О.Х.Халпахчьян
Мугни
(Из книги «Архитектурные ансамбли Армении»)
Церковь Св. Георгия в Мугни
В XVII веке в Восточной Армении, находившейся под властью Ирана, наблюдается относительная стабилизация жизни, что не замедлило сказаться на оживлении экономики края. Здесь проходили важные торговые пути. Восстанавливаются поселения, возводятся гражданские и культовые сооружения. Новые монастырские комплексы, как правило, были небольшие. В отличие от предшествующих времён они имели одну церковь с притвором и звонницей, жилые и хозяйственные помещения вдоль огибающих двор крепостных стен. Таковы Татеви мец анапат, Хор-Вирап, Шатинванк и др. Таков и монастырь в селе Мугни Аштаракского района.
Расположенный на возвышенности, он служит архитектурной доминантой обширного поселения и прилегающей к нему территории. Его единственная церковь Cв. Георгия находится в центре огражденного стенами прямоугольного участка, северо-восточный угол которого занимают кельи и службы. В первом этаже северного крыла располагались кладовые, во втором — кельи монахов. Восточное крыло было более парадным. Наверху — покои настоятеля, к которым поднимались по наружной одномаршевой лестнице. Внизу — трапезная с кухней и кладовой. Для удобства обслуживания богомольцев она имела выход на небольшую площадь за восточной стеной монастыря. Здесь обычно останавливались повозки паломников.
Церковь Св. Георгия возведена в 1661—1669 годах зодчими Сааком Хизанеци и его преемником Муратом по типу крестовокупольной базилики. Значительное по размерам капитальное сооружение принадлежит к числу лучших произведений своего времени. Хотя в нем и воспроизведена композиция аналогичных древних построек, но храм имеет индивидуальные особенности: значительная ширина среднего нефа и расположение купола не на поперечной оси здания, а в удалении от алтарной апсиды, над центром молитвенного зала.
Архитектурные детали подчеркивают художественную выразительность здания. Круглый барабан купола завершён зонтичным шатром. Над сбитыми с центральных осей купольными окнами — рельефные изображения евангелистов. Большие фасадные окна обрамлены валиками, образующими прямоугольные рамки, осложненные по сторонам кругами или завитками, вверху создающими большой крест, а внизу повисающими лентой, которая в памятниках XIII века доходила до цоколя. Применена и смешанная кладка из оранжевого и черного туфа: на барабане купола чередующимися рядами, а в щипцах фасадов — в виде шахматной доски.
Интересен по композиции тонкий резной декор южного портала, составленный из чередующихся полос различной геометрической плетёнки крученных в разные стороны валов и мелких четырехлистников. Над дверным проёмом — резьба, имитирующая солнечное сияние. Особое внимание уделено тимпану* западного портала, который украшен орнаментом из пышной листвы и ваз, типичный для западноевропейского барокко; его появление можно объяснить торговыми связями Армении с Западной Европой.
* Тимпан — (лат. tympanum — барабан, бубен).
В интерьере церкви сохранились фрагменты росписей, датируемых XVII веком. Не исключена возможность выполнения их художником Нагашем Овнатаном, автором росписей кафедрального собора Эчмиадзина и ряда церквей в районе Еревана и Акулиса.
Открытая трехарочная галерея возведена одновременно с церквью — редкое явление в истории армянского зодчества. Ее средний пролет сделан несколько шире и выше боковых, что значительно усилило её архитектурную выразительность. Галерею венчает 12-колонная ротонда-звонница с круглыми колоннами, имеющими своеобразные капители**. Галерея со звоницей не только акцентирует главный фасад здания, но в свою очередь оживила и придала масштабность всему внешнему облику церкви Георгия.
** Капитель — (лат. capitellum — головка) — одна из трех основных частей ордерной колонны и ее модификаций.
[На
первую страницу]
Дата обновления информации: 21.01.08 09:25