Память
Михаил
Ванян
(Москва)
Об
учителе
Уже будучи
зрелым мастером, Арам Ильич стал профессором
Московской консерватории, а позднее, по просьбе
Е.Ф.Гнесиной, и профессором института им.
Гнесиных.
Учиться у
Арама Ильича было моей давней мечтой, но
осуществилась она не сразу и не просто.
Дело в том,
что, поступив в 1955 году в училище им. Гнесиных, я
уже в декабре был призван в армию и прослужил три
года.
Восстановившись
в училище после армии и проучившись один год, я
решил поступать в институт в класс Арама Ильича.
Было
начало лета 1959 года. Арам Ильич должен был уехать
на гастроли за границу, и, перед самым отъездом,
согласился меня послушать.
Встреча
состоялась в кабинете Т.Н. Хренникова, в котором
Арам Ильич, как секретарь Союза композиторов
СССР, в определённые дни вёл приём.
Помню,
страшно волнуясь, я сыграл несколько
фортепианных пьес, среди которых он выделил
прелюдию С-dur, сказав, что она в ритме народного
танца «Кочари» (танец пастухов).
Тут же,
набрав номер декана теоретико-композиторского
факультета О. Агаркова, Арам Ильич сообщил ему,
что на приёмных экзаменах быть не сможет, но если
абитуриент Ванян сдаст успешно все экзамены, то
он согласен принять его в свой класс.
Так я стал
учеником класса Арама Ильича.
Как
педагог, Арам Ильич предоставлял ученикам полную
творческую свободу — в выборе жанров, тем,
инструментов. Никогда в классе не устраивал
прослушивание каких-либо авторов, в том числе и
своих сочинений, как зачастую делали это другие
педагоги. Тем самым исключалось любое давление
на студента — каждый имел право на собственные
музыкальные пристрастия.
А вот
вопросы формы, формообразования, а главное, вкуса
и стиля были на первом месте. Арам Ильич мог,
слушая
очередное
сочинение, в какой-то момент резко остановить
студента со словами: «А вот здесь мне уже стало
скучно».
Но бывало и
наоборот, когда в какой-то части формы не хватало,
по выражению Арама Ильича, «нужной воды».
Я не
припомню случая, чтобы Арам Ильич сам, своей
рукой что-либо вписывал в клавир или партитуру
студента.
Впечатления,
рекомендации, пожелания — только словами.
Прийти на
урок без нового сочинения или развития начатого
опуса считалось большим грехом. Арам Ильич в этих
случаях бывал очень недоволен и в своём журнале
делал не вполне штатную запись: «Был, но без
музыки».
И часто
напоминал нам слова своего Учителя
Н.Я.Мясковского: «Если композитор не сочиняет, то
мозг его ржавеет».
Или:
«Ловите момент, когда у вас плохое настроение —
тут же за рояль. Это самое лучшее время для
сочинения музыки».
Класс
профессора Хачатуряна в Московской
консерватории. Арам Ильич Хачатурян, Алексей
Рыбников, Георгий Пелецис, Марк Минков, Толиб
Шахиди
[На
первую страницу]
Дата обновления
информации: 05.09.05 20:22