Память

Николай Самвелян

Апостол

Пророков всегда побивают камнями. Потому что сердятся на них? Вряд ли. Скорее всего сердятся на собственную глупость и пустоту, на собственные слабости и пороки, на источник боли. А пророк — всегда источник боли, он — призыв к пересмотру отношения и к себе, и к другим. Легко ли согласиться с ним? Может быть, именно в этом и заключается «тайна» Ивана Фёдорова? Его просто не хотели признать пророком: неудобен был.

Удивительные события сопряжены с именем и делом этого человека. Из Москвы его изгнали. Но кто именно изгонял, не знаем. Сам он решил имён гонителей не называть по соображениям, видимо, стратегическим: защищал ведь не столько себя самого, сколько своё дело, которое считал самым важным из всего, что предстояло сделать русским, а конкретно — стать одним из самых просвещённых народов в истории цивилизации. Именно этого хотел Иван Фёдоров и именно к этому призывал своих соотечественников.

В эпоху, когда силу народов мерили количеством территории, конных и пеших воинов, призыв просвещаться был улышан далеко не всеми, хотя три великих события — явления, сотрясшие Европу, уже позволяли предположить, что будущее за просвещёнными народами. Речь идёт о Великом Возрождении, центром которого стали итальянские государства, о не менее Великой Реформации, связанной прежде всего с Лютером и Дюрером, а также Яном Гусом, Кальвином и французскими гугенотами, которые погибли, чтобы пробудить других. Дрогнула к тому времени и Испания — империя, казавшаяся непобедимой. Маленькая, с каким-то невзрачным историческим обликом Англия и нидерландские гёзы, у которых в ту пору никакого исторического облика вообще не было, нанесли ей чувствительные поражения. Кому-то поначалу это показалось случайностью, но дальновидные поняли — просвещённые и трудолюбивые сумеют настоять на своём понимании мира. Разум ставит на колени инстинкты. И инстинкты, тёмная часть человеческой души, тайными тропами бежали на юг и на восток, где любили негу и лень, где созерцательность была царицей всех эмоциональных состояний, мечты о земном рае сопрягались с сочной прозрачной гроздью винограда, которую можно было схватить зубами, даже не приподымая головы от земли. Позднее нега нашла себе убежище и в Южной Америке. Гнездилась она порою и в России. Но именно праздности и неге, диктатуре тела и инстинктов и объявил войну великий просветитель наш Иван Фёдоров.

Не важны государственные границы, да и все государства, вместе взятые, а важен свободно и смело видящий себя в конкретном деле и в исторической перспективе Человек, Личность. Ведь именно из личностей складывается Народ. Каков культурный уровень всех этих отдельно взятых личностей, таков и культурный уровень всего народа. На этой простой мысли, но почему-то неохотно приемлемой большинством, и настаивал тот, кто решился сказать о себе, что «семена духовные надлежит ему по Вселенной рассеивати...» Просвещённого, деятельного и энергичного русского народа боялись многие — соседи и не очень соседи, те, кто считал просвещённость лишь своим собственным достоянием, и иные, считавшие, что у просвещения нет наших плодов, кроме самых горьких. Естественно, боялись и дьякона Фёдорова, возомнившего себя сеятелем семян духовных по Вселенной. Да и к тому же, рассеивая их, молились не на латыни, а по-русски, что вызывало уже двойной испуг. Иван Фёдоров — фигура возрожденческого масштаба и значения. Он свой в пантеоне титанов Европы. Самая дорогая для нас триада: Кирилл и Мефодий, Иван Фёдоров и Пушкин. Придёт время, станем мы, наконец, просвещёнными и введём три обязательных, святых праздника: День Кирилла и Мефодия, День Ивана Фёдорова и День Пушкина. Другие фейерверки будут расчерчивать небо — не во имя анонимных десантников, авиаторов, навигаторов и прочих социально-административных прослоек и подразделений, а в честь тех, кто призвал нас быть носителями Разума, осознавшими, что Разум и есть наше единственное и главное достояние.

Могилу Ивана Фёдорова уничтожили и затеряли. Сделали это те, кому невыгодна была память о «русском пастыре», дьяконе Православной Церкви, который основывал свои типографии не только в Москве, но и в Заблудове, Остроге, Львове. Работал он и в Вильно, позднее названном Вильнюсом. Да вот как-то не хватило широты и внутренней свободы тем, кто в разные эпохи правил бал в этих городах и местностях. Не понимали они, что, покушаясь на святые могилы, каким-то сложным загадочным путём обрекают на деградацию и горе своих собственных потомков. Какой здесь закон существует, какая хитрая и сложная взаимосвязь — неведомо, но какая-то, безусловно, есть. Может быть, всё дело в том, что любой просветитель из отряда духовных отцов не какого-то отдельно взятого народа, а всего человечества? Руша любую могилу, а тем более отца своего, обрекаешь ты на мрак и безвестность прежде всего СебЯ, а также всех, кому ты даёшь жизнь. Наверное, в этом дело.

В очередной раз «выгнали» Ивана Фёдорова и из церкви Онуфриева монастыря, где временно был расположен его музей. Когда-то эта церковь была православной (на кладбище при ней и был похоронен И.Фёдоров), затем перешла к униатам. Могила двести лет назад куда-то «исчезла», а могильную плиту, чудом сохранившуюся, уничтожили сто десять лет назад... Тоскливо это и убого. Бедные люди, творившие подобное! Как уже наказал их Бог, которому они так усердно молятся, за отступление от его заповедей! Как ещё накажет в будущем за то, что сейчас, в очередной раз получив в своё пользование церковь при Онуфриевом монастыре, не ими, кстати, построенную, не настояли они на том, чтобы прежде всего сохранить память о просветителе. Неразумен человек и жалок в своей близорукости! Но всё это реалии и боли сегодняшнего дня, а разговор об Иване Фёдорове — раздумье о Вечности.

1992


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 29.08.05 14:59