Память
Николай Самвелян
Апостол
Пророков
всегда побивают камнями. Потому что сердятся на
них? Вряд ли. Скорее всего сердятся на
собственную глупость и пустоту, на собственные
слабости и пороки, на источник боли. А пророк —
всегда источник боли, он — призыв к пересмотру
отношения и к себе, и к другим. Легко ли
согласиться с ним? Может быть, именно в этом и
заключается «тайна» Ивана Фёдорова? Его просто
не хотели признать пророком: неудобен был.
Удивительные
события сопряжены с именем и делом этого
человека. Из Москвы его изгнали. Но кто именно
изгонял, не знаем. Сам он решил имён гонителей не
называть по соображениям, видимо,
стратегическим: защищал ведь не столько себя
самого, сколько своё дело, которое считал самым
важным из всего, что предстояло сделать русским,
а конкретно — стать одним из самых просвещённых
народов в истории цивилизации. Именно этого
хотел Иван Фёдоров и именно к этому призывал
своих соотечественников.
В эпоху,
когда силу народов мерили количеством
территории, конных и пеших воинов, призыв
просвещаться был улышан далеко не всеми, хотя три
великих события — явления, сотрясшие Европу, уже
позволяли предположить, что будущее за
просвещёнными народами. Речь идёт о Великом
Возрождении, центром которого стали итальянские
государства, о не менее Великой Реформации,
связанной прежде всего с Лютером и Дюрером, а
также Яном Гусом, Кальвином и французскими
гугенотами, которые погибли, чтобы пробудить
других. Дрогнула к тому времени и Испания —
империя, казавшаяся непобедимой. Маленькая, с
каким-то невзрачным историческим обликом Англия
и нидерландские гёзы, у которых в ту пору
никакого исторического облика вообще не было,
нанесли ей чувствительные поражения. Кому-то
поначалу это показалось случайностью, но
дальновидные поняли — просвещённые и
трудолюбивые сумеют настоять на своём понимании
мира. Разум ставит на колени инстинкты.
И инстинкты, тёмная часть человеческой души,
тайными тропами бежали на юг и на восток, где
любили негу и лень, где созерцательность была
царицей всех эмоциональных состояний, мечты о
земном рае сопрягались с сочной прозрачной
гроздью винограда, которую можно было схватить
зубами, даже не приподымая головы от земли.
Позднее нега нашла себе убежище и в Южной
Америке. Гнездилась она порою и в России. Но
именно праздности и неге, диктатуре тела и
инстинктов и объявил войну великий просветитель
наш Иван Фёдоров.
Не важны
государственные границы, да и все государства,
вместе взятые, а важен свободно и смело видящий
себя в конкретном деле и в исторической
перспективе Человек, Личность. Ведь именно из
личностей складывается Народ. Каков культурный
уровень всех этих отдельно взятых личностей,
таков и культурный уровень всего народа. На этой
простой мысли, но почему-то неохотно приемлемой
большинством, и настаивал тот, кто решился
сказать о себе, что «семена духовные надлежит ему
по Вселенной рассеивати...» Просвещённого,
деятельного и энергичного русского народа
боялись многие — соседи и не очень соседи, те, кто
считал просвещённость лишь своим собственным
достоянием, и иные, считавшие, что у просвещения
нет наших плодов, кроме самых горьких.
Естественно, боялись и дьякона Фёдорова,
возомнившего себя сеятелем семян духовных по
Вселенной. Да и к тому же, рассеивая их, молились
не на латыни, а по-русски, что вызывало уже
двойной испуг. Иван Фёдоров — фигура
возрожденческого масштаба и значения. Он свой в
пантеоне титанов Европы. Самая дорогая для нас
триада: Кирилл и Мефодий, Иван Фёдоров и Пушкин.
Придёт время, станем мы, наконец, просвещёнными и
введём три обязательных, святых праздника: День
Кирилла и Мефодия, День Ивана Фёдорова и День
Пушкина. Другие фейерверки будут расчерчивать
небо — не во имя анонимных десантников,
авиаторов, навигаторов и прочих
социально-административных прослоек и
подразделений, а в честь тех, кто призвал нас быть
носителями Разума, осознавшими, что Разум
и есть наше единственное и главное достояние.
Могилу
Ивана Фёдорова уничтожили и затеряли. Сделали
это те, кому невыгодна была память о «русском
пастыре», дьяконе Православной Церкви, который
основывал свои типографии не только в Москве, но
и в Заблудове, Остроге, Львове. Работал он и в
Вильно, позднее названном Вильнюсом. Да вот
как-то не хватило широты и внутренней свободы
тем, кто в разные эпохи правил бал в этих городах
и местностях. Не понимали они, что, покушаясь на
святые могилы, каким-то сложным загадочным путём
обрекают на деградацию и горе своих собственных
потомков. Какой здесь закон существует, какая
хитрая и сложная взаимосвязь — неведомо, но
какая-то, безусловно, есть. Может быть, всё дело в
том, что любой просветитель из отряда духовных
отцов не какого-то отдельно взятого народа, а
всего человечества? Руша любую могилу, а тем
более отца своего, обрекаешь ты на мрак и
безвестность прежде всего СебЯ, а также всех,
кому ты даёшь жизнь. Наверное, в этом дело.
В
очередной раз «выгнали» Ивана Фёдорова и из
церкви Онуфриева монастыря, где временно был
расположен его музей. Когда-то эта церковь была
православной (на кладбище при ней и был
похоронен И.Фёдоров), затем перешла к униатам.
Могила двести лет назад куда-то «исчезла», а
могильную плиту, чудом сохранившуюся, уничтожили
сто десять лет назад... Тоскливо это и убого.
Бедные люди, творившие подобное! Как уже наказал
их Бог, которому они так усердно молятся, за
отступление от его заповедей! Как ещё накажет в
будущем за то, что сейчас, в очередной раз получив
в своё пользование церковь при Онуфриевом
монастыре, не ими, кстати, построенную, не
настояли они на том, чтобы прежде всего сохранить
память о просветителе. Неразумен человек и жалок
в своей близорукости! Но всё это реалии и боли
сегодняшнего дня, а разговор об Иване Фёдорове —
раздумье о Вечности.
1992
[На
первую страницу]
Дата обновления
информации: 29.08.05 14:59