера прошлого обладали знаниями куда более значительными! Осколки этих знаний засекречены в древних армянских рукописях, расшифровкой которых в последние годы занимается научный сотрудник Матенадарана, кандидат биологических наук А.Саакян. По старинным рецептам ему удалось получить тёмно-красный и малиновый цвета, не прибегая к помощи химии. Хочется верить, что все эти усилия и старания увенчаются успехом — возрождением цирани.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 09.09.05 15:43