Память

Михаил Ванян
(Москва)

Об учителе

Уже будучи зрелым мастером, Арам Ильич стал профессором Московской консерватории, а позднее, по просьбе Е.Ф.Гнесиной, и профессором института им. Гнесиных.

Учиться у Арама Ильича было моей давней мечтой, но осуществилась она не сразу и не просто.

Дело в том, что, поступив в 1955 году в училище им. Гнесиных, я уже в декабре был призван в армию и прослужил три года.

Восстановившись в училище после армии и проучившись один год, я решил поступать в институт в класс Арама Ильича.

Было начало лета 1959 года. Арам Ильич должен был уехать на гастроли за границу, и, перед самым отъездом, согласился меня послушать.

Встреча состоялась в кабинете Т.Н. Хренникова, в котором Арам Ильич, как секретарь Союза композиторов СССР, в определённые дни вёл приём.

Помню, страшно волнуясь, я сыграл несколько фортепианных пьес, среди которых он выделил прелюдию С-dur, сказав, что она в ритме народного танца «Кочари» (танец пастухов).

Тут же, набрав номер декана теоретико-композиторского факультета О. Агаркова, Арам Ильич сообщил ему, что на приёмных экзаменах быть не сможет, но если абитуриент Ванян сдаст успешно все экзамены, то он согласен принять его в свой класс.

Так я стал учеником класса Арама Ильича.

Как педагог, Арам Ильич предоставлял ученикам полную творческую свободу — в выборе жанров, тем, инструментов. Никогда в классе не устраивал прослушивание каких-либо авторов, в том числе и своих сочинений, как зачастую делали это другие педагоги. Тем самым исключалось любое давление на студента — каждый имел право на собственные музыкальные пристрастия.

А вот вопросы формы, формообразования, а главное, вкуса и стиля были на первом месте. Арам Ильич мог, слушая

очередное сочинение, в какой-то момент резко остановить студента со словами: «А вот здесь мне уже стало скучно».

Но бывало и наоборот, когда в какой-то части формы не хватало, по выражению Арама Ильича, «нужной воды».

Я не припомню случая, чтобы Арам Ильич сам, своей рукой что-либо вписывал в клавир или партитуру студента.

Впечатления, рекомендации, пожелания — только словами.

Прийти на урок без нового сочинения или развития начатого опуса считалось большим грехом. Арам Ильич в этих случаях бывал очень недоволен и в своём журнале делал не вполне штатную запись: «Был, но без музыки».

И часто напоминал нам слова своего Учителя Н.Я.Мясковского: «Если композитор не сочиняет, то мозг его ржавеет».

Или: «Ловите момент, когда у вас плохое настроение — тут же за рояль. Это самое лучшее время для сочинения музыки».

hachaturyan2.jpg (25280 bytes)

Класс профессора Хачатуряна в Московской консерватории. Арам Ильич Хачатурян, Алексей Рыбников, Георгий Пелецис, Марк Минков, Толиб Шахиди


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 05.09.05 20:22